12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Зайцева Анна Александровна19 |
Конспект урока обучения грамоте 1 класс "Школа России"
Класс: 1
УМК: «Школа России»
Этап ОГ: основной период обучения грамоте
Тип урока: изучение звуков [т’] и [т] и буквы Т.
Тема урока: Звуки [т], [т’]. Буква Т т.
Цель урока (предметная): формировать умение различать на слух звуки [т] и [т’] и буквой, которой они обозначаются; формировать умение произносить новые звуки, слышать их в словах и определять местонахождение новых звуков в слове, характеризовать их(согласный, твердый/мягкий, звонкий); умение читать слоги и слова с новой буквой Т.
Комментарий: в теме урока сначала обозначены звуки, а потом буквы, поскольку метод – звуковой аналитико-синтетический, т.е. обучение идет от звука к букве.
Регулятивные: формировать умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу в течении урока; умение самоконтроля и самооценки.
Комментарий: учитель ставит учебную задачу, а ученик должны понять её, т.е. сделать своей. Нужно зафиксировать с помощью модели (прием моделирования) учебную задачу: узнать, что 2 звука [т] и [т’] обозначаются 1 буквой Тт.
[
?
т][т’]
Познавательные: умение выполнять анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Личностные: мотивация к обучению, осмысление собственной деятельности; мотивация к работе на результат как усвоение национальных духовно-нравственных ценностей.
Коммуникативные: умение высказывать свою т.зр., аргументировать её; умение слышать одноклассников.
Оборудование: проектор, экран, наглядный материал, «Азбука» В. Г. Горецкого 1 класс.
Ход урока
Этап урока | Деятельность детей и учителя | Лингвометодический комментарий |
Аналитический этап – работа с картинкой | - Откройте вашу азбуку на 52 странице. Рассмотрите картинку и расскажите, что вы видите? (кто-то скажет, что это из сказки Пушкина) - А какие сказки Пушкина вы уже знаете? (о мертвой царевне и 7 богатырях, о золотом петушке, о рыбаке и рыбке и т.д.) - А кто-нибудь знает, к какому произведению эта картинка? (А.С. Пушкин «Руслан и Людмила») | |
Слого-звуковой анализ слов | На экране появляется картинка из азбуки - Как вы думаете, кто главный герой на этой картинке? (КОТ) - давайте произнесем это слово вместе. - а теперь каждый произнесет его своему соседу по парте. Мы понаблюдаем за тем, как ведут себя наши органы речи. - произнесем первый звук в слове кот? [к] - он какой? Охарактеризуем его. (согласный, ТВ., глухой) - обозначим значком - второй звук? [о] - он какой? (гласный, ударный) - почему гласный, как это понять? (возд. струя свободно проходит без препятствий) - обозначим значком - третий звук какой? [т] - он какой? Охарактеризуем его (согл., ТВ., глухой) - а почему звук [т] – согласный? (при его произнесении воздушная струя встречает препятствие – зубы) - а почему твердый? (нет гласного звука, который бы указала на его мягкость) - обозначим значком - теперь произнесем всё слово по схеме (кот – [кот] ) Далее на экране появляется картинка часов, которые начинают тикать - ой, ребята, а что это за звук такой? (часы тикают) - а как они это делают? Какие звуки издают? (тик-так) - давайте произнесем слово тик все вместе. - а теперь МАША произнесет его, а мы все внимательно послушаем. - произнесем первый звук в слове тик? [т’] - он какой? Охарактеризуем его. (согласный, мягк., глухой) - а почему звук [т] – согласный? (при его произнесении воздушная струя встречает препятствие – зубы) - а почему звук [т’] – мягкий? (после него стоит гласный звук и, который указывает на мягкость предшествующего согласного) - обозначим значком - второй звук? [и] - он какой? (гласный, ударный) - обозначим значком - третий звук какой? [к] - он какой? Охарактеризуем его (согл., ТВ., глух.) - обозначим значком - теперь произнесем всё слово по схеме (тик – [т’ик] - сравним последний звук в слове КОТ и первый звук в слове ТИК. Назовите эти звуки. (т и т`) - чем отличаются эти звуки? (кот - он твердый, тик – он мягкий) Картинка на слайде: 3 кубика и 5 кубиков. Под каждой картинкой слого-звуковая схема слова ТРИ и ПЯТЬ.
- Что вы видите на левой картинке? (3 кубика) - а на правой картинке сколько кубиков? (5 кубиков) - как вы думаете, какие звуки в каждом слове нас интересуют? (звуки [т], [т’]) - произнесем несколько раз слово ТРИ. - глядя на схему слова, дайте характеристику интересующему нас звуку. В какой части слова он находится? (в начале слова) - произнесем первый звук - [т]. По схеме дайте ему характеристику (согласный, твердый) - произнесем несколько раз слово ПЯТЬ. - глядя на схему слова, дайте характеристику интересующему нас звуку. В какой части слова он находится? (в конце слова) - произнесем последний звук - [т`]. По схеме дайте ему характеристику (согласный, мягкий) - а теперь потренируемся в распознавании звуков [т], [т’] на слух. Я буду проговаривать слово, вы – внимательно слушаете и отвечаете, в какой части слова находятся интересующие нас звуки, и даем им характеристику – твердый или мягкий звук. Слова: Тень Пальто Стена Стул Кит Таракан Ложка (нет звука т/т` - ловушка) Зонтик Столб - а теперь ваша задача называть слова, в которых звуки [т], [т’] стоят: В начале слова В середине слова В конце слова - посмотрите, ребята, сегодня мы познакомились аж с двумя новыми звуками - [т], [т’]. А кто-нибудь знает, какими же буквами или буквой будут обозначаться звуки [т], [т’] на письме? | |
Знакомство с новой буквой |
- на письме звуки [т], [т’] обозначаются буквами Т – заглавная буква, т – строчная буква, называется буква ТЭ. Посмотрите на 53 странице азбуки, как пишется эта буква. Картинки с изображением на экране. - Буква Т стоит на крыше, Телевизор в доме том. Т в антенну превратилась И на крыше очутилась. - Отвечайте, кто знаток: Это что за молоток? - На что похожа буква Т? Запомните, как она выглядит и как правильно называется. - давайте обратимся к кассе букв и найдем место для новой буквы Т. - почему вы поместили её на синий фон? На нижний ряд?(это буква согласного, и звуки [т], [т’], которые обозначаются этой буквой, глухие). - сейчас я раздам вам небольшие тексты. Ваша задача – взять карандашики в руки, найти и подчеркнуть все буквы Т в этом тексте. Где немытые стаканы И тарелки на столе, Обитают тараканы в неге, Сытости, тепле. Только люди спать ложатся, Тараканы тут как тут, Суетятся, и толпятся, И пируют, и поют… В кухне треск и тарахтенье, Топот, гвалт и тарарам, Танго, твист и тарантеллу До утра танцуют там. | |
Чтение слогов-слияний с новой буквой | - прежде чем перейти к чтению с новой буквой Т, вспомним, какие буквы гласных мы уже с вами изучили и знаем? (а о у ы и). - а какую работу выполняют эти буквы? (обозначают гласный звук и указывают на тверд/мягк предшествующего согласного) - какие буквы гласного указывают на твердость предшествующего согласного и командуют «читайся твердо!»? (буквы а о у ы) - а какая буква гласного указывают на мягкость предшествующего согласного и командуют «читайся мягко!»? (и) - а теперь прочитаем слоги-слияния с опорой на букву гласного, стоящую после буквы согласного Т: - какой звук обозначает буква Т в первом слоге? (твердый звук) - какой звук обозначает буква Т во втором слоге? (твердый звук) - какой звук обозначает буква Т в третьем слоге? (мягкий звук) - какой звук обозначает буква Т в четвертом слоге? (твердый звук) - какой звук обозначает буква Т в пятом слоге? (твердый звук) | |
Чтение слов с новой буквой | - посмотрите на слова в столбиках на 53 странице. Как мы определяем, сколько слогов в слове? (правило есть: сколько в слове гласных, столько и слогов.) - прочитайте слово, в котором 1 слог (кот) - слово, в котором 2 слога (котик) - какие слова еще остались? (окуни, Никита) - прочитайте их. Сколько в них слогов? (три слога) | |
Чтение букварного текста | | |