№ п\п
|
Этапы урока
|
Содержание этапа, деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Примечание
|
1
|
Организационный момент
|
Учитель обращает внимание детей на расстановку парт.
«Посмотрите, как у нас сегодня расставлены парты. Как вы думаете для чего?»
|
Дети отвечают на поставленный вопрос учителя, предполагая работу в группах.
|
|
Организует распределение по группам
|
Разбирают разные листки и занимают места в группах
|
|
Учитель предлагает детям назвать основные правила работы в группе. (Открывает их для проверки на слайде, после ответов детей.)
Предлагает сразу распределить роли в группе.
|
Дети называют основные правила работы в группе.
Определяются с ролями.
|
|
2
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
Учитель выводит на экран слайд с картинками и задает вопросы:
«Что объединяет эти изображения? (Некоторые связи находятся сразу).
А что делать, если ответ не находится?»
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
- Чему бы вы хотели научиться?
Предлагает дополнить фразы и записывает ответы на доске:
Я хочу узнать……..
Я хочу научиться……………….
|
Высказывают предположения.
Отвечают на вопросы.
Ставят учебные задачи, предлагая окончания фраз.
|
Картинки на слайде: портрет А.С Пушкина, Водяной, рыбные консервы, схема реки (без подписей состаляющих), кот Матроскин
|
3
|
Актуализация знаний
|
Из ответов детей учитель обращает внимание на предположения о том, что картинки связаны с водой, водоемами и организует актуализирующий диалог.
- Что такое водоем?
- Какие водные объекты предполагает понятие «Водоем»?
- Что вы знаете о водоемах?
|
Дети отвечают на вопросы учителя, дополняя друг друга.
|
|
- А в нашей Ивановской области есть водоемы?
- Все ли вы о них знаете?
Как можно пополнить наши знания?
Предлагает сегодня продолжить учиться работать с информацией из разных источников и пополнить свои знания о водоемах нашего края.
|
Отвечают, что не все знают.
А узнать могут от учителя, из книг, из интернета и т. д.
Принимают предложение.
|
|
4
|
Первичное усвоение новых знаний
|
Учитель обращает внимание детей на задание к выданной информации.
«Самостоятельно прочтите текст. Подчеркните непонятные слова. Выясните у членов группы или у учителя их смысл».
Итак, что вы будете делать сейчас?
|
Берут листы с информацией с середины стола.
Выстраивают алгоритм своих действий и приступают к их выполнению.
|
Приложение 1
|
|
|
На выполнение этого задания - 1 минута.
|
Работают
|
|
|
|
Учитель дает сигнал окончания работы (Колокольчик.)
Обращает внимание детей на слайд на доске.
«Возвращаемся к слайду. Вспомним наши первые предположения о том, что же общего у изображений?» Новые идеи возникли?
Предлагает каждой группе подумать над своей картинкой. 5 группе дает энциклопедию со сказками А.С Пушкина, как подсказку.
Минута на размышление.
Слушает ответы групп.
|
Дополняют ранее высказанное, при этом
Обсуждают.
Высказывают свои предположения.
|
Слайд 2
|
|
|
Учитель предлагает детям:
«Объедините все свои догадки и попробуйте сформулировать тему урока»
|
Дети объединяют свои догадки и формулируют тему урока: «Водоёмы» Записывают тему урока в тетрадь.
|
|
|
Итак, осталось всего одна картинка-загадка. Будем идти до конца в поисках ответа?
|
Соглашаются
|
Слайд 3 .
Схема реки без подписей составляющих.
|
Хотите подсказку? (По очереди выводит составляющие схемы на слайде: ИСТОК, УСТЬЕ, ПРИТОК.)
Что изображено на схеме?
|
Дети догадываются и отвечают на вопрос учителя: «Это схема реки»
|
|
|
Физкультминутка
|
Организует физкультминутку.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире, пять руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.
|
Выполняют вместе с учителем.
|
Презентация 2
|
|
Первичное усвоение (продолжение)
|
Учитель ведёт обучающий диалог:
- А в нашем городе есть река?
- Как она называется?
- Какие реки протекают в нашем крае?
Учитель организует работу с картой.
- Найдите на карте реки Ивановской области.
- Назовите её и правильно покажите по карте.
Акцентирует внимание на правильном показе реки на карте.
- А все ли реки одинаковые?
- Какую информацию можно считать с карты?
|
Ученики отвечают на вопросы учителя.
Дети работают с картой Ивановской области.
Участвуют в обучающем диалоге.
|
Приложение 2
Карта Ивановской области у каждого ученика (раздатка)
|
5
|
Первичная проверка понимания
|
Учитель выдаёт детям план описания реки (изложенный в таблице с колонками: пункт плана, ответ) и предлагает по нему поработать:
«План описания реки вы видите в раздаточном материале. Возьмите себе один вариант таблицы. Подготовительную работу для заполнения мы проведём уроке, а завершите её вы дома. Согласны?»
«Для заполнения потребуется информация, она выдана. Но как вы будете с ней работать?»
Корректирует алгоритм, предложенный обучающимися.
«Итак внимание: прочитав текст, найдите ответ по заданному пункту плана. (Не забудьте обсудить свои ответы с группой.) На работу 4 минуты. Приступаем!»
|
Каждый ребенок берет себе один вариант таблицы.
Выстраивают алгоритм.
Обсуждают ответы с группой, заполняют таблицу с помощью прочитанного текста.
|
Приложение 3
Приложение
|
|
Колокольчик! «Работа завершена. Проверяем. Все группы выполняли разные задания и сейчас мы попробуем объединить нашу работу.
Внимание: я зачитываю пункт плана, а группа даёт ответ. Все проверяют правильность предложенного варианта. Я помечаю данный абзац номером соответствующего пункта. Что это значит?»
Работаем все вместе.
|
Предполагают, что дома из отмеченного абзаца они найдут ответ для занесения в таблицу (по плану описания реки)
Дети участвуют в работе.
|
|
6
|
Первичное закрепление
|
Я напоминаю, что мы работали по схеме реки.
- А какие ещё естественные водоёмы вы на ней видите?
- Какие озёра нашей области вы знаете? - А море какое на территории Ивановской области есть? Посмотрите на карту, найдите его!
- Нет, а жаль! А где же нам купаться?
|
Дают ответы.
Говорят, что моря нет.
Говорят про Уводьское водохранилище или Уводьстрой.
|
|
- Кто был на Уводьстрое? Расскажите нам о нём, пожалуйста.
Дополняет рассказ детей.
Уводьстрой – это искусственный водоём, называемый водохранилище.
Как вы думаете, что обозначает это слово?
|
Делятся впечатлениями, дополняют друг друга.
Высказывают предположения.
|
|
|
|
Организует обучающий диалог:
- Для чего люди создают водохранилища?
- Нужно ли заботится о водоёмах?
- А как это сделать?
|
Участвуют в диалоге.
|
|
Предлагаю составить памятку заботливого поведения у водоёма. (Для работы выдан маркер и лист.) На работу у вас 4 минуты. Приступаем! Колокольчик.
|
Дети в группе составляют памятку.
|
Листы для памятки
|
Предлагаю презентовать свои памятки на доске. А класс оценивает групповую работу по 5-ти бальной системе по следующим критериям:
Полнота содержания
Дизайн оформления
Оригинальность
Памятка – победитель работа группы № … Молодцы. Ребята! Но и побеждённых у нас нет, ведь каждый из вас теперь знает как правильно вести себя у водоёма.
|
Дети презентуют и оценивают работы групп.
Комментируют свои оценки. Выявляют победителя.
|
Слайд 5
|
7
|
Рефлексия
|
- Давайте подведём итоги. Все ли учебные задачи, поставленные вами на урок, выполнены? (См. запись учебных задач на доске)
|
Анализируют выполненные задачи. Планируют решение не выполненных задач на будущее.
|
|
А теперь я предлагаю вам оценить работу на уроке: свою, группы и класса. Перед вами листы с изображением пирамиды. (один на группу)
В верхней части вы ставите оценку за урок себе, в средней – группе, в нижней – всему классу, исходя из установок:
«5» - работой доволен
«4» - можно было лучше
«3» - приложено мало усилий
Обобщает общую картину
|
Анализируют работу: свою, группы, класса и оценивают.
|
Слайд 6
|
8
|
Домашнее задание
|
Внимание на доску:
Д/з: вам предлагается на основании листа информации заполнить таблицу, давая сжатые ответы на пункты плана по описанию реки.
- А как вы будете его выполнять? Каков алгоритм ваших действий?
Я благодарю вас за урок и желаю успеха при выполнении домашнего задания.
|
Записывают домашнее задание, озвучивают алгоритм своих действий по его выполнению.
|
|