Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс.
ГБОУ РФМЛИ, г.Владикавказ
Учитель начальных классов Чувилкина Елена Юрьевна
Урок: Окружающий мир.
Класс: 1
Тема урока: Где живут белые медведи?
Цели:
Формировать у учеников представления о разнообразии природы Земли; познакомить детей с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром.
Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип урока: ОНЗ
Оборудование: презентация; глобус; шаблон для изготовления сувенира “Белый медведь”.
Ход урока:
1. Организационное начало.
2. Актуализация знаний.
- Муравей Вопросик приготовил вам задания по пройденным темам.
Работа в группах.
| 1 группа. Подчеркни названия весенних месяцев: июнь, март, май, сентябрь, апрель. |
| 2 группа. Расставь числа от 1 до 7, чтобы получилась правильная последовательность: |
| 3 группа. Зачеркни лишнее слово: осень, зима, весна, март, лето. |
| 4 группа. Какой месяц в году последний? Подчеркни. Ноябрь, декабрь, апрель, январь. |
| 5 группа. Обведи нужную букву. Лето приходит после … а) зимы; б) весны; в) осени. |
| 6 группа. Обведи нужную букву. Глобус – это … а) план; б) модель Земли; в) карта. |
- Назовите весенние месяцы, летние, осенние, зимние.
- Какое время года сейчас? По каким признакам можно это определить? (Ответы детей)
- Но не во всех уголках нашей прекрасной планеты признаки весны одинаковы. Есть места, где всегда жарко, а есть такие, где всегда холодно. И животные приспосабливаются к жизни в разных районах планеты.
3. Постановка проблемного вопроса.
Слайд 1.
- Узнали этого медвежонка? (Умка - белый медведь)
Слайд 2.
- Про белого медведя говорят:
Среди снегов и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет,
Густая белая шерсть его спасает,
От морозов согревает.
Слайд 3.
- Вчера муравей Вопросик рассматривал альбом с фотографиями, сделанными в зоопарке. На одной фотографии был белый медведь в вольере с бассейном. И Вопросик задумался: где живут белые медведи? Где их родина? Может быть, вы знаете, ребята?
4. Открытие новых знаний.
Слайд 4.
- Итак, где живут белые медведи? (Дети выдвигают предположение, что белые медведи живут в Арктике.) Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю отправиться на экскурсию. Но нам надо подготовиться, прежде всего необходимо изучить свой маршрут. И, конечно, мы пригласим экскурсоводов.
Слайд 5.
- На Земле есть очень холодные районы – Арктика и Антарктида.
Слайд 6.
- Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом. Это Арктика. В этом районе Земли расположен Северный полюс.
- Покажите Арктику на глобусе.
- Готовы ли мы отправиться в путешествие в Арктику? Нам необходимо тепло одеться (Дети надевают шарфы.)
- Теперь мы не замёрзнем. Но на чём же мы отправимся в Арктику? (На ледоколе)
- Кажется, что среди айсбергов и нагромождения льдов, там, где снег лежит почти круглый год, где с середины октября до конца февраля здесь царит долгая полярная ночь, когда солнца не видно, температура зимой опускается ниже - 50 градусов, а летом не поднимается выше + 10, просто не может существовать никакой жизни. И всё же там есть обитатели.
Слайд 7.
- Кто нас встречает на Северном полюсе? Откройте учебник на стр.12, назовите животных (морж, поморник, тюлень, треска, белый медведь)
Слайд 8.
- Так вот где живут белые медведи – в Арктике!
Слайд 9. Гид 1:
- Белый медведь — один из самых крупных наземных хищников. Его длина достигает 3 м, масса до 1000 кг. Белые медведи нигде, кроме Арктики, не живут. По-гречески «арктус» - медведь. Предполагают, что название этого района Земли связано с обитающими здесь белыми медведями. Всю жизнь они проводят во льдах и в воде. Белый медведь может долго плыть со скоростью 4-5 километров в час, хорошо ныряет и может провести под водой несколько минут. Питается он тюленями, рыбой и птицами.
Гид 2:
- Когда приходит пора обзаводиться потомством, медведица забирается в снежную пещеру. Детёныши, только что родившиеся у медведицы, по размеру похожи на новорождённого котёнка. Пока медвежата не подрастут, медведица не выходит из снежной берлоги. В отличие от бурого медведя, белые медведи в спячку не впадают. Белый медведь занесён в Красную книгу.
- А почему медведи белые? (Это - маскировка. Медведи живут среди снега, и такая окраска помогает им слиться с их средой обитания.)
Слайд 10. Гид 3:
- Живёт в Арктике морж. Этот великан не боится медведей. Хотя у моржа острые могучие клыки. Клыки ему нужны для того, чтобы выкапывать из ила раковины и съедать их содержимое. Клыки могут быть и оружием против свирепого хищника – белого медведя.
Слайд 11. Гид 4:
- Ещё один обитатель Арктики – тюлень. Он питается рыбой. Тюлень прекрасно плавает и ныряет. Вместо ног у него ласты. Тюлень может долго находиться под водой, но ему обязательно нужен воздух, поэтому время от времени он выныривает на поверхность, чтобы набрать воздуха. Когда зимой поверхность воды замерзает, животное головой пробивает лёд, чтобы не задохнуться. Возле лунок тюленей поджидают белые медведи.
- Но как жить в таком холоде?
- Как вы думаете, что помогает животным справляться с такими суровыми условиями обитания? (Ответы детей).
Слайд 12.
- Животные Арктики имеют толстый подкожный жировой слой, густой мех или пух.
- На память об экскурсии люди стараются привезти сувениры. Но что-то мы в вечных льдах не встретили ни одного ларька с сувенирами.
Слайд 13.
- Предлагая сделать их самим. Назовём наш сувенир «Мишка во льдах». Наверное, это подросший Умка. На сувенирах обычно пишут название места, откуда его привезли. Что напишем на нашем сувенире? (Арктика.)
Слайд 14.
- Отправимся в ещё один холодный район Земли – Антарктиду. Она находится на Южном полюсе Земли.
Слайд 15.
- Антарктида – огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. В этом районе Земли расположен Южный полюс.
- Покажите Антарктиду на глобусе.
Слайды 15-16.
- Антарктида лежит на крайнем юге земного шара. Весь год её земля покрыта снегом. В Антарктиде находится не только Южный полюс Земли, но и полюс холода. Зимой температура опускается до – 80 градусов. Лето здесь холоднее нашей зимы.
Слайд 17.
- Кто же живёт в Антарктиде? Узнаем об этом из учебника.
Слайд 18.
В черных фраках,
В белых майках
Круглый год
Ходит этот удивительный народ.
- Кто это? (Пингвины.)
Гид 5:
- Это пингвины. Пингвины – коренные жители Антарктиды. Эта птица не умеет летать, зато хорошо плавает. Пингвины питаются рыбой. Самка пингвина откладывает всего одно яйцо. У пингвинов нет гнёзд. Их не из него сделать в Антарктиде, поэтому своё единственное яйцо самка пингвина кладёт на свои лапы, а сверху накрывает своим телом. Так яйцо находится в тепле. Пингвины не высиживают
своих птенцов, а «выстаивают». Пока мама-пингвиниха «выстаивает» яйцо, пищу её добывает и приносит папа-пингвин.
Слайды 19-21.
Гид 6:
- Обитают здесь альбатросы, морские леопарды, водится и ледяная рыба.
- Какая интересная экскурсия у нас получилась! Какой сувенир можно сделать на память об Антарктиде? (Пингвина)
- Предлагаю сделать этот сувенир на уроке труда. А сейчас подведём итоги наших экскурсий.
Слайд 22.
- Подумайте, охотятся ли белые медведи на пингвинов? (Ответы детей)
Слайд 23.
- Действительно, белые медведи и пингвины живут на разных полюсах, значит никогда не встретятся.
Слайд 24.
- Выполним задания в печатной тетради.
Слайд 25.
- Муравей Вопросик нарисовал Северный полюс. Всё ли он правильно сделал? (Ответы детей).
5. Рефлексия:
Слайд 26.
На какой вопрос мы находили ответ на уроке?
Так, где живут белые медведи?
- Где расположена Арктика?
- Кого можно встретить в Арктике?
- Как называется материк на Южном полюсе?
- Какие животные его населяют?
Шкавро Светлана Анатольевна