12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Устинова Екатерина346
Меня зовут Екатерина. Я работаю в Ивановской коррекционной школе. В 1998 году закончила филологический факультет Ивановского государственного университета, получила диплом с отличием. Квалификация по диплому – филолог, преподаватель. Стаж работы 19 лет.
Россия, Ивановская обл., Иваново

ОГКОУ « Ивановская коррекционная школа №3»

Конспект урока на тему: «Становление личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)».

Выполнил учитель высшей категории

Устинова Е.А.

г. Иваново

Урок литературы на тему: «Становление личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)».

Цели урока:

  • Создать условия для того, чтобы учащиеся могли проследить за становлением личности главного героя произведения.
  • Продолжать развивать у учащихся навыки работы по вариантам.
  • Создать условия для развития у учащихся навыков выборочной работы с текстом, со словарями.
  • Способствовать воспитанию у школьников таких понятий, как честь и достоинство.
  • Создать ситуацию успеха, в которой каждый учащийся, подготовившись, сможет раскрыть себя с лучшей стороны.

Оборудование урока: тексты романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», толковые словари Дали и Ожегова, проекционная доска, карточки с толкованием слова «Честь» из словарей.

Ход урока:

Организационный момент. Учитель приветствует учеников, настраивает их на работу, проверяет готовность рабочего места.

Слово учителя. Беседа (этап актуализации знаний).

Сегодня мы будем говорить о главном герое произведения – о Петре Гриневе – и попытаемся не просто охарактеризовать его, а еще и проследить линию взросления Петруши (построить схему изменения его мировоззрения).

- Что представляет собой роман по своей форме? (Это воспоминания Петра Андреевича Гринева в виде мемуаров, изданные с разрешения его родственников).

- Расскажите о жизни Петруши Гринева до службы в армии. В каких условиях воспитывался Петруша? (Подготовленный ответ ученика). Акцентируем внимание на некоторых деталях: мягкая, но безвольная мать; честный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение мальчика. В нравственных понятиях царит путаница: «верхом благополучия человека он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем – веселую жизнь в Петербурге.

- Повзрослевший Гринев с осуждением, со злостью говорит о своей молодости? (Нет, скорее с иронией).

- Приведите примеры иронического изображения действительности в первой главе романа. (Урок Бопре, на котором Петя делает змея из карты; к двенадцати годам мальчик «выучился русской грамоте и мог со знанием дела толковать о свойствах борзого кобеля» и т.п.)

- Почему, несмотря на такие негативные штрихи, детство описано с такой теплотой и добротой? (Его описывает человек преклонного возраста. Вспоминает не с насмешкой, а с улыбкой).

- С какого момента судьба Пети переменилась? (С того момента, как отец решил отдать его на военную службу).

- С какими словами отец провожает сына служить? («Береги честь смолоду». Эти слова – эпиграф ко всему произведению).

3. Объяснение нового материала.

- Что же такое честь? Как Петя первоначально понимает это слово?

Чтобы в этом разобраться, давайте послушаем, как трактуется это понятие в словарях Ожегова и Даля. (Выступление подготовленного ученика).

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:

Честь

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.

2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.

3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь.

4. Почет, уважение. Воздать честь.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

Честь

1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.

2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

3. Высокое звание, чин.

4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.

5. Оказание почтения, почета.

Карточки с выдержками из словарей раздаются учащимся для дальнейшей работы. Все записи дублируются на проекционной доске.

- Получается, что для Пети честь – это высокое звание, чин, признак превосходства, оказание почета. Докажите это. (Проигрыш денег и уплата долга Зуеву; грубое обращение с Савельичем – Петя хочет быть взрослым, выйти из-под опеки…)

Делаем предварительный вывод: понятие чести у Гринева еще не сформированное, а поверхностное.

- Значит ли это, что Петр – плохой человек? (Нет, он испытывает угрызения совестив, обидев Савельича, просит прощения).

Вспомните еще один эпизод, где Петр расплачивается с человеком, который помог ему во время бурана. Одному из учащихся дано было задание сравнить два этих эпизода. (Сходство этих эпизодов в том, что и в той, и в другой ситуации Гринев отдает долг другому человеку, требуя необходимое у Савельича. В обоих случаях Савельич возмущен убытком. Но в первом случае Гриневу стыдно за свое поведение, и он просит прощение, а во втором случае – нет, так как он не швыряет деньги на ветер, а благодарит за услугу, то есть поступает осознанно, как ЧЕСТНЫЙ человек. Этот поступок соотносится с понятием чести.

Гринев приезжает в Белгородскую крепость. Там он знакомится с семьей Мироновых. Как он к ним относится? (С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, он считает их своей семьей…). Во всей крепости царит семейная атмосфера.

Кто из обитателей крепости резко выделяется? (Швабрин. Он умен, говорит по-французски, остер. Образован. Сослан в крепость за дуэль.) Характеристику Швабрина дает подготовленный ученик.

- Зачем введен такой герой в повествование? Как соотносятся Гринев и Швабрин? (Они противопоставлены друг другу).

У нас будет урок, на котором мы будем сопоставлять этих героев, а сейчас поговорим о дуэли. Из-за чего или из-за кого она возникла? (Из-за Маши, в нее влюблены оба героя. Из-за стихов Гринева.)

- Почему Гринев решает драться на дуэли? (За честь девушки). Как он относится к Маше? Ответ подготовленного ученика.(Гринев любит Машу, но ни к чему не принуждает. Готовь рисковать ради нее своей жизнью… Возвращаемся к словарю Даля – первое толкование.)

- Как другие герои относятся к дуэли? (Иван Игн.: «драться – это заколоть своего ближнего», Василиса Егоровна – «самоубийство», «дурь», Савельич – «тыкать железными вертелами да притопывать» и т.д.)

Делаем промежуточный вывод: это новый этап в становлении личности Петра Гринева.

Следующий момент, который нас интересует – это поведение Гринева во время захвата крепости. Читаем по ролям эту сцену.

- Какие качества Гринева «открываются» в этой главе? (Смелость, бесхитростность, прямота, бесстрашие, ЧЕСТНОСТЬ…) Внимание к языку. Данный эпизод – это нравственный поединок двух героев, и Гринев в нем побеждает.

- Когда еще в Гриневе проявились все вышеперечисленные качества (особенно смелость)? (После письма Маши он идет к генералу. Едет в крепость и теряет Савельича у разбойников, но не бросает его, а едет выручать. Попадает к Пугачеву и просит его защитить сироту, его невесту. Все доказываем текстом.)

- Какие качества помогают Гриневу, когда Швабрин рассказывает Пугачеву, что Маша – дочь коменданта? (Честность. Читаем отрывок, доказывающий это).

Становление героя показано в момент критических событий. Обсудим арест Гринева и допрос.

- Как ведет себя Петр во время ареста? (Говорит честно обо всем, кроме Маши). Находим в тексте сцену ареста и читаем ее. Делаем вывод: за честь девушки герой готов отдать жизнь. Это высшее проявление чести и благородства – самопожертвование (обращаемся к толковым словарям).

Выстраиваем схему (на проекционной доске):

6.Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

5.Рискует жизнью ради спасения любимой, не бросает в беде Савельича.

4.Отказ присягнуть бунтовщику.

3.Поединок за честь девушки.

2.Благодарность за спасение.

1.Уплата долга за проигрыш.

4.Этап подведения итогов.

Делаем вывод: характер героя показан в развитии. Понятие чести у Гринева на разных этапах его жизни тоже изменяется. Петр не сам говорит о себе, за него говорят его поступки. Вслед за Пушкиным многие другие авторы воспользуются этим приемом.

- Почему мы можем говорить о становлении личности Гринева под «влиянием благих потрясений»?

Домашнее задание. Письменно ответьте на вопрос «Как сложилась бы судьба Гринева, если бы не случилось бунта и его любовь закончилась счастливой женитьбой?»

Выставление оценок за работу на уроке (с аргументацией).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.