Технологическая карта урока окружающего мира «Водоёмы нашего края» (2 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 «Б» классе МОУ «СОШ №3» г. Новодвинск,
проведённого в рамках областного семинара «Особенности организации образовательного процесса
в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС НОО»
Автор |
Белозёрова Ирина Евгеньевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №3» г. Новодвинск |
Предмет |
окружающий мир |
Класс |
2 «Б» |
Дата проведения |
26 января 2016 года |
Тип урока |
урок открытия нового знания |
Применяемые технологии |
проблемно-диалогическая технология, технология критического мышления, технология деятельностного подхода, ИКТ, технология сотрудничества в малых группах |
Тема |
«Водоёмы нашего края» |
Цель |
создать условия для формирования у обучающихся представлений о водоёмах Архангельской области |
Основные термины, понятия |
озеро, река, море, океан |
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: |
|||||
Познакомиться с названиями основных водоёмов Архангельской области; Научиться их правильно показывать на карте; |
|||||
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: |
|||||
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания; ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; договариваться с людьми: выполняя различные роли, работая в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
|||||
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: |
|||||
самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения; формирование умения определять своё отношение к миру. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||
Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
|||||||
1.Орг. момент, эмоциональный настрой учащихся, мотивация к учебной деятельности |
- вступает в диалог с учениками с помощью упражнения «Звездопад». - читает стихотворение |
- слушают стихотворение |
- продолжают фразу «я хочу, чтобы наш урок был…», «урок будет удачным тогда, когда…» - отвечают на вопросы учителя |
- слушают собеседника; - строят речевые высказывания. |
- умение организовывать свою деятельность |
||
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося |
|||||||
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
- регулирует деятельность учащихся; - предлагает определить тему урока с помощью игры «Четвёртый лишний»; - использует приём «тонкие» и «толстые» вопросы; - просит установить взаимосвязь слов в столбиках; |
- игра «Четвёртый лишний» - отвечают на «тонкие» и «толстые» вопросы; - пытаются установить взаимосвязь слов в столбиках |
- на основе анализа объектов делать выводы; - умение извлекать нужную информацию; - самостоятельное формулирование познавательной цели; |
- отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме; - оформляют свои мысли в устной речи; |
- слушают одноклассников; - строят речевые высказывания; |
- контролируют правильность ответов учащихся; - выполняют анализ, устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; |
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; |
Цель этапа: обсуждение затруднения (Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?) |
|||||||
3. Постановка учебной задачи |
- просит ответить на вопрос: почему не удалось выполнить задание? - совместная с учащимися постановка учебной задачи - просит уточнить тему урока |
- дети высказывают предположения; - формулируют уточнённую тему урока |
- выделяют существенную информацию; - обобщают и классифицируют по признакам; - на основе анализа объектов делают выводы; |
- фронтальная работа класса; |
- слушают собеседника; - строят речевые высказывания;
|
- планирование учебной деятельности |
- ставить, принимать и сохранять учебную цель и задачу; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; |
Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство), т.е построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. |
|||||||
4. Совместное открытие нового знания |
- руководит деятельностью учащихся; -задаёт вопросы: сколько рек и озёр в Архангельской области? - организует работу в группах (Телекомпания ТВ 2Б); |
- дети высказывают предположения; - работают в малых группах; |
- выделяют и фиксируют существенную информацию; |
- работают в группах - работают во фронтальном режиме; - отбирают нужную информацию; |
- слушают собеседника; - строят речевые высказывания; |
- выполнять анализ предложенного текста; - учатся подтверждать аргументы фактами; организовывать учебные действия |
- принимать и сохранять учебную цель и задачу; - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; - допускать существование различных точек зрения на решение проблемы. |
Цель этапа: первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи |
|||||||
5.Первичное закрепление |
- просит учащихся выступить с сообщениями; - просит учащихся посмотреть звуковое письмо и сказать, что узнали про реку Уфтюгу |
- дети рассказывают о том, что узнали о водоёмах области; - смотрят звуковое письмо и отвечают на вопрос; |
- структурируют знания; - выделяют существенную информацию; |
- отвечают на вопрос учителя; |
- строят речевые высказывания. |
- контролируют правильность ответов учащихся |
- определяют успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем |
Цель этапа: рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности |
|||||||
5. Итог. Рефлексия |
- Задаёт вопросы, побуждающие учеников проанализировать свою деятельность на уроке |
- высказывают мнения |
- строят речевые высказывания; |
- осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |