Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Моя малая родина - Кочёвский район»
Автор работы: Коколева Екатерина Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «Пелымская средняя общеобразовательная школа» Кочёвского района Пермского края.
Окружающий мир. 3 класс.
Тема урока: Моя малая родина - Кочёвский район.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: ознакомить обучающихся с историей и географий, с разнообразием растительного и животного мира своего края, используя кейс-технологию.
Планируемые результаты:
Предметные: получить представление о растительном и животном мире родного края, символах Кочёвского района, страницах истории и географии района.
Личностные: формирование чувства гордости за родной край, Родину; ценностного отношения к своему краю.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь извлекать информацию из иллюстраций, текстов; делать выводы, ориентироваться в источниках информации;
Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в группе.
Оборудование: мультимедиапроектор; презентация по теме урока; источники информации; листы для работы в группах; аудиозапись песни «Наш край» (музыка: Д.Кабалевский: слова: А.Пришелец).
Ход урока:
1.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять
И внимательно читать.
Я надеюсь на вас, друзья.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
2.Самоопределение к деятельности.
1)-Послушайте песню и определите, о чём в ней поётся?
*Обучающиеся слушают песню «Наш край» (музыка: Д.Кабалевский: слова: А.Пришелец).
-Итак, ребята, о чём мы сегодня будем говорить на уроке окружающего мира? (о родном крае, о своей малой родине).
-Тема урока «Моя малая Родина-Кочёвский район. (Слайд 1).
-Что значит моя?
-Что значит малая?
-Что значит родина?
(Моя-потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа.
Малая-потому что это маленькая частичка нашей необъятной страны.
Родина-потому что здесь живут родные моему сердцу люди.)
2)-Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Что это значит? (Это значит надо провести небольшую исследовательскую работу).
-Мы будем работать группами. У каждой группы будет своё исследование, т.е. каждая группа будет искать ответ на свой вопрос. В результате работы мы должны будем ответить на следующие вопросы:
1 группа: История Кочёвского района. Кейс № 1.
2 группа: География Кочёвского района. Кейс № 2.
3 группа: Как выглядят символы нашего района? Кейс № 3.
4 группа: Растительный мир Кочёвского района. Кейс № 4.
5 группа: Животный мир Кочёвского района. Кейс № 5.
-А чтобы наше исследование было организованным, распределите обязанности в группе: организатор (организует работу группы), чтец (работа с текстами), секретарь (ведёт записи), докладчик (рассказывает о результатах работы группы).
3. Открытие новых знаний.
1)Практическая работа (работа в группах).
* Учитель выполняет роль консультанта.
Кейс 1.
Источник № 1: Историко-документальное издание «Кочёвский район: прошлое и настоящее» (сост. Н.М.Коваль, С.Н.Пыстогова. – Пермь,Перм.кн.изд-во, 2006) стр. 7-8.
Источник № 2: Карта Кочёвского района.
Кейс № 2.
Источник № 1: Историко-документальное издание «Кочёвский район: прошлое и настоящее» (сост. Н.М.Коваль, С.Н.Пыстогова. – Пермь,Перм.кн.изд-во, 2006) стр.18-20.
Источник № 2: Карта Кочёвского района (соседи района).
Источник № 3: Карта полезных ископаемых Кочёвского района.
Кейс № 3.
Источник № 1:
Герб Кочёвского района утверждён решением Земского Собрания Кочёвского муниципального района от 25 февраля 2010 года № 2 «Об утверждении положений о гербе и флаге Кочёвского муниципального района Пермского края» и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного № 5889.
Описание герба: В червленом (красном) поле с зеленой оконечностью, пересеченном серебряным поясом и рассеченном столбом того же металла, опирающимся на пояс сверху, на зеленой оконечности - обращенный вправо серебряный заяц, привставший на задних лапах в прыжке, с червлеными (красными) глазами, во главе справа - серебряная перна.
Обоснование символики герба. Заяц на коми-пермяцком языке произносится как «коч» [кэч'], и это легло в основу исторического наименования центра района -села Кочёво, с перевода на коми-пермяцкий язык «Коч [кэч'] посад».
Заяц в геральдике - символ чуткости, изобилия и бесстрашия.
Поле щита червленое (красное) - национальный цвет коми-пермяков.
Красный цвет - символ труда, мужества и красоты, характерный для коми-пермяков национальный цвет.
Серебряный пояс, объединённый с серебряным столбом, символизирует пересечение старинных трактовых дорог, соединявших Кочевскую волость с другими территориями Пермской и Вятской губерний.
Серебро - символ чистоты помыслов, благородства.
Серебряная перна - национальный символ коми-пермяцкого народа.
Зелёная оконечность щита символизирует богатую лесную природу района и развитое сельское хозяйство, которое исторически является основным направлением деятельности жителей Кочевского муниципального района.
https://ru.wikipedia.
Источник № 2:
Флаг Кочёвского района утверждён 25 февраля 2010 года[1] и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 5890.
Описание флага. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба Кочёвского муниципального района».
В червлёном (красном) поле с зелёной оконечностью, пересечённом серебряным поясом и рассечённом столбом того же металла, опирающимся на пояс сверху, на зелёной оконечности - обращённый вправо серебряный заяц, привставший на задних лапах в прыжке, с червлёными (красными) глазами, во главе справа - серебряная перна.
Обоснование символики флага.Заяц на коми-пермяцком языке произносится как «коч» [кэч'], и это легло в основу исторического наименования центра района — села Кочёво, с перевода на коми-пермяцкий язык «Коч [кэч'] посад». Заяц в геральдике - символ чуткости, изобилия и бесстрашия.
Красный цвет полотнища -национальный цвет коми-пермяков. Красный цвет - символ труда, мужества и красоты, характерный для коми-пермяков национальный цвет.
Серебряный пояс, объединённый с серебряным столбом, символизирует пересечение старинных трактовых дорог, соединявших Кочёвскую волость с другими территориями Пермской и Вятской губерний.
Белый цвет (серебро) - символ чистоты помыслов, благородства. Серебряная перна -национальный символ коми-пермяцкого народа.
Зелёный цвет полотнища символизирует богатую лесную природу района и развитое сельское хозяйство, которое исторически является основным направлением деятельности жителей Кочёвского района.
https://ru.wikipedia.
Источник № 3: Флаг и герб Кочёвского района.
Кейс № 4.
Источник № 1: Историко-документальное издание «Кочёвский район: прошлое и настоящее» (сост. Н.М.Коваль, С.Н.Пыстогова. – Пермь,Перм.кн.изд-во, 2006) стр. 26-28.
Источник № 2:
ель пихта сосна лиственница рябина
кедр берёза осина липа черёмуха
Источник № 3
щавель багульник мятлик манжетка лютик едкий
Источник № 4
клюква брусника морошка
черника голубика земляника
Кейс № 5.
Источник № 1: Историко-документальное издание «Кочёвский район: прошлое и настоящее» (сост. Н.М.Коваль, С.Н.Пыстогова. – Пермь,Перм.кн.изд-во, 2006) стр. 28-30.
Источник № 2:
лось медведь волк лисица
лесная куница горностай выдра рысь
Источник № 3
рябчик глухарь тетерев гоголь
Источник № 4
щука язь налим
Физкультминутка: коми-пермяцкая народная игра «Кушак».
Играющие становятся в круг. Водящий ударяет кого-то кушаком и бежит вдоль круга. Того, кого ударили, бежит за водящим. Если обгоняет, становится на свое место, если нет, то берет кушак и становится водящим.
2)Презентация выступлений.
Дети выступают, защищают свои работы. Заполняется таблица или интеллект-карта.
*Выступления детей сопровождаются презентацией .По окончании каждого выступления можно задавать вопросы выступающим.
4.Подведение итогов.
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
-Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?
5.Рефлексия. Продолжите высказывание:
- Сегодня на уроке я узнал …
- Мне понравилось …
- Я могу использовать эти знания …
-Хочу сказать «спасибо»…
6.Домашнее задание (на выбор): 1)подготовить устный рассказ о достопримечательностях Кочёвского района; 2)разработать туристический маршрут по району.
Урок окончен! Спасибо за работу!
Приложение 1
Кочёвский район образован в октябре 1926 года. Административный центр района – село Кочёво. От окружного центра г. Кудымкара находится на расстоянии 75 км. Район расположен в северо-западной части Коми-Пермяцкого округа. На севере граничит с Гайнским районом, на северо-востоке – с Косинским, на юге – с Юрлинским, на западе - с Вернекамским районом Кировской области. Поверхность холмисто-равнинная.
Район входит в состав Пермского края. В районе проживают в основном коми-пермяки.
Для района характерно короткое тёплое лето и продолжительная холодная зима. Главное богатство района – леса. Здесь преобладают елово-пихтовые леса. Среди животных обитают лось, медведь, лиса, белка. заяц. мышевидные грызуны, глухарь, тетерев, рябчик. В районе 7 заповедных территорий, которые являются памятниками природы: Вурламский боярышник, Маратовский кедрово-еловый лес, Онолвинский кедровник и другие. Из полезных ископаемых распространены месторождения известняков (Москвинский карьер мергеля), глины. песка, торфа.
Кочёвский район богат водными ресурсами: реками и прудами. Рек насчитывается более 70, в том числе длиной больше 10 км – 37. Наиболее крупные реки: Коса, Онолва, Сеполь, Кизис, лолог. Пруды и реки богаты рыбой.
Экологическая ситуация в районе благоприятная.
Основная отрасль промышленности района – лесная. Также в районе представлены такие отрасли, как торговля, производство товаров лесозаготовительной промышленности, здравоохранение, образование, малое предпринимательство.
Сельское хозяйство развито слабо, так как район относится к зоне рискованного земледелия.
Строительством в районе занимаются 4 предприятия различных форм собственности. В районе работает 1 жилищно-коммунальное хозяйство.
Растительность района: ель. пихта, берёза, осина, сосна. лиственница, вереск. толокнянка, вейник, сушеница, осока, фиалка песчаная, багульник болотный, вахта трёхлистная, голубика, брусника, клюква, морошка, чёрная и красная смородина. черёмуха. ива, ольха, хмель, липа,мятлик луговой, полевица белая, тысячелистник, василёк, манжетка. клевер луговой и т.д. Сибирский кедр (подлежит охране и восстановлению) – наиболее крупное скопление сибирского кедра - Маратовский кедровник, который является памятником природы областного значения.
Не уступает ягодам и разнообразие грибов: рыжики и маслята, подосиновики и подберёзовики, грузди и сыроежки.