Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Жизнь луга»
Конспект урока окружающего мира по теме
«Жизнь луга»
Цель урока: формировать целостное представление о природном сообществе луга; развивать систему УУД; воспитывать экологическую культуру младшего школьника.
Личностные результаты обучения: проявление учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу; интереса к познанию окружающего мира; интереса к исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные: умение использовать символы, знаки; читать информацию, представленную в различных формах (рисунки, таблицы, графики, схемы); понимать смысл познавательного текста; выполнять исследовательские действия на основе инструкции.
Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу; работать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; принимать роль в учебном и исследовательском сотрудничестве.
Коммуникативные: строить адекватные речевые высказывания в диалоге с учителем и одноклассниками; воспринимать и учитывать другие мнения и позицию; формулировать собственное мнение и выражать позицию; задавать вопросы, слушать; уметь договариваться, приходить к общему решению; осуществлять взаимоконтроль.
Предметные результаты: получить целостное представление о природном сообществе луга; узнать взаимосвязи; уметь строить цепи питания.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, самостоятельная работа, работа в парах.
1.Орг. момент. Психологический настрой.
(Звучит звукозапись. «Голоса птиц»)
Ребята закройте глаза и послушайте, вокруг вас кипит жизнь. Вот маленькая птичка тенькает, стучит дятел, журчит ручей. Постарайтесь почувствовать свежесть воздуха и прохладу. Где же вы ребята побывали? А почему я хотела, чтобы вы оказались в лесу?
2. Мотивация к учению.
Просигнальте мне, ребята, кто готов активно и продуктивно работать на уроке. Не будет терять времени даром и будет трудиться, и открывать новые знания. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите. Если у кого-то настрой не очень хороший, мы постараемся все вместе это исправить. будем слаженно работать вместе и все преодолеем.
3. Проверка домашнего задания
Выступления учащихся с сообщениями о жизни леса, растительном и животном мире.
4. Актуализация знаний
– О чем мы говорили на прошлом уроке?
– О каких связях в природных сообществах нам стало известно?
Как вы понимаете следующие слова: Природа станет другом человеку, если человек станет уважать ее законы…и постарается стать другом природе… Нашу прекрасную планету населяют удивительные растения и животные, которые тесно связаны между собой. Сегодня мы с вами откроем новые знания о их жизни. Нас ожидают необычные встречи и удивительные знакомства.
Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока разгадайте кроссворд (возьмите карточки на столах и впишите ответы). (Один на доске). Кроссворд:
Назовите самую богатую и разнообразную природную зону России (Лес).
Вертикальная структура леса, или расположение растений (Ярус).
Естественная наука (раздел биологии) о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания (Экология).
Назовите ключевое слово, которое у вас получилось? (ЛУГ).
5. Постановка учебной задачи
Послушайте стихотворение Алены Демидовой
Лежу в траве
И червячок, и паучок,
И маленький кузнечик -
Не пустячок, а маячок
Для жизни человечьей.
Вся жизнь как круг. Цветущий луг
Смыкает радость с болью.
И аромат, и цвет, и звук
Создателя - с любовью.
Как вы думаете, почему я вам предложила это стихотворение?
– Определите тему нашего урока (Жизнь луга)
Что такое луг? Что можете о нем рассказать? Что бы вы ещё хотели о нём узнать? Какие задачи поставим перед собой. Об этом вы сами мне скажите, когда выполните задание.
6. Изучение нового материала (совместное открытие знаний)
– Ребята, сегодня предлагаю продолжить работу в группах. Работать будем так же, как на прошлых уроках. Распределите роли. Сегодня у нас будут работать ученые «Ботаники», «Зоологи», «Экологи», «Эксперты». Желательно, чтобы роли не повторялись. Сегодня мы будем готовить «Памятку – шпаргалку» по теме «Жизнь луга».
– Какой должна быть информация на шпаргалке (краткой и четкой)
Каждая группа получает задания, которые должны выполнить пары. После поиска и работы с информацией, каждая пара должна разместить самую важную информацию на памятке, используя вспомогательные материалы в конвертах. Эти конверты лежат у вас на партах. Там же вы найдете инструкции к работе.
Инструкция:
Ребята, сегодня в роли исследователей вам предстоит большая работа. Вы должны будете найти необходимую информацию и разместить ее на «Памятке –шпаргалке» таким образом, чтобы с ее помощью удобно было запомнить материал урока и повторить его, когда это будет необходимо.
«Ботаники»:
– Прочитать текст на стр. 169 – 171
Выяснить:
Какие растения растут на лугу?
Что объединяет эти растения?
Интересные факты из жизни луговых растений.
– Выбрать из вспомогательных материалов необходимые рисунки, информацию.
– Определиться с размещением информации на «Памятке - шпаргалке»
«Зоологи»:
– Прочитать текст на стр. 169 – 171
Выяснить:
Какие животные живут на лугу?
Богат ли луг разнообразием животных?
Особенности жизни некоторых животных луга?
– Выбрать из вспомогательных материалов необходимые рисунки, информацию.
– Определиться с размещением информации на «Памятке - шпаргалке»
«Экологи»:
– Прочитать текст на стр. 172 –173
Выяснить:
Какие действия людей могут привести к гибели луга?
Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?
Значение луга для человека?
– Выбрать из вспомогательных материалов необходимую информацию.
– Определиться с размещением информации на «Памятке - шпаргалке»
«Эксперты»
– Подготовиться к защите своего проекта по плану:
1. Природное сообщество – луг
2. Растительный мир
3. Животный мир
4. Значение в жизни человека
5. Защита луга
Работа в парах и группе.
Выполняется оформление «Памятки - шпаргалки».
7. Физкультминутка
8. Закрепление изученного, включение в систему знаний
а) Защита проекта
Выполняется защита проекта по заданному плану.
–Так как же живут все обитатели луга? (Они живут вместе, сообща, поэтому луг и называют природным сообществом)
б) Составление экологических связей обитателей луга:
Задание: вставьте правильное слово в пищевую цепочку.
Слова для справок: перепел, бабочка, растение
нектар____________ (_______)_____________ПЕРЕПЕЛ
(________)________ кузнечик ___________( _____________)
в) Игра «Найди ошибки».
Работа в группах. Найди ошибки в рассказе.
Одним теплым воскресным днём мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пёстрый ковёр. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нём лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – всё равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошёл день!
Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? (5) Какие? Подумайте и скажите.
Ребята имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природного сообщества и нарушать экологическое равновесие?
9. Рефлексия. Оценивание.
а) Дополните предложение «Теперь я знаю, что…….
Оцените, как вы усвоили материал урока на карточках.
Если вы усвоили хорошо, поставьте восклицательный знак напротив высказывания. Если у вас остались вопросы, то поставьте вопросительный знак. Если у вас появилось желание ещё что-то узнать, то поставьте многоточие.
Животные и растения луга. |
|
Экологические связи в сообществе. |
|
Значение сообщества для человека. |
|
Охрана сообщества. |
|
б) - Если было всё интересно, легко на уроке, вы во всём разобрались, поднимите зелёный сигнал.
- Если иногда были трудности, затруднения, то жёлтый сигнал.
- Если не разобрались в теме, нужна помощь, то красный
10. Итог урока
–Назовите тему урока. Какие задачи ставили? Достигли ли эти задачи цели, успеха?
– Какие животные встречаются на лугу? Какие растения?
– Почему луг называется природным сообществом? (ещё раз проговорить).
– Что вам хотелось бы узнать по этой теме?
Домашнее задание: подготовить сообщение по выбору.
Источники:
1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса (ч.1). – Москва: Просвещение, 2018
4. https://megabook.ru/search?SearchText=луг&EntityKind=Article
5.Поурочные разработки по курсу Окружающий мир 4 класс. – Москва: Вако, 2014
6. https://www.rostves-celebrity.ru/2019/07/blog-post_19.html
7.Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. – Москва: Просвещение, 2018
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Экология
Пример выполненной «Памятки –шпаргалки»
(детская работа)
9