12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина34
Оренбургская обл.
1

Конспект урока окружающего мира " Крещение Руси" УМК "Планета Знаний"




презентация к уроку
PPTX / 5.19 Мб

/data/files/z1604515384.pptx (презентация к уроку)Тема урока: «Крещение Руси» УМК « Планета знаний»


Тип урока: комбинированный

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси;


Задачи:

Образовательная: Применять полученные знания на практике.

Деятельностная: Формировать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебными задачами и условиями их реализации.

Развивающая: Развить умение определять тему и цель урока, оценивать себя и товарища.

Воспитательная: Воспитать чувства взаимопомощи, сотрудничества; осознание себя как части целого классного коллектива.

Представление о результатах:

Личностные:

– проявлять интерес к новому содержанию урока.

Регулятивные:

– понимать учебную задачу;

– осуществлять решение учебной задачи в сотрудничестве с учителем;

– определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

– отвечать на итоговые вопросы урока, оценивать свои достижения.

Познавательные:

– определять связь между новой информацией и знакомой;

– понимать вопросы и задания;

– выдвигать гипотезы;

– применять новые знания в практической деятельности.

Коммуникативные:

– вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе;

– выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникаций;

– умение отстаивать свою точку зрения.




Ход урока

I.Орг. момент. Актуализация опорных знаний.

Сейчас у нас урок окружающего мира - исторический блок. Вспомним: Что же такое история?( слайд 2)

Девиз урока ( слайд 3 )

-Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам.

-Мы познакомились с новым словом: предки.

-Кто скажет, что обозначает слово предки? (Предки – это люди, которые жили перед нами.) (слайд3)

-Как вы думаете, а зачем нам, нужно знать, как жили наши древние предки? (Что бы знать историю своей Родины.)

-Прежде чем совершить путешествие в историю по нашей великой стране, мы проверим домашнее задание.

-Вспомните: кем были наши предки? (славянами)

-С ними связана тема прошлого урока и домашнее задание.


2) Проверка домашнего задания

( индивидуальные карточки с тестом)

1.Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а)восточных славян;

б)западных славян;

в)южных славян.

2.Древние славяне жили:

а)семьями;

б)в одиночку;

в)племенами.

3.Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а)земледелием;

б)бортничеством;

в)рыболовством.

4.Посуду делали Древние славяне из:

а)из глины;

б)из металла;

в)из дерева.

5.Свои дома славяне строили:

а)из камня;

б)из кирпича;

в)из стволов деревьев.

(После выполнения теста, учащиеся проводят взаимопроверку) (слайд 5)

- Посмотрите на слайд и расскажите о славянах. (слайд 6)


3) Беседа по вопросам:


Скажите, а кто такой князь? Чем он занимался? (Князь – правитель, он управляет каким-нибудь городом, устанавливает свои законы, следит за порядком) слайд 7
– Каких первых русских князей вы знаете? ( слайд 8)

- Что вызнаете о князе Олеге, князе Игоре, княгине Ольги, князе Святославе?


«Ой ты гой еси, люди добрые!
  Старина новизне низко кланяется.
  Собирайтесь вы, люди добрые,
  Не в дорожку-путину ближнюю,
  А в даль - далекое путешествие.
  Необычное, непривычное.
  Ох, да не за 100 верст, не за 1000 верст,
  А за 1000 лет против времени».


II. Постановка темы и цели урока


-Прочитайте тему урока с. 16 . ( Князь Владимир Крещении Руси) (слайд9)


Давайте подумаем и поставим цель нашего путешествия. Как вы думаете о чем мы узнаем на уроке ?

Цели урока: ( слайд 10)

Узнать о князе Владимире, о его деятельности.

Как произошло Крещение Руси,

Познакомиться с историей принятия христианства на Руси.( с тем, как Русь стала христианской;

В конце урока вы должны знать о деятельности князя Владимира и уметь рассказать историю принятия христианства на Руси.

- А также ответить на два главных вопроса: «Зачем Владимир крестил Русь?» и «Какое значение имеет христианство для Руси?»


-Предлагаю поработать по плану, он лежит у вас на партах:

ПЛАН ( слайд 11)

1. Узнать каким был князь Владимир.

2. Во что верили на Руси?

3. Почему Владимир выбрал христианство? Как Владимир выбирал веру.

4. Как происходило крещение Руси?

5. Какое значение имело крещение для Руси?


Рассказ учителя о князе Владимире/

Крещение Руси связано с именем одного человека… ( слайд 12- Князь Владимир)



Владимир Святославович или Владимир – Красное Солнышко был третьим сыном князя Святослава и простой служанки Малуши, которая убирала в светлице княгини Ольги. 
«Ольга в гневе на Малушу сослала её в дальнее село, где и родился великий князь, вероятно в 
960 году. В 970 году, ещё ребёнком, Владимир получил в удел Великий Новгород (карта), куда был  отпущен вместе с Добрыней, его дядей. Когда во время начавшейся в 977 году междоусобицы старший брат Владимира убил среднего, князь бежал из Новгорода к варягам (карта) и вернулся в 980 году с большим отрядом воинов. Взяв в жёны невесту старшего брата, Владимир при помощи изменника – воеводы овладел Киевом и убил брата. После того «Начал княжить Владимир в Киеве один» (карта).



В 980 году на киевском престоле воцарился новый князь – Владимир,. Это время было неспокойным. Кочевые племена нападали на русские земли, заставляли платить дань, сжигали, разоряли жилища, уводили мастеров, женщин и детей в рабство. Князь Владимир собрал Русь в единое целое, около Киева построил множество городов для защиты от нападений кочевников. Но Владимир понимал, что удерживать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу нельзя. Нужна была другая сила. И эту силу Владимир увидел в религии. Сначала он попытался приспособить язычество к потребностям государства. Начал он с того, что в Киеве, возле своего дворца, соорудил место - пантеон (что означает “все боги”). На высоком холме князь приказал поставить деревянных идолов шести богов. Главным должен был стать Перун. Его деревянное изваяние венчала серебряная голова с золотыми усами. Но эта попытка успеха не имела. У каждого племени были свои наиболее почитаемые боги. Чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. С язычниками невозможен был настоящий мир – ведь они клялись соблюдать его именами разных богов. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере.

- О чем я сейчас рассказала ? Найдите этот пункт.


РАБОТА В ГРУППАХ.


-Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила дружной работы, читаем . слайд 13



t1604515225aa.png


2.Работа в группах. ( Получают задания)

t1604515225ab.png

Задания групп в приложении №


Проверка работы групп.


- Во что же верили люди на Руси ( 1 и 2 группы) (слайды16, 17,18,19)

- Давайте сделаем вывод: Что такое язычество?


(Язычество – это многобожие, вера во многих богов.) (слайд 20 )


-Почему Владимир выбрал христианство?(3 группа) (слайд 21)

- Как Князь выбрал веру для славян? ( 3 группа) слайд


- Как происходило крещение Руси? ( 4 группа) ( отвечают на вопросы после прочитанного текста)

Ответьте на вопросы:

-Какие посланники приходили к Владимиру?

-Как почитают бога мусульмане?

- Почему Владимиру не понравилась вера хазарских евреев?

- Почему не понравилась немецкая вера?

- Почему Владимиру не понравилась вера хазарских евреев?

- Что рассказал греческий мудрец?




Мини вывод:

- Скажите, какую же веру приняла Русь?

- Что же такое христианство?

(Христианство – вера в единого бога в Иисуса Христа) слайд21


- Почему же князь Владимир выбрал христианскую веру?

Князь Владимир решил принять христианскую веру, потому что, во-первых, ему понравился рассказ грека; во-вторых, его бабушка, княгиня Ольга была первой правительницей, принявшей христианство на Руси; в-третьих, князь хотел жениться на сестре византийского царя Анне, которая была христианкой.

- Как же проходило крещение Руси?  5 группа ( слайд 23,24)
-Скажите:

-Где крестили киевлян?

-Как крестили киевлян?

-Как поступил князь с идолами?

- А как вы думаете, все ли славяне сразу приняли христианскую веру?


-Но многие славяне искренне поверили в Иисуса Христа, в его ученье и приняли заповеди Бога, которые должен был соблюдать каждый христианин.


-А где мы встречались с заповедями? (На уроках чтения)

- Какие заповеди вы знаете?

-Проверим все ли заповеди мы помним.


-Давайте повторим заповеди. (Повторяем заповеди по цепочке) (слайд 25,26)

1.Бог для всех один.

2.Не поклоняйся идолам.

3.Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4.Шесть дней работай, седьмой отдыхай.

5.Люби отца и мать.

6.Не убивай.

7. Не изменяй – люби верно.

8.Не кради.

9.Не доноси и не лги.

10.Не завидуй.

-Скажите, ребята, а чему учат заповеди?(Заповеди учат добру, помогать старым, больным и бедным людям. Христианская религия помогала постепенно избавляться от дурных привычек, смягчала нравы людей.)



- Проверим свою работу. С каким пунктом плана нам нужно ещё поработать? ( с 5 пунктом - «Значение крещения Руси» ) ( слайд 27)

- Как вы думаете, крещение Руси было значимым для страны?

- Попробуйте определить ,в чём же заключалось важность этого события.

Для этого поработаем с текстом.

Задание : прочитать текст «Значение принятия христианства для развития Руси». Результаты вашей работы вы объедините в кластер.

- В случае затруднения с формулировкой можно воспользоваться конвертом-помощником. ( Работа в группах)


Значение крещения Руси:


Вывод составление кластера (конверт помощник)

1. Развитие торговли.

2. Появление первых книг.

3. Распространение грамотности.

4. Строительство церквей.

5. Порядок в стране.

6. Славяне стали называться русскими. 


Конверт-помощник № 1

1Появление письменности

2Вытеснение языческих обычаев

3Развитие культуры и ремесла

4Укрепление территориальное единства Руси

5Укрепление связей с государствами Европы

6Приобщение к новым духовным ценностям



Конверт-помощник № 2

1. Развитие торговли.

2. Появление первых книг.

3. Распространение грамотности.

4. Строительство церквей.

5. Порядок в стране.

6. Славяне стали называться русскими


Оба полученных кластера вывешиваются на доску, проводится их сравнительный анализ.

6. Итог урока. Ркфлексия.


-Подходит к концу наш урок. Какие цели урока ставили? ( слайд 28)

Что делали для их достижения? ( Работали по плану) (слайд 29 )



- Итогом урока будет викторина. Работаем сигнальными карточками Выполняем тест ( слайд 30 - 34)

1) Тест

1.Кто крестил Русь?

а)Святослав

б)Владимир

2.На какой реке произошло крещение Руси?

а)Дунай

б)Днепр

3.Из какой страны пришло христианство?

а)Византии

б)Греции

4.Когда было введено христианство?

а)В 988 г.

б)В 898 г.


2)-Подведем итог ( слайд35 )


Я могу рассказать о …

Мне интересно было узнать …

Я хотел бы узнать ….

Новые знания мне пригодятся …



- Все ли мы узнали о том как жили наши предки? На следующем уроке мы продолжим узнавать.



3) Домашнее задание с. 17 – 21 чит, (слайд 36)

- с. 21 вопр 2, 3, 6,7 на выбор,

- Составить синквейн по теме урока.









Приложение 1

Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а)восточных славян;

б)западных славян;

в)южных славян.

2.Древние славяне жили:

а)семьями;

б)в одиночку;

в)племенами.

3.Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а)земледелием;

б)бортничеством;

в)рыболовством.

4.Посуду делали Древние славяне из:

а)из глины;

б)из металла;

в)из дерева.

5.Свои дома славяне строили:

а)из камня;

б)из кирпича;

в)из стволов деревьев.



Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а)восточных славян;

б)западных славян;

в)южных славян.

2.Древние славяне жили:

а)семьями;

б)в одиночку;

в)племенами.

3.Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а)земледелием;

б)бортничеством;

в)рыболовством.

4.Посуду делали Древние славяне из:

а)из глины;

б)из металла;

в)из дерева.

5.Свои дома славяне строили:

а)из камня;

б)из кирпича;









Приложение 2

1 ГРУППА

(Язычество – это многобожие, вера во многих богов.)

В далёкие времена мир для русского человека был полным тайн. Древние славяне никогда не оставались одни, потому что, где бы они не находились, их всегда сопровождали добрые и не очень боги, шумные и незаметные духи. Славянские боги были грозны, но справедливы и добры. У земли, у ветра, у дождя, у солнца спрашивали совета славяне. Славяне верили во многих богов.


Сварог – верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Он олицетворял собой небо, был отцом солнца и огня.Большинство славянских богов – дети Сварога

Даждьбог или Ярило - сын Сварога, бог солнца. Как только поднималось солнышко, славяне говорили, что это сам Даждьбог по небу на чудесной колеснице едет. Славяне верили, что солнце всё видит: и хорошие поступки, и плохие.

Стрибог – царь ветров. Все ветры называли Стрибожьими внуками. Они выпускали из открытого рта вихри, вьюги и метели. У древних славян ветер был всемогущ. Об этом рассказывается в сказках и былинах. (Оценка уч-ся)



Белбог - бог примирения и согласия, дружбы и искренности, добра, удачи, счастья и блага, а также покровитель искусств и торговли. Ему приносятся жертвы в виде веселья, игр и радостного пированья. Белобогаизображали мудрым седобородым и седовласым старцем. 


Рассказать о боге по плану.

Назвать бога.

Владыкой чего он был( чему покравительствовал)










2 группа

В далёкие времена мир для русского человека был полным тайн. Древние славяне никогда не оставались одни, потому что, где бы они не находились, их всегда сопровождали добрые и не очень боги, шумные и незаметные духи. Славянские боги были грозны, но справедливы и добры. У земли, у ветра, у дождя, у солнца спрашивали совета славяне. Славяне верили во многих богов – язычество.


Святобор - верховный владыка лесной. Горе охотнику, убившему олениху с детенышем: рано или поздно Святобор ему отомстит. Горе рыбаку, что ловит рыбу, когда она нерестится: всё равно его ждет грозная расплата



Кроме богов природы, были у славян и другие духи – домашние. Свой дух имелся у каждой славянской избы. Звали его Домовой . Домовой был маленького роста, бородатый и волосатый. Если Домового вовремя покормить и не обижать, то в доме будут хлеб, соль и мёд, а ссоры из избы сами уйдут. Когда семья переходила в другой дом, Домового торжественно приглашали сесть в стоптанный лапоть или на лопатку для выпечки хлеба и отпраздновать новоселье.


Хозяином воды считался Водяной  – старичок с большим животом, наполненным водой, и с длинными зелеными, как водоросли, волосами. Жил он обычно в омутах, болотах и у мельниц. Всё, что когда-то утонуло, становилось его добычей. Жизнь Водяного начиналась только ночью, тогда и купаться нельзя и воду лучше не пить. Всю зиму Водяной спит. Просыпается он только 3 апреля. В тот день трещит по рекам лёд – это Водяной потягивается. 


А в славянских лесах всем заправлял Леший . Он просыпался по весне и тут же начинал озорничать: хлопать в ладоши, мычать, как корова, мяукать, как кошка, шуметь, как река. А чтобы Леший не запутал в чаще, человек, отправляясь в лес, нес ему гостинец. И тогда ягоды и грибы сами в лукошко просились.

Рассказать о боге по плану.

Назвать бога.

Владыкой чего он был( чему покравительствовал)



3 группа



«Князь Владимир» 

Князь Владимир родился в 963 году. Воспитывал его дядя Добрыня, язычник по вере. Восьмилетним мальчиком князь Владимир стал править в Новгороде, а затем взял и Киев. Он был храбрым воином и с молодости ходил в далёкие походы. Со своими друзьями князь Владимир любил охотиться на медведей, кабанов и оленей.  После охоты или похода молодой князь любил слушать рассказы и песни о дальних краях, о войнах, о битвах, о славных делах своих предков. Князь Владимир часто слушал рассказы о том, как живут другие народы, чем они занимаются, каким поклоняются богам. )Он понимал, что славянские идолы только куски камня и дерева и начал искать новую, правильную веру для себя и для своего народа.


Расскажите о князе Владимире

Прочитайте и ответьте на вопросы в конце текста.( важное можно подчеркнуть).

Ответьте на вопросы:

-Какие посланники приходили к Владимиру?

-Как почитают бога мусульмане?

- Почему Владимиру не понравилась вера хазарских евреев?

- Почему не понравилась немецкая вера?

- Почему Владимиру не понравилась вера хазарских евреев?

- Что рассказал греческий мудрец?


Пришли к Владимиру вначале посланники того народа, что поклоняется пророку Мухаммеду. Веру свою они мусульманством зовут. Рассказали князю послы, что по их вере, Бога надо почитать, свинины не есть, вина не пить, чтобы в раю начать жить в свое удовольствие. Сказали бояре, что «нет в них веселия, а от того и закон их не добр». Послушал их Владимир, ничего не сказал, а сам решил: «Что ж это за радости после смерти? Лучше жизнь в веселье прожить».

Затем обратились к Владимиру те, кого называли на Руси немцами за то, что их языка не понимали, то есть католики. Однако не понравились и они Владимиру: «красоты у них в храмах не видели никакой», слишком много строгости, не столько они свою веру хвалили, сколько русских языческих богов ругали.

После прибыли к киевскому князю хазарские евреи. Спросил их князь: «А где земля ваша?». Заплакали евреи и поведали, что прогневался на них Бог и расселил их народ по всему свету. Опечалился такому ответу Владимир, ибо не хотел он Русь по миру пустить.

В конце концов пришел к Владимиру мудрец греческий, что о православной вере рассказывал. Пуще всех речей князю его слова понравились, все тут для Руси подходило. Православие понравилось боярам: и веселье в нем есть, и радость, и красота. А еще любит православный люд пиры и праздники, именно такие, как при дворе князя Владимира устраивают.






































Приложение 3



«Значение принятия христианства для развития Руси».

1. Примерно за сто лет до крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии. Православные миссионеры, болгары по происхождению, Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку - "кириллицу" и перевели на славянский язык богослужебные книги. Сразу после крещения Русь получила письменность на славянском языке, что способствовало распространению грамотности. В XI в. на Руси стали появляться первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Книги создавались и переписывались в монастырях, превращавшихся в культурные центры.

2. Принятие христианства вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жён и рабов на тризнах, упорно боролась против работорговли. Духовенство осуждало языческие обряды и празднества. Разрушались культовые сооружения — идолы, капища. Уничтожались представители русской духовной элиты: волхвы и ведуны.

 3. Принятие христианства повлияло на развитие ремесла. Приёмы кладки стен и возведения куполов, камнерезного дела, а также мозаика, которые использовались при возведении и украшении церквей, были греками переданы русским мастерам. Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Через посредничество Византии Русь прикоснулась к традициям античного мира. Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры, как наследнице античной традиции.

4. Вне христианства невозможно представить себе и объединение различных восточнославянских племён в единый русский народ. До принятия христианства человек осознавал себя древлянином, тиверцем, кривичем. Став христианином, православным, он ощутил себя русским. Укреплялось территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, поскольку Русь, отвергнув язычество, становилась равной другим христианским странам. Связи с соседями-христианами в XI веке значительно расширились.

5. Новая вера способствовала укреплению связей Руси со странами христианской Европы. Русь вошла в число христианских стран, а это значит, что окрепли ее связи с другими государствами Европы, вырос ее авторитет. На нее стали смотреть как на равную.

6. Христианство несло с собой новые духовные ценности. Новая вера призывала людей думать не только о своем благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей. Христианство учило человека быть добрым, честным, справедливым, терпеливым, мириться со своими бедами и болями, не совершать плохих поступков, любить людей, помогать бедным и несчастным, уважать родителей, власть государства.

Конверт-помощник:

Появление письменности

Вытеснение языческих обычаев

Развитие культуры и ремесла

4.Укрепление территориальное единства Руси

5.Укрепление связей с государствами Европы

6. Приобщение к новым духовным ценностям

Конверт – помощник.

1. Развитие торговли.

2. Появление первых книг.

3. Распространение грамотности.

4. Строительство церквей.

5. Порядок в стране.

6. Славяне стали называться русскими




























































презентация к уроку
PPTX / 5.19 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Екатерина, 04.11.20 в 21:35 0Ответить Пожаловаться
Конспект урока окружающего мира 4 кл УМК "Планета знаний"
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.