12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Клинова Алла Анатольевна92

«Нестандартное домашнее задание по литературе»

Конкурсная работа учителя русского языка и литературы Покровской СОШ, филиала МКОУ «Костинологовская СОШ» Мамонтовского района Алтайского края

Клиновой Аллы Анатольевны

Пояснительная записка

В программе по литературе В.Я Коровиной на изучение романа «Капитанская дочка» в 8 классе отводится восемь уроков. Не секрет, что зачастую современным подросткам классическая литература кажется скучной. Поэтому я попыталась найти способы активизации деятельности учащихся, предлагая восьмиклассникам нестандартные домашние задания по выбору. Ребята могут выполнить домашнее задание индивидуально, в паре или группе, выбрать задание, соответствующее их интересам, склонностям, посильно им по уровню сложности. Многих детей привлекут различные способы проверки и оценивания выполненного задания. Таблица с предлагаемыми домашними заданиями по теме распечатывается и вручается детям заранее, не менее чем за неделю до начала изучения темы, поэтому ученики выбирают вид задания и рассчитывают срок его выполнения в соответствии с расписанием уроков, сообщают о своем выборе учителю, знакомятся с предполагаемой формой проверки и оценивания. С критериями оценки различных работ - устного выступления, презентации, викторины, художественного чтения и т.д.- учащиеся уже знакомы, эти критерии в форме «Памяток» расположены на стенде в кабинете литературы, а также раздаются на карточках во время урока на каждую парту. Оценить работу товарищей ребята могут в устной или письменной рецензии. Следовательно, на этапе оценивания можно тоже получить отметку за полный содержательный анализ представленной товарищами работы. Каждый ученик может предложить учителю свой вариант нестандартного домашнего задания и форму оценивания, приветствуется фантазия и творческий подход. Таким образом, учитель планирует ход уроков по теме, заранее зная, какую работу выполнят учащиеся и как будут ее представлять. Обычно нестандартные домашние задания выбирают творчески одаренные дети, любящие литературу. Если ученик не выбирает домашнее задание из списка нестандартных и не предлагает свой вариант, он получает стандартное задание к следующему уроку литературы ( работа с учебником, выполнение тестов, задания на карточках и др).

Одно из нестандартных домашних заданий предлагаю на конкурс.

Тема: « Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин – антигерой в романе писателя».

Аудитория: 8 класс общеобразовательной школы

В школе все больше распространяются активные методы преподавания. Одним из таких методов является ролевая игра. Ролевая игра позволяет приблизить учебный процесс к реальной жизни, где школьники - равноправные участники многих социальных процессов. Ролевые игры носят творческий характер, воспитывают чувства коллективизма и взаимопомощи, учат деловому общению, формируют коммуникативные умения, носят творческий характер. Функции, которые несет ролевая игра на уроках:

1. Игра удовлетворяет потребность в отдыхе и разрядке, так как вносит новизну в учебный процесс.

2. Игра как предварительная тренировка перед серьезным делом или, наоборот, как обобщение изученного материала.

3. Игра-упражнение в самообладании.

4. В ней проявляется стремление к творческой самореализации.

Таким образом, дети могут максимально проявить свои артистические способности, почувствовать себя свободнее и естественнее, не бояться высказать свои суждения. Психологи считают, что игра является наиболее демократической системой учебного контроля, так как ученик имеет возможность сам оценивать себя и товарищей.

Задачи ролевых игр:

- учащиеся смогут показать умение применять полученные знания в решении поставленной задачи;

ролевая игра дает возможность или для получения дополнительных знаний, или для выявления неосвещенных в учебном курсе вопросов;

развиваются творческие способности при решении определенных проблем;

учащиеся учатся занимать разные позиции, находить аргументы и формулировать взгляды в той или иной роли;

способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели;

- формируется толерантное отношение к другим мнениям.

Ролевые игры - средство формирования убеждений школьников, умения аргументировать свою точку зрения, принимать решения, слышать оппонента.

Серьезным достоинством ролевых игр является то, что они предполагают групповую и индивидуальную работу. Учащиеся осваивают различные стили и способы общения, деловую этику, принятие решений, учатся выслушивать разные мнения. Игра дает возможность проверить полученные знания.

Цели предлагаемой работы:

создать условия для успешной учебной деятельности школьников на уроках литературы и в процессе подготовки домашних заданий;

вызвать интерес к классической литературе и творчеству А.С.Пушкина;

стимулировать желание детей заниматься исследовательской и творческой деятельностью, способствовать расширению кругозора учащихся.

Содержание домашнего задания: ролевая игра «Суд над Швабриным»

Тип задания: групповое

Степень сложности: высокая

Рекомендуемое количество времени на выполнение: две учебных недели, к четвертому уроку с начала изучения романа «Капитанская дочка»

Способ проверки выполненного задания: инсценирование на уроке в классе

Способ оценивания работы учащихся: устные и письменные рецензии зрителей, учителя, самоанализ участников ролевой игры. Результат- отметка в журнал.

Инструкция к выполнению ( на карточке).

В романе Пушкина есть описание допроса Гринева и очной ставки с арестованным Швабриным. А как же состоялся суд над Швабриным? Мы этого не знаем, но можем предположить. Попробуйте разработать сценарий ролевой игры « Суд над Швабриным».

Найдите и изучите документальные материалы, связанные с работой Пушкина над «Историей Пугачева» и романом «Капитанская дочка». Чтобы ярче представить образ Швабрина, изучите сведения о прототипе этого героя (Михаиле Шванвиче) и истории его жизни.

Кто мог присутствовать на этом суде? О чем говорил в своей речи обвинитель?  Какие вопросы  задал судья, присяжные заседатели? Кто мог выступить в качестве свидетелей? Какие факты преступлений Швабрина они предъявили?

Как вел себя подсудимый?  Что мог сказать в его оправдание защитник? Каково решение судьи?

Распределите и отрепетируйте роли подсудимого, свидетелей, обвинителя, защитника, судьи, присяжных заседателей. Опирайтесь на текст романа «Капитанская дочка». При необходимости обращайтесь за советом к учителю. Желаю успехов!

Дата проведения:  3 сентября 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 03.09.18 в 23:00 2Ответить Пожаловаться
Интересная работа, спасибо!
Кирилл Александрович Ш., 11.04.19 в 08:45 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную работу.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.