Конспект урока обучения грамоте в 1 классе, имеющем в составе ребёнка с ОВЗ, «Гласный звук [и], буквы И, и»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе, имеющем в составе ребёнка с ОВЗ, « Гласный звук [и], буквы И, и»
Пояснительная записка
Урок обучения грамоте по УМК «Школа России» организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Место урока: 13-й урок в разделе «Добукварный (подготовительный) период» Проведённый урок осуществляет в первую очередь задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе в младших классах. На уроке применялся мультимедийный проектор, ноутбуки, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс. Применение информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения учащихся данного возраста, активного вовлечения в учебную деятельность.
На уроке используются
- методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, словесный, наглядный, практический;
- формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная; коллективная;
- приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; ИКТ; наглядность;
-педагогические технологии: проблемно-диалогическая, личностно-ориентированного обучения; педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая;
- принцип научности и доступности изучаемого материала.
В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.
Тема |
Гласный звук [и], буквы И, и |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквами Ии; развития речи |
Коррекционные цели |
Развитие мелкой моторики руки и пальцев рук, формирование навыков анализа, синтеза и классификации с опорой на наглядные материалы, расширение кругозора, формирование навыков адекватной самооценки детей с ОВЗ |
Тип урока |
Усвоение нового знания |
Планируемые результаты (предметные) |
Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умеют использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; знают особенности произнесения звука [и] и его характеристику; называют букву Ии как знак звука [и]; различают печатную и письменную, заглавную и строчную букву; анализируют слова по модели; составляют предложения. |
Личностные результаты |
Выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения. Познавательные: общеучебные – овладевают методом познания – наблюдением; логические – характеризуют изучаемый звук. Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение диалогической формой речи. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Звук [и]. Заглавная и строчная, печатная и письменная буквы И, и. Многозначные слова |
Необходимое оборудование |
Ноутбуки, мультимедийный проектор, цветные магниты. Электронное приложение к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., презентация «Гласный звук [и], буквы И, и». Индивидуальные листы для работы. Предметные картинки. Звуковые схемы. |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Деятельность учащихся с ОВЗ |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Приложения) |
|
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
||
II. Артикуляционная гимнастика |
Коллективная. Словесный, практический. Игра |
– На уроке литературного чтения нам нужно будет много говорить. И чтобы говорить чётко и понятно, мы сейчас сделаем артикуляционную гимнастику 1) упражнение «Пятачок - улыбка» (плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; одновременно выполнять движения с ладошками: пальцы собрать вместе, растопырить – синхронно с губами; повторить упражнение 3-4 раза) 2) упражнение «Шарики» (сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещая поочерёдно воздух с одной щеки на другую, а теперь обе щеки заполним воздухом и со звуком выдохнем) |
Внимательно слушают учителя. Выполняют движения. |
Выполняет движения за учителем, синхронизируя движения губ и ладоней. |
||
III. Постановка учебной задачи. |
Фронтальная. Словесный. Отгадывание загадки |
- А теперь отгадайте старинную детскую загадку. А и Б сидели на трубе А упало, Б пропало. Что осталось на трубе? - Кто догадался, с какой буквой мы сегодня познакомимся? – Как вы думаете, какая задача сегодня стоит перед нами? - И я вам предлагаю для начала прогуляться по сказочному лесу, где живёт много героев сказок. |
Слушают загадку, называют отгадку: – И. – На уроке мы познакомимся с буквой И. – Познакомиться со звуком [и] и буквой, его обозначающей |
Совместно с учителем формулирует учебную задачу – Познакомиться со звуком [и] и буквой, его обозначающей. |
ЭОР №1 (слайды 2, 3) |
|
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1.Введение в тему Введение понятия о многозначности слова иголка |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа с рисунками, беседа |
На доске вывешиваются картинки сказочных героев: ослик Иа, Илья Муромец, Иван Царевич, Золушка, Ёлка, Ёжик. Дети называют имена, учитель прикрепляет карточки с именами. - Почему эти слова написаны с большой буквы? - Что объединяет этих героев? - Почему же Золушка, Ёлочка и Ёжик появились здесь? Что их объединяет вместе? Если дети затруднятся с ответом, загадать загадку: В узкий глазок вдета тонкая нитка – И поплыла за корабликом прытко. Шьет, зашивает и колется колко. А называют кораблик… На доску вывешивается слово «иголка» - Слово «ИГОЛКА» непростое. Когда у слова много значений, оно называется многозначным. Давайте хором повторим, как называется слово, имеющее несколько значений. |
Дети называют имена - Это имена собственные. Дети разделят героев на 2 группы ( в одной группе имена героев начинаются с буквы И, а в другой-нет). - Их объединяют иголки. Слово одно, а значения разные. Хором, а потом по одному повторяют. |
Повторяет вместе с учителем. |
||
2. Слого-звуковой анализ слова иголка (Индивидуальный лист для работы, задание №1) |
Фронтальная. Словесный, практический. Работа со схемой, беседа |
– Рассмотрите схему слова иголка. – Сколько слогов в слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? – Что вы можете сказать о втором слоге? – Что вы можете сказать о третьем слоге? |
Рассматривают схему. – Три слога. – Второй. – Один звук – [и]. – Во втором слоге – слияние и согласный звук – [гол]. – В третьем – слияние согласного с гласным [ка] |
Осуществляет решение учебной задачи под руководством учителя. Выделяет звук [и] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова |
||
3. Знакомство со звуком [и] и буквой И |
Фронтальная. Индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, рассказ учителя, моделирование |
– Еще раз произнесите первый слог. – Сколько в нем звуков? – Какой это звук? – Почему? –Особенность произнесения гласного звука [и] – рот открыт нешироко, губы растянуты. |
– [и]. – Один. – Гласный. Объясняют. Слушают учителя |
Наблюдает над особенностями произнесения звука [и]. |
ЭОР №1 (слайд 4) |
|
Гласный звук [и] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И. – Найдите букву И на «ленте букв». На что она похожа? Молоток я раздобыл, Из дощечек букву сбил. – Сколько здесь дощечек? – Три! – А какая буква? – И! Е. Тарлапан Буква И наискосок Примеряла поясок. Сверху вниз его тянула — К правой ножке пристегнула. Г. Ванюхина - Почему изображено 4 буквы И ? - Из чего можно сконструировать букву И? - Выложите букву И из счетных палочек или карандашей. - А теперь посмотрите на задание 2 в ваших листах. Красным карандашом подчеркните все буквы И. |
Находят букву и на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Слушают стихотворение. - Печатные, письменные, заглавные, строчные. - Из карандашей, счетных палочек Выкладывают из карандашей букву И Выполняют задание 2. Самопроверка |
Моделирует букву из карандашей Выполняет задание. Учитель, подходя к ребенку, просит его устно проговорить, что получилось в задании. Самооценка. |
ЭОР №1 (слайды 5,6) ЭОР №2 ЭОР №1 (слайд 7) |
|||
Пальчиковая гимнастика |
Коллективная. Практический |
Мы наши пальчики сплели И вытянули ручки. Ну, а теперь мы от Земли Отталкиваем тучки. |
Внимательно слушают. Выполняют движения, повторяя текст за учителем. |
Выполняет движения за учителем. |
||
3. Знакомство со звуком [и] и буквой И (продолжение) |
Индивидуальная . Практический |
- Печатную букву И легко писать по клеточкам. Посмотрите на экран. - Напишите печатные буквы И,и по образцу. |
Выполняют задание 3. |
Выполняет задание 3. Контролирует и корректирует свою работу под руководством учителя. |
ЭОР №2 |
|
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Осуществляют профилактику утомления. Смотрят видеофрагмент, выполняют движения под музыку. |
Выполняет движения под музыку |
ЭОР №3 |
||
4. Развитие связной речи. Составление предложений по рисункам (учебник, с. 30) |
Групповая. Словесный, наглядный. Составление предложений |
- А ещё буква И очень любит соединять слова. - Откройте «Азбуку» на странице 30. Рассмотрите рисунки. Мы будем читать предложения. При «чтении» надо называть слова по рисунку -Давайте дадим имя мальчику. Составьте предложения из 4 слов, используя имя. - Давайте составим схему предложения на листочках. Схему пишем после цифры 4. Юля, Софья, Света могут записать свои предложения печатными буквами ниже схемы (на листах). - Проверьте, кто у доски выполнил задание верно. |
Работают в группе: отвечают по очереди, произносят слова отчетливо, внимательно слушают ответы каждого члена группы, контролируют и оценивают правильность ответов. Распознают звук [и] - Мама … (повязала 2 ребёнка составляют схему на доске, остальные на листах. Проверяют задание. |
Работает в группе. Выполняет задание 4. Контролирует и корректирует свою работу под руководством учителя. |
ЭОР №2 (слайд 8) |
|
V. Закрепление знаний и способов действий. 1.Дидактическая игра «Звук [и] в словах» |
Парный. Практический. Дидактическая игра |
- Откройте ноутбуки. Выберите уровень задания. –Уровень 1: определить слова со звуком [и] в словах. Уровень 2: определить место звука [и] в слове. – Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]? |
Работают в паре Наблюдают за особенностями произнесения звука [и] |
Определяет слова со звуком [и]. |
ЭОР №4 |
|
2. Работа с «лентой букв» |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа |
– На «ленте букв» найдите буквы А, О, И. Объясните такое расположение |
Осуществляют классификацию по заданным критериям – Гласные буквы располагаются на красном фоне. – А, О обозначают твердость предшествующих согласных звуков. И обозначает мягкость предшествующих согласных звуков |
ЭОР №2 |
||
3. Составление рассказа по иллюстрации к сказке (учебник, с. 28) |
Групповая. Словесный, практический |
– Кого вы видите на рисунке? – Опишите, как он одет. – С кем беседует Иван-царевич? – Кто обычно в сказках живет – Кого ищет Иван-царевич? – Придумайте предложение к схеме |
– Ивана-царевича. Отвечают на вопросы учителя. Составляют предложение: «Иван-царевич ищет невесту» |
Отвечает на вопросы учителя. |
||
III. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Какому звуку, какой букве был посвящен урок? – Чему учились на уроке? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? - Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте ротик солнышку. Если вы хорошо работали, задания выполнили верно, то нарисуйте солнышку улыбку. А если у вас возникли трудности, солнышко будет грустное. – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя Самооценка |
Оценивает свою работу на уроке |
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ п/п |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
|
Презентация к уроку |
Информационный |
Презентация |
/data/files/g1512893759.pptx (« Гласный звук [и], буквы И, и») |
|
Азбука 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской |
Практический |
Анимированные прописи Интерактивные звуковые схемы |
CD -диск |
|
«Весёлая мульт-зарядка 3» |
Практический |
Анимация |
|
|
Педагог, к. п. н. Варченко В.И. Дидактическая игра, в которой надо определить положение звука [и] в словах. В игру можно играть одному или вдвоем. |
Практический |
Интерактивное задание |
http://eor-np.ru/taxonomy/term/550 - стартовая страница http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/2a/d6/68/9d/34/59/b8/26/e7/3b/e3/5a/ab/f5/bf/6b/html/index.html - уровень 1 http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/c7/ba/c5/5b/a9/9d/24/bf/32/d2/58/3f/52/39/4d/f8/html/index.html - уровень 2 |
Приложение 2
Алина Яковлевна Корогод
Мельникова Светлана Федоровна