Конспект урока на тему «Цветы волшебного леса» (Окружающий мир, 1 класс)
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Тема урока: цветы волшебного леса
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: Создать условия для изучения цветущих растений луга и леса родного края.
Прогнозируемые результаты:
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. -Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения -Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
-Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. -Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений. - Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи. |
-Иметь представление о цветущих растениях луга и леса родного края. -Выполнять правила поведения в природе по отношению к растениям занесенным в Красную книгу.
|
Дидактические средства:
-Презентация «Цветы волшебного леса»
-Цветик-семицветик
-Гербарий (Василек, Иван-чай, колокольчик)
-Отрывок мультфильма «Цветик-семицветик»
-Видео «Кипрейный чай»
-Карточки с текстом «Купальница европейская»
- музыка Домисолька - Цветик семицветик
Оборудование:
-ноутбук
-магниты
Этап |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД
|
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся |
|||
Огр. момент |
Фронтальная работа
Беседа |
-Добрый день дорогие ребята, здравствуйте уважаемые гости. -Подумайте какими качествами должен обладать ученик, чтобы хорошо работать на уроке и освоить тему урока? (внимательным, активным, любознательным, заинтересованным)
|
Приветствуют учителя и гостей. Проверяют готовность к уроку. Называют качества успешного обучающегося. |
Личностные: осознание ценности обучения, принятие позиции обучающегося. Регулятивные: Коммуникативные: умение аргументировать свои высказывания; |
Мотивационно- целевой |
Беседа
Просмотр фрагмента видеоролика
|
- Посмотрите на доску, что вы на ней видите? (Цветик-семицветик) - Какое у него есть свойство? Что он может делать? (исполнять желание) -Посмотрите фрагмент мультфильма и подумайте где же растет этот цветок. Просмотр фрагмента мультфильма «Цветик семицветик» -Кто догадался где он растет? (в волшебном лесу) - Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в волшебный лес |
Отвечают на вопросы учителя.
Смотрят фрагмент мультфильма «Цветик-семицветик»
|
Личностные: положительное отношение и интерес к изучению природы родного края. Регулятивные: планировать свою познавательную деятельность; Коммуникативные:умение взаимодействовать со взрослым, учитывать мнение своих одноклассников; Познавательные: выделять существенную информацию из предложенного учебного материала; |
Постановка цели и задач |
Фронтальная работа
Беседа
|
-Перед тем как отправится в волшебный лес, посмотрите на цветик-семицветик, что написано на его лепестках? (название цветов) -Как вы думайте о чем мы узнаем в волшебном лесу? Цель: Узнаем какие …..(цветы) растут в волшебном лесу, познакомимся с их …... (свойствами). Один ученик читает полностью сформулированную цель. -Давайте же поскорей перенесемся в волшебный лес, для этого нам нужно проговорить волшебные слова, которые произносила девочка в мультфильме Лети, лети - лепесток |
Отвечают на вопросы учителя.
Совместно с учителем ставят цель урока.
Один ученик читает полностью сформулированную цель.
Имитация перемещения в «Волшебный лес»
Произносят «Волшебные слова». |
Личностные: осознание ценности обучения, принятие позиции обучающегося. Регулятивные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности; самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; Коммуникативные: умение взаимодействовать со взрослым, учитывать мнение своих одноклассников, аргументировать своё мнение; Познавательные: моделировать цель предстоящей деятельности; |
Открытие нового знания |
Фронтальная работа
Беседа
Работа с гербарием
Анализ картины
Работа с гербарием Работа с фотографией
Рассказ учителя
Просмотр видеоролика Беседа
|
-Ура, мы перенеслись в волшебный лес, давайте выйдем на лесную полянку и посмотрим какие же цветы там растут. -Первый лепесток мы сорвали красного цвета, название какого цветка написано на нем? (Василек) Детям предлагается рассмотреть этот цветок в гербарии. -Опишите мне это растение? (цвет, форма) -Ребята, кто знает почему этот цветок так назвали? С древнегреческого языка: «базиликон» — царский цветок. -Данные цветы изобразил в своей работе известный художник Исаак Ильич Левитан «Васильки» Анализ картины: 1. Кто, что изображено? 2.Определите жанр картины (пейзаж, натюрморт, портрет) 2.Опишите что вы видите в центре картины? 3. Назовите признаки предметов изображенных на картине (цвет, форму, размер) 4. Что кроме васильков есть в букете? О чем это говорит? (колоски пшеницы, о отм, что букет собран на скорую руку)
-Ребята, давайте посмотрим, название какого цветка написано на оранжевом лепестке? (Иван-чай, Кипрей) Рассматривают гербарий Рассматривают фото растения. -Опишите мне это растение (цвет, форма) -В науке это растение называется «Кипрей», а в народе «Иван-чай». -Подумайте, почему это растение так прозвали в народе? (из этого растения делали чай) Слово «чай» пришло к нам из Китайской империи, во время правления Петра I, на царский стол подавался настоящий китайский чай, но у простых крестьян не было возможности употреблять китайский чай, и они заваривали целебные травы. Слово «Чай» обозначало настои из трав. А приставка «Иван» обозначала, что чай – русский, так как это имя ассоциировалось со всем русским. -Посмотрите в видео, как изготавливают чай из растения кипрей (Кипрей) Просмотр видео «Кипрейный бизнес, как заработать на сборе иван-чая» -Посмотрев видео, скажите, как изготавливают чай? (собирают верхушки растения, высушивают). |
Отвечают на вопросы учителя.
Рассматривают василек в гербарии. Описывают это растение.
Выдвигают предположения этимологии названия растения.
Анализируют по плану картину И.И. Левитана «Васильки».
Называют название цветка, написанного на оранжевом лепестке.
Рассматривают гербарий и фото растения. Описывают растение.
Выдвигают предположения этимологии названия растения.
Слушают учителя.
Просмотр видео «Кипрейный бизнес, как заработать на сборе иван-чая»
Отвечают на вопросы по просмотренному видео.
|
Личностные: знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль; Коммуникативные: умение взаимодействовать со взрослым, учитывать мнение своих одноклассников, аргументировать своё мнение; Познавательные: осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
|
Физминутка |
|
Давайте немного отдохнем. Встаньте со своих мест. Поиграем в игру. Я буду называть цветы которые растут на клумбе(культурные растения) и которые растут на лугу (дикорастущие). Ваша задача хлопать в ладоши, если растение культурное и топать если дикорастущее. Музыка Домисолька - Цветик семицветик -Гладиолус -Тюльпан -Ромашка -Одуванчик -Астра -Пион -Мать и мачеха -Лопух -Пшеница |
Слушают указания учителя. Выполняют физкультминутку. |
Личностные: устойчивый интерес к изучению природы Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль; Коммуникативные: умение слушать взрослого, принимать поставленную задачу; Познавательные: проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
|
Продолжение работы по теме урока |
Фронтальная работа
Беседа
Чтение отрывков стихотворения наизусть
Беседа
Работа с раздаточным материалом в парах
Ответ на вопросы по заданию
Беседа
Рассказ учителя
Беседа
Работа с фотографией
Рассказ учителя
|
-Как называется этот цветок на желтом лепестке? (Колокольчик) Просмотр гербария и фотографии. -Опишите мне это растение. -Как вы думайте, почему его так назвали? (Форма цветка напоминает колокольчик) -Вы подготовили стихотворение Владимира Степанова об этом прекрасном растении, расскажите его.
О чем колокольчик Звенел колокольчик
Увяла трава, (В. Степанов) -Вы рассказали нам прекрасный стих об этом цветке.
-Название какого цветка написано на голубом лепестке? (Купальница европейская) Данное растение занесено в красную книгу, о чем вам это говорит? (о том, что это растение находится под угрозой исчезновения) Обучающимся выдается карточка с описанием данного растения, задача в парах ответить на вопросы. 1. Где распространена? Где прорастает? 2.Как выглядит цветок? 3.Когда цветет? 4.Сколько по времени цветет цветок? 5.В каких месяцах созревают плоды этого растения, как выглядят? -Как вы думайте, что надо делать чтоб это растение не исчезло? (не вырывать его, выращивать в ботанических садах) - А что вы еще знаете об этом растении? (Его еще называют удмуртский италмас, италмас символ Удмуртии) В поэме-легенде Михаила Петрова «Италмас» написанной в 1938 году рассказывается о трагической судьбе девушки Италмас, которую просватали за старого богатея Байтугана, убившего ее возлюбленного Камаша. Злодей поджег деревню и лес, и сам сгорел в пожарище. Смелая Италмас бросилась в огонь и сумела потушить его, однако сама превратилась в солнечно-золотистый цветок. С этого времени для удмуртов он стал символизировать надежду и радость, любовь и печаль, разлуку и верность. -Что вы хотите загадать по отношению к этому цветку? - Давайте же ребята загадаем желание, чтобы этот прекрасный цветок никогда не исчез с лица земли и вечно радовал нас своей красотой. Лети, лети - лепесток
-У нас остался с вами еще один лепесток с названием цветка, какое название цветка написано на фиолетовом лепестке? (Душица) -Посмотрите на слайд, как она выглядит. -Душица, это еще одно волшебное растение. -Как вы думаете, а что в ней волшебного? -Она имеет множество лечебных свойств: 1.Эфирное масло душицы обладает успокаивающим действием 2. Отвар применяется при лечении нарушений желудочно-кишечного тракта 3.При головной боли очень хорошо употреблять чай из душицы 4.Облегчает состояние при заболеваниях дыхательных путей 5.Трава душицы активно используется косметологией, улучшает внешний вид кожи. -Вот видите, какое волшебное и полезное растение растет в нашем волшебном лесу. - Какое желание вы хотите загадать, применительно к этому растению? - Давайте пожелаем, чтоб никто и никогда не болел, а душица нужна была только для того чтобы наслаждаться ее прекрасным видом. Лети, лети - лепесток
-У нас еще остались лепестки нашего цветика-семицветика, но на его лепестках нет названия цветов, давайте используем эти лепестки для того что бы вернуться из волшебного леса в нашу школу. Лети, лети - лепесток |
Называют название растения, написанного на желтом лепестке. Просмотр растения в гербарии и на фото.
Выдвигают предположения этимологии названия растения.
Рассказывают наизусть стихотворение.
Читают название растения на голубом лепестке.
Отвечают на вопросы учителя.
Обучающимся выдаётся карточка с описанием данного растения, задача в парах ответить на вопросы.
Предполагают действия по охране данного растения.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают учителя.
Загадывают желание.
Читают название растения написанное на фиолетовом лепестке.
Просмотр фото растения. Описывают растение по фото.
Выдвигают предположения волшебных свойств Душицы.
Слушают учителя о лечебных свойствах растения.
Загадывают желание.
Имитация возвращения в школу, класс.
|
Личностные: осознание себя, как гражданина России. Формирование бережного отношения к природе; чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Коммуникативные: формирование навыков публичного выступления; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку. Познавательные: находить необходимую информацию; понимать информацию, представленную в виде текста; осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
|
Рефлексивно - оценочный |
Оценивание собственной деятельности |
-Вот мы и вернулись в наш класс, вам понравилось наше путешествие? -Но не забывайте, что наш цветик-семицветик волшебный, я предлагаю вам выбрать один лепесток, переверните его, там написано высказывание, вам нужно его закончить. -Сегодня я узнал(а)... -Было интересно... -Меня удивило... -Больше всего я запомнил(а).... -Теперь я знаю... -У меня получилось... -Было трудно... |
Выбирают по одному лепестку. Продолжают высказывание, которое написано на обратной стороне лепестка. |
Личностные: способность к самооценке; Регулятивные: осуществлять итоговый контроль; Коммуникативные: умение аргументировать своё высказывание; Познавательные: анализировать полученные знания и познавательную деятельность; |