12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Суркова Людмила Николаевна229
Россия, Татарстан респ., Черемшан

Суркова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Черемшанская СОШ №1 им. П.С. Курасанова»

Черемшанского муниципального района РТ



Окружающий мир.

Тема урока: «Семейный бюджет»

3 класс.


Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: содействовать формированию представлений о понятии «семейный бюджет», каковы составные части семейных доходов и расходов.

Задачи:

Сформировать первоначальное понятие о семейном бюджете.

Выявить основные источники формирования семейного бюджета.Учить самостоятельно планировать бюджет семьи.

Учить соотносить свои желания, потребности и возможности, ценить труд всех членов семьи.

Воспитывать бережное отношение к семейному бюджету; чувство милосердия.

Развивать познавательные процессы обучающихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновывать его).

Технологии, методы, приемы: проблемное обучение, поисковые методы, групповая работа, работа в паре

Основные понятия, термины: семейный бюджет, семейный доход, семейный расход.

Планируемый результат:

Предметный: узнать, что такое доходы, расходы, семейный бюджет.

Личностный: осознают важность потребностей развития своего внутреннего мира и необходимость расходов на эти потребности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

Познавательные: характеризуют составные части семейных доходов и расходов; определяют значимость своих потребностей.

Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, соблюдая нормы речевого этикета; аргументируя свою точку зрения с помощью фактов.

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

1.Начинаем урок окружающего мира, и сегодня на уроке вам потребуется ваше внимание и желание узнавать новое. А начать урок я предлагаю с игры «Я люблю…».

Участники под №4 возьмите из конверта листочки и раздайте участникам вашей команды. На листочках вам следует написать 3 утверждения, которые начинаются со слов «Я люблю…», 1 утверждение правильное, 2 утверждения будут являться ложными. Например, вот мои утверждения: (на слайде) Я люблю петь. Я люблю гулять на свежем воздухе. Я люблю бананы.

Как вы считаете, какое утверждение является правильным? Подумайте. Обсудите в группе 15 секунд. Покажите карточку с номером правильного утверждения.

Да. Я люблю гулять на свежем воздухе. И я вам аплодирую, т.к. мне не удалось вас обхитрить.

Итак, записываем 3 утверждения. На это вам отводится 2 минуты.

(Сигнал внимания: стук по столу, поднимаю руку и жду внимания всех учеников, ученики так же поднимают руку)

Сейчас, ребята, вы работаете в команде. Читаете свои утверждения, другие угадывают верное утверждение. Если ваше утверждение угадали, вы аплодируете, если же не угадали – то аплодируют вам. Начинают участники под № 1.

Предлагаю послушать и узнать, что любит Саша. Подумайте. Обсудите в группе 15 секунд. Покажите карточку с номером правильного утверждения.

Ну что же, ребята, с хорошим позитивным настроением, продолжим наш урок.

2.Разгадайте ребус. 7Я. (Слайд)

3.Что такое семья? Подумайте 5 секунд. Поделитесь своим мнением с партнером по плечу. Начинает партнер А. Время 15 секунд. Закончили обсуждение партнеры А. Теперь высказывается партнеры Б, так же 15 секунд. (Сигнал внимания)

4.Юля, что сказал тебе сосед? Миша, Юля тебя правильно поняла?

5.Сегодня на уроке каждая группа – это семья (семьи Ивановы, Петровы, Ромашкины, Любимовы, Цветковы).

6.Каких членов семьи вы знаете? Какие отношения должны быть в семье? (уважение, внимательно слушать других, не перебивать, не обижаться…)

7.Распределите роли членов семьи в вашей команде за 15 секунд. Есть у нас папы, мамы…

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

1.Угадайте загадку. В кошелек мы их кладем

                              С ними в магазин идем.

До

Утверждения

После


Деньги – это товар, который можно обменять на другой товар.



Раньше деньгами служили шкурки животных.



Сначала появились железные монеты, потом бумажные деньги.



Люди придумали деньги очень давно.



2.Самостоятельная работа.

На столах у каждого из вас есть карточка № 1. На них записаны 4 утверждения. В столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением. Время работы – 2 минуты.

3.Проверим ваши ответы по электронному приложению.

4.Теперь, по завершению просмотра видео, еще раз прочтите все утверждения.

5.В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.

6.Сравните столбики «До» и «После». Изменились ваши убеждения? Почему?

7.Какие из этих утверждений показались вам интересными? Почему?

Учитель. На нашем уроке сегодня вы вместо отметок за свои знания получите деньги – классики.

1.Поработайте в группе сообща, вспомните, о чем мы говорили на предыдущих уроках. (2 минуты)

2.Теперь поделитесь своими знаниями, начиная свой рассказ «Мы знаем…». Начинают участники под № 1(участники проговаривают ответы по кругу 1 раз).

3.Молодцы! Посчитайте, сколько вы заработали денег. Деньги, которые находятся в вашем кошельке – это ваши семейные доходы (прикрепить на доске).

Учитель. А какие еще доходы существуют в семье? Члены семьи № 2 возьмите карточки из файла. Как вы считаете, что относится к доходам? Обсудите в команде.

1.Семья…, что вы отнесли к доходам? (пенсия, стипендия, премия, зарплата, прибыль). Прикрепите на доску карточки в столбик – доходы.

2.Прочитайте слова, записанные на оставшихся карточках. Как вы думаете что это? (квартплата, одежда, питание, оплата за детский сад, лекарства)

Т.е. в семье есть расходы (прикрепить на доску). Прикрепляют карточки в столбик – расходы.

Учитель. Существуют в семье расходы обязательные. Мамы возьмите карточку №2. На карточке №2 записаны расходы семьи на 1 месяц. Как вы считаете, какие из этих пунктов являются обязательными. Вы в семье проведете голосование. Папы читают расходы, подсчитывают голоса и записывают количество голосов около расходов. Например, кто считает, что игрушки нужно покупать каждый день, поднимите руки?

Игрушки -

продукты питания -

одежда и обувь -

школьные принадлежности -

квартплата, коммунальные платежи -

сладости -

лекарства -

походы в театр, музей, цирк -

расходы на транспорт -

- Семья …, за какие пункты были отданы большее количество голосов?

Учитель. Итак, в семье есть доходы, есть расходы, а вместе они образуют семейный бюджет (прикрепить на доску)

Запуск проблемы.

Учитель. Ребята, представим, что сломался телевизор и необходимо купить новый телевизор. (Слайд). Но в этом месяце покупка телевизора – необязательные расходы. А что же делать? Как купить телевизор? Подумайте! Обсудите данную проблему в семье 15 секунд. Как считает семья…?

Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Доход семьи может меняться. От чего это зависит, вам поможет понять игра «Больше или меньше», которая нам позволит и немного отдохнуть.

Я буду читать задачу, а вы должны определить, больше или меньше станет доход семьи. Если больше - машем руками над головой, если меньше – разводим руки в стороны.

папе в этом месяце дали премию;

маме задержали заработную плату;

сестре повысили стипендию за отличную учебу;

дедушка выиграл в лотерею;

бабушка уволилась с работы;

брат заработал деньги, разнося рекламную газету.

Учитель. А знакомо ли вам выражение «экономить деньги»? Как можно сэкономить деньги? Подумайте! Обсудите данный вопрос с партнером по плечу. Юля, что предложил Миша? Миша, Юля тебя правильно поняла?

Так же в семейном бюджете существуют очень важные формулы: это соотношение доходов и расходов.

Доходы = расходы

Доходы > расходы

Доходы < расходы

- Внимательно посмотрите, обсудите в семье, какая формула, по-вашему мнению, является наилучшей?

Как считает семья…? Объясните свой выбор. (Лишние формулы убрать)

Реализация построенного проекта.

Ребята, сегодня вам предлагается спланировать семейный бюджет и составить план расходов вашей семьи на 1 месяц. Папы возьмите из конверта карточку № 4, где расписан план расхода семьи с указанием цен на каждый вид расхода. Сейчас у вас семейный совет. Каждый член семьи может высказать свое мнение о необходимости расхода денег по предложенным пунктам. Затем подсчитайте, какой у вас расход. Доход вашей семьи 100 классиков. И помните, что вам надо купить телевизор, который стоит 20 классиков.

Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 кл.

Одежда – 10 кл.

Обувь – 5 кл.

Бытовая химия – 1 кл.

Транспорт – 10 кл.

Велосипед – 20 кл.

Лекарства – 2 кл.

Музыкальная (спортивная) школа – 10 кл.

Книги – 1 кл.

Компьютер – 40 кл.

Игрушки – 3 кл.

Платежи и налоги – 20 кл.

Видеокассеты (диски) – 3 кл.

Посещение театра, цирка – 6 кл.

Посещение боулинга- 6 кл.

Туристическая поездка – 80 кл.

Презентация решения.

Каждая группа зачитывает план расхода, общую сумму расходов и говорят, каким образом решили проблему покупки телевизора.

1.Итак, все семьи решили проблему покупки телевизора?

2.Вывод: решить проблему покупки нового телевизора можно в том случае, если правильно планировать семейный бюджет.

Рефлексия.

Учитель. Сегодня на уроке вы выступили в роли маленькой семьи и учились планировать бюджет семьи.

- Сейчас я прочту советы. Среди них есть полезные и вредные советы. Если совет полезный, вы соединяете руки.

Советы

1.Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.

2.Уходя из дома, не забывайте выключать свет.

3.Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.

4.Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.

5.Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей.

6.Сходил в магазин, оставь сдачу себе.

7.Бережно относись к своим вещам.

8.Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.

9.Чаще пользуйтесь услугами такси.

10.Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.

Учитель. Участники №1 возьмите карточки № 3 и раздайте их другим членам вашей семьи. Продолжите предложение.

1. Мне удалось……..

2. Я научился………

3. Моя семья работала …….

4. Я хочу сказать спасибо ……

Домашнее задание (по выбору)

1. Прочитать текст стр. 76 – 79, ответить на вопросы.

2. Представь, что ты на день рождение получил большую сумму денег. Составьте план своих расходов.

3. В рабочей тетради выполнить задания на стр.50-51.







Дата проведения: с 6 мая по 18 августа
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.