Конспект урока обучения грамоте в 1 классе, имеющем в составе ребёнка с ОВЗ, «Гласный звук [и], буквы И, и»

2
2
Материал опубликован 10 December 2017

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе, имеющем в составе ребёнка с ОВЗ, « Гласный звук [и], буквы И, и»

Пояснительная записка

 

Урок обучения грамоте по УМК «Школа России» организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Место урока: 13-й урок в разделе «Добукварный (подготовительный) период» Проведённый урок осуществляет в первую очередь задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе в младших классах. На уроке применялся мультимедийный проектор, ноутбуки, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс. Применение информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения учащихся данного возраста, активного вовлечения в учебную деятельность.

На уроке используются

- методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, словесный, наглядный, практический;

- формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная; коллективная;

- приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; ИКТ; наглядность;

-педагогические технологии: проблемно-диалогическая, личностно-ориентированного обучения; педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая;

- принцип научности и доступности изучаемого материала.

В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.

Тема

Гласный звук [и], буквы И, и

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквами Ии; развития речи

Коррекционные цели

Развитие мелкой моторики руки и пальцев рук, формирование навыков анализа, синтеза и классификации с опорой на наглядные материалы, расширение кругозора, формирование навыков адекватной самооценки детей с ОВЗ

Тип урока

Усвоение нового знания

Планируемые результаты (предметные)

Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умеют использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; знают особенности произнесения звука [и] и его характеристику; называют букву Ии как знак звука [и]; различают печатную и письменную, заглавную и строчную букву; анализируют слова по модели; составляют предложения.

Личностные результаты

Выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

Познавательные: общеучебные – овладевают методом познания – наблюдением; логические – характеризуют изучаемый звук.

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение диалогической формой речи.

Основное содержание темы, понятия и термины

Звук [и]. Заглавная и строчная, печатная и письменная буквы И, и. Многозначные слова

Необходимое оборудование

Ноутбуки, мультимедийный проектор, цветные магниты. Электронное приложение к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., презентация «Гласный звук [и], буквы И, и». Индивидуальные листы для работы. Предметные картинки. Звуковые схемы.


 


 


 


 


 

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учащихся с ОВЗ

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Приложения)

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса
и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

 

II. Артикуляционная гимнастика

Коллективная. Словесный, практический. Игра

– На уроке литературного чтения нам нужно будет много говорить. И чтобы говорить чётко и понятно, мы сейчас сделаем артикуляционную гимнастику

1) упражнение «Пятачок - улыбка» (плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; одновременно выполнять движения с ладошками: пальцы собрать вместе, растопырить – синхронно с губами; повторить упражнение 3-4 раза)

2) упражнение «Шарики» (сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещая поочерёдно воздух с одной щеки на другую, а теперь обе щеки заполним воздухом и со звуком выдохнем)

Внимательно слушают учителя. Выполняют движения.

Выполняет движения за учителем, синхронизируя движения губ и ладоней.

 

III. Постановка учебной задачи.

Фронтальная. Словесный. Отгадывание загадки

- А теперь отгадайте ста­рин­ную дет­скую за­гад­ку.

А и Б си­де­ли на трубе

А упало,

Б про­па­ло.

Что оста­лось на трубе?

- Кто догадался, с какой буквой мы сегодня познакомимся?

– Как вы думаете, какая задача сегодня стоит перед нами?

- И я вам предлагаю для начала прогуляться по сказочному лесу, где живёт много героев сказок.

Слушают загадку, называют отгадку:

– И.

– На уроке мы познакомимся с буквой И.

– Познакомиться со звуком [и] и буквой, его обозначающей

Совместно с учителем формулирует учебную задачу

– Познакомиться со звуком [и] и буквой, его обозначающей.

ЭОР №1 (слайды 2, 3)

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1.Введение в тему

Введение понятия о многозначности слова иголка

Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа с рисунками, беседа

На доске вывешиваются картинки сказочных героев: ослик Иа, Илья Муромец, Иван Царевич, Золушка, Ёлка, Ёжик. Дети называют имена, учитель прикрепляет карточки с именами.

- Почему эти слова написаны с большой буквы?

- Что объединяет этих героев?

- Почему же Золушка, Ёлочка и Ёжик появились здесь? Что их объединяет вместе? 

Если дети затруднятся с ответом, загадать загадку:

В узкий глазок вдета тонкая

нитка –

И поплыла за корабликом

прытко.

Шьет, зашивает и колется

колко.

А называют кораблик…

На доску вывешивается слово «иголка»

- Слово «ИГОЛКА» непростое. Когда у слова много значений, оно называется многозначным. Давайте хором повторим, как называется слово, имеющее несколько значений.

Дети называют имена

- Это имена собственные.

Дети разделят героев на 2 группы ( в одной группе имена героев начинаются с буквы И, а в другой-нет).

- Их объединяют иголки. Слово одно, а значения разные.

Хором, а потом по одному повторяют.

Повторяет вместе с учителем.

 

2. Слого-звуковой анализ слова иголка (Индивидуальный лист для работы, задание №1)

Фронтальная. Словесный, практический. Работа со схемой, беседа

– Рассмотрите схему слова иголка.

– Сколько слогов в слове?

– Какой слог ударный?

– Сколько звуков в первом слоге?

– Что вы можете сказать о втором слоге?

– Что вы можете сказать о третьем слоге?

Рассматривают схему.

– Три слога.

– Второй.

– Один звук – [и].

– Во втором слоге – слияние и согласный звук – [гол].

– В третьем – слияние согласного с гласным [ка]

Осуществляет решение учебной задачи под руководством учителя. Выделяет звук [и] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова

 

3. Знакомство со звуком [и] и буквой И

Фронтальная. Индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, рассказ учителя, моделирование

– Еще раз произнесите первый слог.

– Сколько в нем звуков?

– Какой это звук?

– Почему?

–Особенность произнесения гласного звука [и] – рот открыт нешироко, губы растянуты.

– [и].

– Один.

– Гласный.

Объясняют.

Слушают учителя

Наблюдает над особенностями произнесения звука [и].

ЭОР №1 (слайд 4)

   

Гласный звук [и] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И.

– Найдите букву И на «ленте букв». На что она похожа?

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

– Сколько здесь дощечек?

– Три!

– А какая буква?

– И!

Е. Тарлапан

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Сверху вниз его тянула —

К правой ножке пристегнула.

Г. Ванюхина

- Почему изображено 4 буквы И ?

- Из чего можно сконструировать букву И?

- Выложите букву И из счетных палочек или карандашей.

- А теперь посмотрите на задание 2 в ваших листах. Красным карандашом подчеркните все буквы И.

Находят букву и на «ленте букв». Высказывают свои предположения.

Слушают стихотворение.

- Печатные, письменные, заглавные, строчные.

- Из карандашей, счетных палочек

Выкладывают из карандашей букву И

Выполняют задание 2.

Самопроверка

Моделирует букву из карандашей

Выполняет задание. Учитель, подходя к ребенку, просит его устно проговорить, что получилось в задании.

Самооценка.

ЭОР №1 (слайды 5,6)

ЭОР №2

ЭОР №1 (слайд 7)

Пальчиковая гимнастика

Коллективная. Практический

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

Внимательно слушают. Выполняют движения, повторяя текст за учителем.

Выполняет движения за учителем.

 

3. Знакомство со звуком [и] и буквой И (продолжение)

Индивидуальная . Практический

- Печатную букву И легко писать по клеточкам. Посмотрите на экран.

- Напишите печатные буквы И,и по образцу.

Выполняют задание 3.

Выполняет задание 3. Контролирует и

корректирует свою работу под руководством учителя.

ЭОР №2

Физкультминутка

Коллективная. Практический

 

Осуществляют профилактику утомления. Смотрят видеофрагмент, выполняют движения под музыку.

Выполняет движения под музыку

ЭОР №3

4. Развитие связной речи. Составление предложений по рисункам (учебник, с. 30)

Групповая. Словесный, наглядный. Составление предложений

- А ещё буква И очень любит соединять слова.

- Откройте «Азбуку» на странице 30. Рассмотрите рисунки. Мы будем читать предложения. При «чтении» надо называть слова по рисунку

-Давайте дадим имя мальчику. Составьте предложения из 4 слов, используя имя.

- Давайте составим схему предложения на листочках. Схему пишем после цифры 4.

Юля, Софья, Света могут записать свои предложения печатными буквами ниже схемы (на листах).

- Проверьте, кто у доски выполнил задание верно.

Работают в группе: отвечают по очереди, произносят слова отчетливо, внимательно слушают ответы каждого члена группы, контролируют и оценивают правильность ответов. Распознают звук [и]

- Мама … (повязала
на мальчика шарф; надела на мальчика шапку; дала мальчику карандаш и ручку; дала рюкзак и пенал)

2 ребёнка составляют схему на доске, остальные на листах.

Проверяют задание.

Работает в группе.

Выполняет задание 4. Контролирует и

корректирует свою работу под руководством учителя.

ЭОР №2 (слайд 8)

V. Закрепление знаний и способов действий.

1.Дидактическая игра «Звук [и] в словах»

Парный.

Практический. Дидактическая игра

- Откройте ноутбуки. Выберите уровень задания.

–Уровень 1: определить слова со звуком [и] в словах. Уровень 2: определить место звука [и] в слове.

– Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]?

Работают в паре

Наблюдают за особенностями произнесения звука [и]

Определяет слова со звуком [и].

ЭОР №4

2. Работа с «лентой букв»

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа

– На «ленте букв» найдите буквы А, О, И. Объясните такое расположение

Осуществляют классификацию по заданным критериям

– Гласные буквы располагаются на красном фоне.

– А, О обозначают твердость предшествующих согласных звуков. И обозначает мягкость предшествующих согласных звуков

 

ЭОР №2

3. Составление рассказа по иллюстрации к сказке (учебник, с. 28)

Групповая. Словесный, практический

– Кого вы видите на рисунке?

– Опишите, как он одет.

– С кем беседует Иван-царевич?

– Кто обычно в сказках живет
в избушке на курьих ножках?

– Кого ищет Иван-царевич?

– Придумайте предложение к схеме

– Ивана-царевича.

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют предложение: «Иван-царевич ищет невесту»

Отвечает на вопросы учителя.

 

III. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какому звуку, какой букве был посвящен урок?

– Чему учились на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

- Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте ротик солнышку. Если вы хорошо работали, задания выполнили верно, то нарисуйте солнышку улыбку. А если у вас возникли трудности, солнышко будет грустное.

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Самооценка

Оценивает свою работу на уроке

 

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

 

 

Презентация к уроку

Информационный

Презентация

/data/files/g1512893759.pptx (« Гласный звук [и], буквы И, и»)

 

Азбука 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской

Практический

Анимированные прописи

Интерактивные звуковые схемы

CD -диск

 

«Весёлая мульт-зарядка 3»

Практический

Анимация

https://www.youtube.com/watch?v=xTIVznmnHok

 

Педагог, к. п. н. Варченко В.И. Дидактическая игра, в которой надо определить положение звука [и] в словах. В игру можно играть одному или вдвоем.

Практический

Интерактивное задание

http://eor-np.ru/taxonomy/term/550 - стартовая страница

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/2a/d6/68/9d/34/59/b8/26/e7/3b/e3/5a/ab/f5/bf/6b/html/index.html - уровень 1

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/c7/ba/c5/5b/a9/9d/24/bf/32/d2/58/3f/52/39/4d/f8/html/index.html - уровень 2


 

 

Приложение 2


 

Предварительный просмотр презентации

Гласный звук [и], буквы И, и Котлярская Оксана Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ НШ «Гармония» п.г.т.Безенчук Самарской области 2017 г.

Молоток я раздобыл, Из дощечек букву сбил. Сколько здесь дощечек? Три. А какая буква? И!

На что похожа буква И?

Самопроверка

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Эта ссылка ничего не дает http://eor-np.ru/taxonomy/term/550 - стартовая страница Эти две ссылки не открываются! 1. http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/2a/d6/68/9d/34/59/b8/26/e7/3b/e3/5a/ab/f5/bf/6b/html/index.html - уровень 1 2. http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/c7/ba/c5/5b/a9/9d/24/bf/32/d2/58/3f/52/39/4d/f8/html/index.html - уровень 2

4 January 2018

Ссылки не открываются.1. http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/2a/d6/68/9d/34/59/b8/26/e7/3b/e3/5a/ab/f5/bf/6b/html/index.html - уровень 1 2. http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/c7/ba/c5/5b/a9/9d/24/bf/32/d2/58/3f/52/39/4d/f8/html/index.html - уровень 2

8 January 2018