Пояснительная записка к презентации
Цели: закрепить навыки различия и правильного произношения звука [и]; учить выделять ударный гласный звук; развивать фонематический слух; формировать навыки и анализа и синтеза слогов; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
Садится сначала тот, кто вспомнит слова, начинающиеся на звук а или у.
2. Артикуляционная гимнастика.
1. «Наказать непослушный язычок» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.
2. «Лепёшка» Язык широкий положи И спокойным удержи. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
3. «Иголочка» Язычок наш как иголка, Отойди, уколет колко! Рот приоткрыть. Узкий, напряжённый язык высунуть вперёд, как можно дальше.
4. «Змейка» Показала змейка жало, Убрала и хвост поджала… Жало вынула опять, Хочет всех вас испугать! Сделать упражнение «Иголочка». Узкий язык, похожий на жало, максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта. 5. «Парус» Выше парус поднимай! В путь кораблик отправляй! Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами.
6. «Качели» Язычок на крылечке полежал – И на качели побежал. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.
7. «Маляр» Мы покрасим потолок, Маляром стал язычок, Будет чистым (вот дела!) Всё до дальнего угла! Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад.
8. «Щётка» Щёткой кухню подмету, Наведу там чистоту, Вправо, влево щетинки, Не оставлю ни соринки! Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его вглубь рта.
9. «Вкусное варенье» Мы вареньем, крепким чаем Всех знакомых угощаем… С губ сотрём следы варенья, Угощенья – объеденья! Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.
10. «Чашечка» Любим пить мы крепкий чай, Ну-ка, чашку подставляй! Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.
3. Повторение пройденного.
- Какие звуки мы уже изучили?
- При произношении, какого звука губы сложены трубочкой?
- При произношении, какого звука рот широко открыт?
- Дайте характеристику этим звукам?
Игра "Живые звуки".
Детей называют звуками:
- Ты будешь звук[а], а ты - звук [у]. Когда учитель произносит звукосочетание, дети должны встать в том порядке, в каком идут звуки (ау, уа).
Проверка домашнего задания. Работа с кассой букв.(составляем слоги с изученными буквами)
4. Знакомство со звуком [и].
Учитель читает четверостишие:
Инна, Нина и Марина,
Лида, Игорь и Ирина Вышли в прятки поиграть, Букву и в словах искать.
- Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (слайд 2)
- Чтобы произнести звук и, нужно растянуть губы в улыбке. (слайд3)
5. Характеристика звука (гласный)
- Как вы думаете, почему звук [и] гласный?
- В какой домик мы его поселим в красный или согласный? Почему?
- Ребята, а что такое звук?
- Дети учатся правильно произносить звук и.
6. Выделение звука и на слух.
Учитель произносит гласные звуки:[ а] - [о] - [и ]- [э ]- [и] - [э]- [а] -[ и] -[ о] -[у] -[ и]. На звук и ученики поднимают красные карточки.
7. Звук в слове.
Учитель показывает картинки: индюк, игла, ива, изба, Иван, Ира (слайд 4-5 )
Дети проговаривают названия и определяют место звука в словах.
8. Дидактическая игра " Посмотри и запомни"
На экране появляются пять карточек, дети рассматривают картинки и запоминают их расположение. (слайд 6-7)
9. Физминутка.
Три медведя
Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх. Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди. А сынок — малютка просто. Присесть. Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи. С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки. Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.
10. Знакомство с буквой и.
- Демонстрация буквы и (слайд 8)
- Ученики находят букву в кассе.
- Выкладываем букву из палочек.
- Прорисовываем букву в воздухе.
- Печатают букву в рабочих тетрадях.
11.Анализ и синтез слогов аи,иу, ауи.
Учитель проводит анализ и синтез данных слогов, дети повторяют.
- Составление слогов с изученными буквами.
12. Д/з.
Вылепить букву и из пластилина.
Раскрасить картинку с буквой и.
13. Подведение итогов.
Аладышева Татьяна Петровна