12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прудникова Людмила329
Россия, Архангельская обл., Северодвинск

К уроку
PPTX / 1.11 Мб

/data/files/r1615493512.pptx (К уроку)Конспект урока окружающего мира

Класс: 4 , УМК «Школа России»

Тема: «Родной край – часть родной страны. Животноводство родного края»

Цели: способствовать формированию у учащихся представления о еще одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве;


Распечатки для групп
DOCX / 7.51 Мб

Задачи: ознакомить с отраслями животноводства, их особенностями в крае; формировать первоначальные умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развивать интерес к предмету «Окружающий мир»; воспитывать умение работать в группах, сотрудничать.

Тип урока: открытие нового знания

 

       Планируемые результаты:

Предметные: знать отрасли животноводства, понимать зависимость развития отраслей от особенностей природных условий; уметь объяснять особенности развития животноводства в Архангельской области.

Метапредметные: П. – извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков; К. – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Р. – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский;

          индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование: раздаточный материал для опроса, карточки для работы в группах, презентация «Животноводство», карточка «Соедини стрелочками», толковые словари, цветные карточки для самооценки.

Основные понятия: коневодство, кролиководство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство, свиноводство, оленеводство.

Технологии: здоровьесберегающие, проблемное обучение, работа в группах, игровые технологии, ИКТ технологии

Ресурсы:

- А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.; М.: Просвещение, 2019.

- А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь № 1; М.:Просвещение, 2019.

- Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс/Сост. И. Ф. Яценко. М.: ВАКО.

- География Архангельской области: Учеб. пособие для 8-9-х кл. общеобразоват. шк. : Для учащихся сред. учеб. заведений / Департамент образования Администрации Арханг. обл., Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; [Асоскова Н. И. и др.] ; Под ред. Н. М. Бызовой, Я. К. Премининой. - Москва : СпортАкадемПресс, 2001

- Толковый словарь Ожегова С.И., толковый словарь Ушакова Д.Н.

- презентация учителя.

 

I. Организационный момент. (1мин)

Прозвенел уже звонок,

Время начинать урок.

Глазки на парту опустите,

Там порядок наведите.

 

2. Актуализация опорных знаний.

1) Расшифруйте запись на доске. Здесь два слова, в них переставлены слоги (2мин)

РОДПРИЕНЫ НЫЗО (природные зоны)

-Подумайте, почему урок начинаю с этого понятия?

(изучали природные зоны России и природные зоны своего края).

- Сегодня на уроке мы вновь обратимся к этому понятию. Вспомните тему прошлого урока. (Растениеводство нашего края)

2) Тест (5мин) (КИМ, с.40)

Проверим, как вы изучили эту тему и подготовили домашнее задание. Проведем тест. За его выполнение каждый получит оценку. Время на выполнение – 5 мин. Подпишите фамилию. Выберите букву с правильным ответом (у каждого ученика на парте) По сигналу, все должны положить ручку на парту. Возьмите карандаш. Проверим ваши ответы. Посмотрите на слайд (даны правильные ответы и критерии оценивания). Если правильно, ставим рядом с ответом плюс, если неверно, ставим минус. Посчитайте количество ошибок, т.е. минусов. Поставьте оценку карандашом в соответствии с данными критериями.

Передайте листочки на первую парту. Я просмотрю ваши работы, конечный результат озвучу на следующем уроке.

-Поднимите руку, у кого были сложности с выполнением теста. А кому было легко выполнять задания? Я проверю и озвучу оценки позже.

3) Фронтальный опрос.

-Сейчас вспомним, какие особенности растениеводства в Архангельской области и от чего это зависит. Эти знания нам сегодня будут нужны при изучении нового материала.

а) Работа с диаграммой. (2мин) (на слайде)

-Рассмотрите диаграмму. Что вы можете сказать?

(По диаграмме видно, что большая часть посевных площадей занята кормовыми культурами. Из зерновых культур выращивают скороспелые сорта озимой ржи, ячменя, овса. Большая часть зерна используется как фураж (корм скоту, птице) Основные посевы зерновых – в южных районах области. Самая распространенная культура – картофель (в пищу и корм скоту). В области выращивают и овощи.)

t1615493244aa.png

-Какой вывод сделаем о развитии растениеводства в крае? (развито слабо)

 

Б) Работа по схеме. (1мин)

- В чем причина такого положения? Объясните с помощью схемы.

(На растениеводство в Архангельской области оказывают влияние природные факторы: недостаток тепла, избыток увлажнения, низкое плодородие)

 

t1615493244ab.jpg

t1615493244ac.jpg

t1615493244ad.png

 

В) Работа по карте. (2мин)

-Почему у нас в области такие природные условия? Объясните, используя карту (Карта Архангельской области) (на слайде)

(Наша область расположена в таких природных зонах, как арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга)

Итак, эти выводы понадобятся нам при изучении нового материала.

 

3. Самоопределение к деятельности.

А) Отгадать загадки (1мин)

- Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки. (на доске картинки, изображения закрыты) По мере отгадывания, картинки открываем.

t1615493244ae.jpg

t1615493244af.jpg

t1615493244ag.jpg

t1615493244ah.jpg

 

 

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое.

          (Корова)

Хвост крючком,

Нос пятачком.

         (Свинья)

Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.

              (Кролик)

Я скачу, скачу.
Грива вьётся на ветру.
Кто это?                            

                   (Конь)

Что вы можете сказать об этих отгадках.

- Верно, это домашние животные. Когда – то в прошлом все животные на Земле были дикими, но с появлением скотоводства домашних животных становилось все больше и больше. Люди не просто одомашнивали животных, а выводили множество новых пород. В результате этого появилась новая отрасль сельского хозяйства.

- Как называется такая отрасль сельского хозяйства? (животноводство)

Б)Определение темы урока

- Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего урока? (Животноводство нашего края) Слайд 1 Это последний урок в разделе «Родной край- часть родной страны»

В) Составление плана урока (2мин)

- Что должны узнать сегодня на уроке? На основе ваших предположений составим план изучения нового материала.

(Составление плана урока, (Слайд 2)

1. Что такое животноводство.

2. Отрасли животноводства.

3. Роль животноводства в жизни человека.

4. Отрасли животноводства в Архангельской обл.

- Как будем работать для достижения цели? (в парах, группах)

- Какие источники информации могут нам помочь? (учебник, география Архангельской обл,)

4. Открытие нового знания.

Знакомство с новым понятием (Работа в группах.) (3мин)

-Как вы думаете, от каких слов произошло понятие «животноводство»? (животные, разводить) А где можно точно получить ответ, что такое животноводство? (в словаре, в учебнике, в интернете). Сейчас будем работать в группах.

-Какое главное правило работы в группе? (Обсуждать вполголоса, не мешать другим) (Дети объединяются в 6 групп)

Две группы ищут толкование слова в словаре, потом сравним. Остальные группы ищут в нашем учебнике и попробуют сами построить это понятие из опорных слов           

(даны отдельные карточки со словами для составления понятия: отрасль, сельского, городского. хозяйства, промышленности, занимающаяся, разведением, диких, домашних, животных, растений)

-Слушаем, какие определения вы составили. (выслушиваем одну группу, у кого по-другому?)

-Слушаем определение из словарей. Определяем, правильно ли мы составили понятие. Делаем вывод, что животноводство - это отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением домашних животных.

2. Сообщение учителя. (2мин)

Животноводство – объемное понятие. Оно включает в себя несколько отраслей. Найдите в учебнике и прочитайте названия отраслей (по 1 чел называют из учебника). (На доске учитель вывешивает карточки с названием отраслей)

Можно ли по названию догадаться, каких животных разводит отрасль?

Домашние сельскохозяйственные животные разнообразны. Одних животных разводят больше, других совсем не разводят.

- Подумайте, отчего зависит развитие животноводства? (От природных условий. Разные погодные условия. В разных природных зонах – разная растительность.)

3. Работа в группах. (7мин)

Посмотрите, с какими вопросами ещё нам осталось разобраться. Где можем найти информацию? (учебник, «География Архангельской обл», интернет) Продолжим работу в группах.

- Договоритесь, кто будет писать и кто выступать. Работаем 7 мин.

   Каждая группа получит карточку с заданием.

- Послушайте задание: соберите информацию из учебника по своей отрасли, заполните карточку. Из дополнительных материалов (выдаются листочки с распечатками из учебника «География Архангельской области» и из сети интернет), а именно из учебника «География Архангельской области» и из сети Интернет выберите информацию и запишите в рабочую тетрадь с. 89 №1, затем поделитесь знаниями со всем классом.

 

Отрасль «Разведение крупного и мелкого рогатого скота»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 197, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Крупный рогатый скот -это__________. Все породы делят на  ____________, _____________ и ________________________ .

Мелкий рогатый скот - это_________________. Очень ценят породы овец с тонкой шерстью - ______________ («руно» - ______________)

Стада овец называют ___________. Большие отары пасутся на ___________. Коз разводят ради______________________________.

Отрасль «Свиноводство»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 198, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Свиньи не грязнули, они, наоборот, очень ___________________ . В жару свинья ложится в грязь для того, чтобы __________________________________________________________

Свиней нужно почаще _______________________. Содержать их надо в ___________ помещениях. Породы свиней ________________________________.

Отрасль « Коневодство»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 198-199, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

В прошлом лошадь помогала крестьянину в _______, перевозила ____________________, участвовала и в военных ___________.

       Лошадь по-прежнему необходима __________________________. Немало людей увлекаются конным ___________________________. Породистых лошадей разводят на ____________________________. Насчитывается свыше 250 пород – от могучих _____________ до миниатюрных ________.

Отрасль « Кролиководство»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 199-200, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Домашние кролики произошли от _________. Кроликов разводят ради ____________________. Содержат кроликов в ___________. Днём зверьки обычно ____________, а ночью _______________.

Кормят кроликов ____________________________________________

Но нельзя давать им траву, влажную от _______________________. От этого кролики могут _____________. Такую траву нужно сначала ___________.

Отрасль « Птицеводство»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 200-201, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Домашние птицы – это _______________________________________.

На крупной ______________ в инкубаторы помещают одновременно сотни тысяч _________

Вентиляторы подают в инкубатор тёплый ____________. Специальный механизм время от времени _____________ яйца, чтобы они равномерно прогревались. Вылупившихся ____________ отправляют в цех ________________. Оттуда подросших кур переводят в цех клеточных______________. Домашних птиц разводят и на менее крупных _______________ и на приусадебных____________ .

Отрасль « Рыбоводство»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 201, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Разведением рыбы в прудах занимаются специальные рыбоводческие ____________. Основные прудовые рыбы - ______________________

________________. В природе в диком виде встречаются _____________________________.

Отрасль « Пчеловодство»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 201-202, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

В далёком прошлом было много диких _______. Они жили в ________ деревьев. Со временем люди стали сами выдалбливать  в стволах деревьев _______ для пчёл. Так зародилось ________________. А потом появились и __________. Название пасека произошло от слов «сечь», «посекать», то есть ________ лес.

Чтобы забрать мёд из колод, пчёл приходилось _______________ ядовитым дымом. Позже был изобретен разборный _________. В него вставляют ________ с сотами, пчёлы заполняют ячейки ________. ____________ достает рамки, не причиняя вреда пчелиной семье.

 

 

5. Заслушивание сообщений представителей от групп. (7мин)

Слушаем представителей групп очень внимательно, заполняем в рабочей тетради №1, с. 89

-Итак, мы узнали об отраслях животноводства. О какой отрасли вы узнали не из учебника? (оленеводство) Где оно распространено в нашей области? (НАО, Мезенский район)

 

5. Физминутка. (2мин)

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире!

Пять – руками помахать!

Шесть – за парту тихо сесть.

 

6. Включение новых знаний в систему знаний.

1. Работа в тетради. (1мин)

Проверим знания по новой теме. Выполним задания в тетради.  (с. 90 № 2)(устно всем классом заполняем строчки под картинками, записать дома)

2. Игра « Соедини стрелочками» (работа в паре) (2мин) (выданы карточки с заданием)

Животные

Место разведения

Профессии людей

Коровы

Конный завод

конюх

Гуси, утки, куры, индюки

Ферма

доярка

Пчёлы

Птицефабрика

пчеловод

Лошади

Пасека

птичница

Фронтальная проверка.

 

4.Игра «Верно-неверно» (2мин)

-Встаньте у парты, если согласны с утверждением, если не согласны-сидите.

Послушайте утверждения. Если вы согласны с ним –садитесь, если нет – стоите.

1.Крупный рогатый скот – это коровы (да)

2.Отара – стадо лошадей. (нет, овец)

3.Свиньи чистоплотны (да)

4.Породистых лошадей разводят на конных заводах (да)

5.В нашей области развито кролиководство (нет предприятий, только в личных хозяйствах)

6.В инкубаторы помещают сотни тысяч кур (нет, яиц)

7. Пасека – место, где разводят коз (нет, пчел)

8.Оленеводство – старейшая отрасль Архангельской области (да)

7 Подведение итогов урока.(3мин)

- Назовите тему урока? (Животноводство нашего края)

- На все ли поставленные вопросы мы с вами ответили?

- Какие отрасли животноводства развиты в Архангельской обл.? Почему? (Главная отрасль – молочное животноводство, т.к. хорошая кормовая база. Большие площади заняты лугами, где идет заготовка кормов. Большие площади в зоне тундры, там развито оленеводство. Развито свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство)

- Что нужно делать, чтобы животные хорошо себя чувствовали? (следить за здоровьем, ухаживать, кормить)

- Животному, как и человеку, нужен уход и внимание.

- Как называют людей, которые занимаются разведением домашних животных? (животноводы)

- Какие профессии животноводов вы теперь знаете? (зоотехники, врачи-ветеринары, доярки, конюхи, свинарки, пастухи, птичницы

- Легок ли труд животноводов? Такой труд требует уважения.

8. Домашнее задание. (на слайде) (2мин)

- Откройте дневники и запишите домашнее задание:

 Дифференцированное:

195 – 203 знать, подготовить сообщение об одной отрасли, которая развита в Архобл

195 – 203 знать, сообщение о тех домашних животных, которые тебя особенно заинтересовали

 

Рефлексия. (2мин)

-Дополните предложение «Теперь я знаю, что…»

-Где могут пригодиться новые знания?

Оцените свою работу на уроке, используя данную таблицу (цвета: красный, зеленый, желтый)

(Тему понял хорошо, справился со всеми заданиями, активно участвовал в работе класса-зеленый; на уроке были сложности, не все задания было легко выполнять-жёлтый; было сложно, тему не понял, нужна помощь учителя-красный)

-Радостно, что нет красного цвета. Значит, тема урока всем ребятам была доступна для понимания. Молодцы, хорошо поработали.

 

 

Список использованной литературы:

Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс. – 4-е изд. – М.: ВАКО, 2019.

Конспект урока "Животноводство в нашем крае" 4 класс | План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.