Тема: «Жизнь пресного водоема»
МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 2»
г. Чебоксары
Учитель начальных классов
Петрова Людмила Витальевна
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: усвоение учащимися понятие о пресном водоёме, как природном сообществе.
Задачи:
Обучающие: сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема; познакомить с растительным и животным миром пресного водоема.
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения применять полученные знания, работа с определителем, формирование исследовательских навыков у младших школьников.
Воспитательные: воспитать любовь к родному краю; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоема, их охране.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, презентация по теме «Жизнь пресного водоема», глобус, карточки для индивидуальной работы с заданием.
Подготовительная работа: созданы 3 группы по интересам, которые провели исследовательскую работу и подготовили сообщения:
Группа ботаников – «Растения водоёма»
Группа зоологов – «Животные водоёма»
Группа ихтиологов – «Рыбы местных водоёмов»
Ход урока.
- Каким нужно быть на уроке, что бы освоить новые знания? внимательным, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, доказывать свою точку зрения, убеждать, относиться уважительно к мнению собеседника.
Загадка:
Я тучка и туман,
Я-река и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
2.Актуализация знаний.
-Какие знаете водоемы? Перечислите их.
(Река, пруд, ручей, море, океан, озеро, водохранилище, канал.)
-Каким цветом обозначена вода на карте? (Голубым цветом.)
-Посмотрите, пожалуйста, на глобус.
-Чего больше на нашей планете: воды или суши? (Воды больше.)
Правильно (1/3-суша,2/3-вода.).
-На какие 2 группы по происхождению можно разделить водоемы?
(Естественные и искусственные.)
-Назовите естественные водоемы. (Ручей, река, море, озеро, родники, океаны.)
-Назовите искусственные водоемы. (Пруд, канал, водохранилище.)
-Одинаковая ли вода в водоёмах? (Нет.)
-Какая в них вода? ( Пресная и солёная.)
-В каких водоемах вода соленая? (В морях, океанах.)
-Какая вода в водоемах, которые окружают наш городок? (Пресная.)
-Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры.
3. Постановка учебной задачи.
-Молодцы! Соблюдая всё, что вы сказали, отвечая на мои вопросы, мы сейчас вместе сформулируем тему нашего урока.
-Какова же тема нашего урока? (Различные варианты названия темы урока.)
-Да, речь будет идти о пресных водоемах. СЛАЙД 1
Тема: «Жизнь пресного водоёма». Мы уже изучали природные сообщества: леса, луга. Как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться на этом уроке? (Узнать о разнообразии животного и растительного мира, доказать, что водоём – природное сообщество.)
Знать особенности природного сообщества «Пресный водоём».
Уметь выделять основные признаки природного сообщества «Пресный водоём» и использовать их в учебной и практической деятельности.
Тема урока очень большая, содержит массу новых знаний. Поэтому мы будем работать по группам. Для этого вы разделились на группы и каждая будет выполнять своё задание. Сегодня вы исследователи, а они всегда записывают нужную информацию в записные книжки. Вашими записными книжками на уроке станут ваши тетради. Итак, познакомимся с группами наших учёных.
Группа ботаников – «Растения водоёма» А кто такой ботаник, ребята? (Специалист, изучающий растения.)
Группа зоологов – «Животные водоёма» Кто такой зоолог? (Специалист, изучающий животный мир.)
Группа ихтиологов – «Рыбы местных водоёмов» Кто такой ихтиолог? (Специалист, изучающий рыб).
4. «Открытие нового знания». Как вы думаете, в какое время года лучше всего изучать жизнь пресного водоема? (Летом.)
-Почему? Да, лучше всего летом изучать жизнь пресного водоема. В это время года растения цветут, а животные наиболее активны.
Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Мы с вами совершим заочную экскурсию на летний водоем и к концу урока мы должны сложить общую картину жизни пресного водоёма. Согласны?
-Подходя к водоему, на что вы сразу обратите внимание?
СЛАЙД 2 . Наши зелёные друзья – растения заселили и водную среду. В реках, ручейках, протоках, озёрах и прудах растут и развиваются растения. Растительный мир водоёмов очень разнообразен. Это водные и околоводные растения: камыш, тростник, рогоз, ежеголовник, роголистник, рдест, ряска малая, элодея канадская, в толще воды плавают мельчайшие водоросли. Сегодня мы расскажем о некоторых из них, постарайтесь запомнить растения и научитесь их узнавать в природе.
- «Группа ботаников», познакомит нас с жизнью растений водоёма.
(дети рассказывают о растениях)
СЛАЙД 3 Ряска часто покрывает всю поверхность стоячих вод, сильно ветвится. Её безлистные маленькие стебли похожи на листочки, от каждого такого стебелька отходит один корешок. Ряска очищает водоёмы от углекислоты и снабжает их кислородом.
СЛАЙД 4. Рогоз широколиственный многолетнее растение от 1- 2 метров в высоту, с ползучим корневищем. Цветки собраны в цилиндрические початки. Цветёт с июня по июль.
СЛАЙД 5. Рдест плавающий так же многолетнее растение от 60 – 150 см в высоту, с длинным корневищем. Соцветие – многоцветковый колос над поверхностью воды. Цветёт с июня по август. Рдестами питаются водные моллюски, насекомые рыбы. В зарослях рдестов многие рыбы мечут икру.
СЛАЙД 6. Кувшинка белая - самое красивое растение водоёма. В народе её называют ещё водяной лилией. Крупные белые цветки её всплывают каждое утро, открываются, а вечером закрываются и уходят под воду.
СЛАЙД 8 Кубышка жёлтая – её красивые жёлтые цветки многие видели, и они привлекают внимание своей яркой окраской. Форма её напоминает круглую колбу с очень коротким горлышком. Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоёма. Листья крупные, плотные, округло- сердцевидной формы, с блестящей, глянцевой поверхностью. Обитает в водоёмах со спокойной водой: в озёрах, прудах, реках с медленным течением. Широкие листья кувшинок и кубышек плавают на поверхности воды, а корни находятся на дне водоемов.
СЛАЙД 9 Элодея канадская
СЛАЙД 10. Роголистник
-Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?
-Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?
Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для водных животных.
-Какой вывод вы сделали изучая растения водоёма?
Вывод ботаников: Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания.
О каких растениях водоёма вы узнали, ребята? Какие растения запомнили? Какие самые красивые растения водоемов?
Физминутка: Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
2. «Группа зоологов», познакомит нас с животным миром водоёма. Для многих животных (пиявки, личинки насекомых, водные насекомые, моллюски, рыбы и др.) пресные водоёмы – это среда обитания, где они живут. Для других (водоплавающие птицы, некоторые звери) водоёмы и побережья – места, в которых они находят обильный корм и надёжные убежища. А некоторые животные (лягушки, тритоны и др.) используют водоёмы в основном как места размножения. Сегодня мы расскажем о некоторых из них.
(дети рассказывают о животных водоема)
СЛАЙД 11 Плавунец окаймлённый - достаточно крупный жук: длина его тела достигает 30 – 35 мм. Верхняя часть тела тёмная, а нижняя светло- жёлтая. Вокруг тела идёт широкая желтоватая кайма. Плавунец окаймлённый живёт в прудах, небольших озерцах, в тихих затонах. Он хорошо приспособлен к жизни в воде. Питается мелкими водными животными: насекомыми, рачками, улитками. Основная добыча-головастики, личинки насекомых, улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.
СЛАЙД 12 Водомерки-хищники. Еды им надо много. Вот и бегают они весь день в поисках пищи. Водомерки «обуты» в особые башмачки. Не настоящие, конечно. Просто на концах ног у них есть густые волосики, смазанные жиром. Поэтому и не проваливаются их ноги в воду.Они легко скользят по воде. Они хищники. Охотятся на комаров.
Дети рассказывают об обитателях водоема ( Поденки, ручейник, клопы, комары, мухи, веснянки, стрекозы и т.д.)
Одна из самых больших стрекоз в нашей стране-большое коромысло. У нее голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам ее головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит их нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром перелете. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки приносят пользу. Они истребляют личинки комаров и жуков-плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров
МОЛЛЮСКИ. Обыкновенный прудовик живёт в небольших озёрах, затонах рек, заросших растениями. Прудовик, как и другие улитки, передвигается очень медленно, примерно со скоростью от 30см до 1 м в час. Это объясняется тем, что ему не приходится отыскивать пищу. Живя среди зарослей растений, он с помощью терки соскабливает кожицу с поверхности листьев. Не брезгует прудовик и животной пищей: поедает икру рыб, упавших в воду мух.
Беззубка-это ракушка, у которой нет головы, а есть нога, похожая на острый клин. Высунет беззубка ногу, воткнет ее в песок, ракушка дрогнет, потом сдвинется с места. Переместится беззубка на два-три см, отдохнет и снова в путь. Она –тихоход: за 1 час может проползти 30-40 см.Через одну трубочку беззубка втягивает воду, а через другую выбрасывает. При этом и дышит, и ест. Ведь в каждой капле воды много крошечных животных и растений.
За сутки беззубка очищает до 40-50 л воды.Улитка-прудовик, беззубка, катушка –моллюски, их называют «фильтрами».
Прудовая лягушка имеет средние размеры 75 – 85 мм, максимальная длина тела до 100 мм. Сверху тело ярко- зелёное или оливкового цвета с тёмными пятнами, вдоль спины проходит светлая продольная полоса. Снизу тело белого цвета. Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми (мухами, жуками, стрекозами, комарами). Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью. Этот язык закреплён во рту необычно: не задним, а передним концом. Как только мимо лягушки пролетает насекомое, она мгновенно выкидывает вперёд язык, к которому и прилипает добыча.
Из ракообразных животных, обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей очищают реки. Их называют «чистильщиками». Речные раки - очень древние животные, появились примерно 130 миллионов летназад, обитают практически во всех пресноводных водоемах. Живут раки до 10 лет, достигают длины 35 см.Подумайте и попробуйте ответить, кого можно назвать чистильщиком? (Того, кто что-то чистит. Он приводит в порядок определенный участок.)-Пресные водоемы -место обитания многих животных.
-Кто может назвать млекопитающих, которые обитают около водоемов. (Бобры, выдры, ондатры, водяные крысы.)
Бобр – один из крупных грызунов. Длина его тела до 100 см, хвоста 25 -35 см; масса – 20 -25 кг. Голова небольшая округлая. Глаза маленькие. Хвост несколько уплощён. Окраска меха от рыжевато - бурой до почти чёрной. Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр с высокими берегами, обильным травостоем и зарослями кустарников. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры издавна славятся своими строительными способностями. Они строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины, используя для этого ветки деревьев, стволы, крепкие колья. Бобр – ценный пушной зверь. Однако в настоящее время его добыча запрещена.
Ондатра, или мускусная крыса. Длина тела ондатры 25 – 32 см, длина хвоста 27 – 30 см; масса 1, 5 кг. Окраска верха от тёмно - рыжей до тёмно – бурой, низа – более светлая. Ондатра живёт на мелководье небольших озёр, рек и ручьёв с густой травянистой растительностью. Она ведёт полуназемный образ жизни, хорошо плавает и ныряет, может в течение 5 минут находиться под водой. Живёт ондатра в норах и хатках. Норы строит в высоких берегах, вход находится под водой. Ондатра питается в основном водными растениями (рогозом, тростником, камыш и др.). Значительно реже она поедает мелких животных, таких, как моллюски, речные раки, лягушки. Ондатра служит важным объектом пушного промысла.
-Какой же вывод вы сделали изучая животный мир водоёма?
Вывод: Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие.
-Ребята, а жизнь птиц связана с водоемами? Жизнь каких птиц связана с водоёмами назовите? (Цапли, журавли, аисты, утки, гуси.)
-Чем питаются аисты, цапли? (Рыбами, головастиками, лягушками.)
- О каких животных пресного водоёма вы узнали? Перечислите.
- Ребята, а почему нельзя уничтожать раков, моллюсков, стрекоз?
Рассказ ихтиологов: - «Группа ихтиологов», познакомит нас с жизнью рыб местных водоёмов.
Самая крупная река Чувашской Республики - Волга. У Волги много притоков, самая крупный приток – река Сура.
Рыбы, которые постоянно обитают в реке Волга- сазан, лещ, стерлядь, судак, щука, сом, налим, окунь, ерш, жерех.
В Волгу заходят из Каспийского моря следующие рыбы: белуга, осетр, минога, севрюга, белорыбица, проходные сельди.
(дети рассказывают о рыбах)
Ёрш. Наружность ерша, конечно, знакома каждому. Вид у него, прямо скажем, угрожающей, особенно когда он расправляет свои колючие плавники и вытягивает щёки с острыми шипами. Эти колючки составляют единственное средство защиты от хищных рыб. Рыбёшка мелкая, неповоротливая. Вот природа и дала ей защиту от врагов. А за то, что взъерошивается, и назвали ершом.
Окунь. Окуня легко отличить от других рыб. Он красиво и ярко окрашен. Спина тёмно- зелёная, бока зеленовато - желтоватые, брюшные плавники ярко- красные, грудные – жёлтые. Первый спинной плавник сизый, второй – зеленовато- жёлтый. Глаза оранжевые.
Щука – одна из крупных рыб; размеры её достигают полутора метров, масса – 24 кг и более кг. Тело удлинённое, стреловидное, голова большая, рыло вытянутое; рот также большой с многочисленными острыми зубами. Спинной плавник отодвинут назад. Окраска спины серо- зеленоватая, бока более светлые и покрыты буроватыми или оливковыми пятнами, брюхо беловатое с серыми крапинками. Щука питается разнообразной пищей: мелкими ракообразными, насекомыми, икрой и мальками других видов рыб. Взрослые щуки тоже хищники, они поедают рыб, птенцов, крупных насекомых.
-Какой вывод вы сделали изучая различных рыб наших водоёмов?
Вывод: Можно сказать, что жизнь рыб, как и любых живых существ, очень разнообразна и достаточно сложна для изучения. Но пытливый ум, пусть даже не специалиста, а простого любителя природы, всего живого на земле, найдёт при знакомстве с подводным миром столько захватывающих подробностей, любопытных фактов, что это само по себе представляет исключительный интерес. А как важно всем нам знать окружающий мир, чтобы сберечь его, сохранить в первозданной красе для себя и последующих поколений.
-О каких рыбах мы узнали? Чем питаются рыбы? А каких рыб вы знаете ещё? Спасибо, ребята за ваши интересные сообщения. Посмотрите, какой прекрасный водоём у нас получился! Мы продолжаем работу в группах самостоятельно.
5. Самостоятельная работа.
1.Подчеркнуть только обитателей водоёма.
Карточка
Животные: ящерица, стрекоза, кузнечик, щука, волк, бобр, водомерка, пчела, сазан, крот, рак, заяц.
Водные растения: рдест, ромашка, камыш, роголистник, клевер, колокольчик, кувшинка белая, ряска малая, тростник, купальница, василёк, рогоз, спирогира.
Самопроверка по ключу. А теперь давайте попробуем установить цепи питания. Одну цепь питания мы установим вместе, а затем вы ещё по одной цепи питания установите в своих группах, записав их в свои записные книжки. Необходимо заполнить пропущенные звенья использую картинки изображённые на слайде.
Водоросли – головастики – карп – цапля
Ряска малая– комар – водомерка – лягушка
Рогоз – карась – щука – выдра
Стрелолист – карась – окунь - выдра
6. Включение нового знания в систему знаний.
-В пресном водоеме обитают различные живые организмы. Покажите на примерах, что они связаны между собой.
(Растения выделяют кислород, а им дышат животные. Рыбы и животные питаются растениями. Хищники питаются животными организмами. Щука - мелкой рыбой, клоп- водомерка -комарами.)
-Как живут все обитатели водоема? ( Сообща.)
-Какой вывод можно сделать? (Пресный водоем является природным сообществом, его надо охранять.)
-Кто может изменить жизнь обитателей водоема, вмешиваясь в жизнь этого сообщества? ( Люди.)
-Каким образом? (Люди бросают мусор в водоемы, моют машины. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду. Люди ловят раков, дети- моллюсков.)
-К чему это может привести? (Гибнет рыба, растения, живые существа. Отлов раков, приведет к загрязнению водоемов, увеличению больных рыб, угрозе растениям. Уничтожение моллюсков - к замутнению воды, угрозе растениям.)
-Что надо делать, чтобы экологическое равновесие не нарушилось? (Сохранять редкие растения, не ловить раков, моллюсков, не губить лягушек, головастиков - будет много комаров. Охранять и беречь природу.)
7.Рефлексия деятельности. (Итог урока.)
-Какую тему мы сегодня изучали на уроке? Какая задача стояла перед вами? Удалось ли решить ее? Что нового, интересного узнали о растениях водоема? О животных водоема? Что удивило вас? Где можно применить полученные знания? Сегодня на уроке мы говорили о разнообразии обитателей водоёма. Все они тесно связаны между собой и приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём – это природное сообщество, где всё взаимосвязано и одно зависит от другого.
8. Информация о домашнем задании. Оценка работы на уроке.
Выполнить задание в виде сообщения « Определение растений, животных, рыб, насекомых, личинок насекомых по определителям». Вы еще раз побудете учёными: ботаниками, зоологами, ихтиологами.