12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зайцева Анна Александровна19

Класс: 1

УМК: «Школа России»

Этап ОГ: основной период обучения грамоте

Тип урока: изучение звуков [т’] и [т] и буквы Т.

Тема урока: Звуки [т], [т’]. Буква Т т.

Цель урока (предметная): формировать умение различать на слух звуки [т] и [т’] и буквой, которой они обозначаются; формировать умение произносить новые звуки, слышать их в словах и определять местонахождение новых звуков в слове, характеризовать их(согласный, твердый/мягкий, звонкий); умение читать слоги и слова с новой буквой Т.

Комментарий: в теме урока сначала обозначены звуки, а потом буквы, поскольку метод – звуковой аналитико-синтетический, т.е. обучение идет от звука к букве.

Регулятивные: формировать умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу в течении урока; умение самоконтроля и самооценки.

Комментарий: учитель ставит учебную задачу, а ученик должны понять её, т.е. сделать своей. Нужно зафиксировать с помощью модели (прием моделирования) учебную задачу: узнать, что 2 звука [т] и [т’] обозначаются 1 буквой Тт.

[

?

t1674127337aa.gift1674127337ab.gif т]

[т’]

Познавательные: умение выполнять анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Личностные: мотивация к обучению, осмысление собственной деятельности; мотивация к работе на результат как усвоение национальных духовно-нравственных ценностей.

Коммуникативные: умение высказывать свою т.зр., аргументировать её; умение слышать одноклассников.

Оборудование: проектор, экран, наглядный материал, «Азбука» В. Г. Горецкого 1 класс.



Ход урока

Этап урока

Деятельность детей и учителя

Лингвометодический комментарий

Аналитический этап – работа с картинкой

- Откройте вашу азбуку на 52 странице. Рассмотрите картинку и расскажите, что вы видите? (кто-то скажет, что это из сказки Пушкина)

- А какие сказки Пушкина вы уже знаете? (о мертвой царевне и 7 богатырях, о золотом петушке, о рыбаке и рыбке и т.д.)

- А кто-нибудь знает, к какому произведению эта картинка? (А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»)


Слого-звуковой анализ слов

На экране появляется картинка из азбуки

t1674127337ac.jpg

- Как вы думаете, кто главный герой на этой картинке? (КОТ)

- давайте произнесем это слово вместе.

- а теперь каждый произнесет его своему соседу по парте. Мы понаблюдаем за тем, как ведут себя наши органы речи.

- произнесем первый звук в слове кот? [к]

- он какой? Охарактеризуем его. (согласный, ТВ., глухой)

- обозначим значком

- второй звук? [о]

- он какой? (гласный, ударный)

- почему гласный, как это понять? (возд. струя свободно проходит без препятствий)

- обозначим значком

- третий звук какой? [т]

- он какой? Охарактеризуем его (согл., ТВ., глухой)

- а почему звук [т] – согласный? (при его произнесении воздушная струя встречает препятствие – зубы)

- а почему твердый? (нет гласного звука, который бы указала на его мягкость)

- обозначим значком

- теперь произнесем всё слово по схеме (кот – [кот] )

Далее на экране появляется картинка часов, которые начинают тикать

t1674127337ad.jpg

- ой, ребята, а что это за звук такой? (часы тикают)

- а как они это делают? Какие звуки издают? (тик-так)

- давайте произнесем слово тик все вместе.

- а теперь МАША произнесет его, а мы все внимательно послушаем.

- произнесем первый звук в слове тик? [т’]

- он какой? Охарактеризуем его. (согласный, мягк., глухой)

- а почему звук [т] – согласный? (при его произнесении воздушная струя встречает препятствие – зубы)

- а почему звук [т] – мягкий? (после него стоит гласный звук и, который указывает на мягкость предшествующего согласного)

- обозначим значком

- второй звук? [и]

- он какой? (гласный, ударный)

- обозначим значком

- третий звук какой? [к]

- он какой? Охарактеризуем его (согл., ТВ., глух.)

- обозначим значком

- теперь произнесем всё слово по схеме (тик – [тик]

- сравним последний звук в слове КОТ и первый звук в слове ТИК. Назовите эти звуки. (т и т`)

- чем отличаются эти звуки? (кот - он твердый, тик – он мягкий)

Картинка на слайде: 3 кубика и 5 кубиков. Под каждой картинкой слого-звуковая схема слова ТРИ и ПЯТЬ.

t1674127337ae.png t1674127337ae.png


- Что вы видите на левой картинке? (3 кубика)

- а на правой картинке сколько кубиков? (5 кубиков)

- как вы думаете, какие звуки в каждом слове нас интересуют? (звуки [т], [т’])

- произнесем несколько раз слово ТРИ.

- глядя на схему слова, дайте характеристику интересующему нас звуку. В какой части слова он находится? (в начале слова)

- произнесем первый звук - [т]. По схеме дайте ему характеристику (согласный, твердый)

- произнесем несколько раз слово ПЯТЬ.

- глядя на схему слова, дайте характеристику интересующему нас звуку. В какой части слова он находится? (в конце слова)

- произнесем последний звук - [т`]. По схеме дайте ему характеристику (согласный, мягкий)

- а теперь потренируемся в распознавании звуков [т], [т’] на слух.

Я буду проговаривать слово, вы – внимательно слушаете и отвечаете, в какой части слова находятся интересующие нас звуки, и даем им характеристику – твердый или мягкий звук.

Слова:

Тень Пальто Стена Стул Кит Таракан Ложка (нет звука т/т` - ловушка) Зонтик Столб

- а теперь ваша задача называть слова, в которых звуки [т], [т’] стоят:

В начале слова

В середине слова

В конце слова

- посмотрите, ребята, сегодня мы познакомились аж с двумя новыми звуками - [т], [т’]. А кто-нибудь знает, какими же буквами или буквой будут обозначаться звуки [т], [т’] на письме?


Знакомство с новой буквой

t1674127337af.jpg

- на письме звуки [т], [т’] обозначаются буквами Т – заглавная буква, т – строчная буква, называется буква ТЭ. Посмотрите на 53 странице азбуки, как пишется эта буква.

Картинки с изображением на экране.

- Буква Т стоит на крыше,

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

- Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

- На что похожа буква Т? Запомните, как она выглядит и как правильно называется.

- давайте обратимся к кассе букв и найдем место для новой буквы Т.

- почему вы поместили её на синий фон? На нижний ряд?(это буква согласного, и звуки [т], [т’], которые обозначаются этой буквой, глухие).

- сейчас я раздам вам небольшие тексты. Ваша задача – взять карандашики в руки, найти и подчеркнуть все буквы Т в этом тексте.

Где немытые стаканы

И тарелки на столе,

Обитают тараканы в неге,

Сытости, тепле.

Только люди спать ложатся,

Тараканы тут как тут,

Суетятся, и толпятся,

И пируют, и поют…

В кухне треск и тарахтенье,

Топот, гвалт и тарарам,

Танго, твист и тарантеллу

До утра танцуют там.


Чтение слогов-слияний с новой буквой

- прежде чем перейти к чтению с новой буквой Т, вспомним, какие буквы гласных мы уже с вами изучили и знаем? (а о у ы и).

- а какую работу выполняют эти буквы? (обозначают гласный звук и указывают на тверд/мягк предшествующего согласного)

- какие буквы гласного указывают на твердость предшествующего согласного и командуют «читайся твердо!»? (буквы а о у ы)

- а какая буква гласного указывают на мягкость предшествующего согласного и командуют «читайся мягко!»? (и)

- а теперь прочитаем слоги-слияния с опорой на букву гласного, стоящую после буквы согласного Т:

t1674127337ag.jpg

- какой звук обозначает буква Т в первом слоге? (твердый звук)

- какой звук обозначает буква Т во втором слоге? (твердый звук)

- какой звук обозначает буква Т в третьем слоге? (мягкий звук)

- какой звук обозначает буква Т в четвертом слоге? (твердый звук)

- какой звук обозначает буква Т в пятом слоге? (твердый звук)


Чтение слов с новой буквой

- посмотрите на слова в столбиках на 53 странице. Как мы определяем, сколько слогов в слове? (правило есть: сколько в слове гласных, столько и слогов.)

- прочитайте слово, в котором 1 слог (кот)

- слово, в котором 2 слога (котик)

- какие слова еще остались? (окуни, Никита)

- прочитайте их. Сколько в них слогов? (три слога)


Чтение букварного текста






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.