Конспект урока на тему «Кто такие рыбы?» (Окружающий мир, 1 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по предмету Окружающий мир
УМК Школа России
Тема урока: КТО ТАКИЕ РЫБЫ?
Цели урока: сформировать представление о рыбах, как об отдельной группе животных
Задачи:
познакомить учащихся с особенностями строения рыб и их существенными признаками;
учить различать рыб от других животных и описывать по плану.
развивать познавательную активность учащихся;
совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, эмоции;
наблюдательность;
формировать качества взаимовыручки, ответственность;
воспитывать активность, усидчивость, любознательность, уверенность в своих возможностях.
Тип урока. Объяснение нового материала
Прогнозируемые результаты:
первоклассники познакомятся с отличительными признаками рыб; научатся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыб по плану.
ХОД УРОКА:
Организационный момент. Слайд №1
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Актуализация знаний. Слайд №2
-Предлагаю вам, ребята, начать урок с отгадывания загадок. Отвечать можно хором.
1. Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …
2. Вместе с чаем круглый год
Сладкий кушаем мы мед.
На цветке найти смогла
Этот мед для нас …
3. Нет, не птица, но летает.
Высоко она порхает.
На цветочке посидит,
И раскраской всех манит.
Вся такая лапочка,
Маленькая…
4. Ночью охоту он открывает,
На спящих людей он нападает,
Мал да удал, страха не знает,
Летает, пищит, а после кусает!
- Как одним словом назвать всех этих животных? (Насекомые)
- Кто такие насекомые?
Мотивация учебной деятельности. Слайд №3
- Наш друг, Муравей-Вопросик сделал подписи под каждой картинкой, но он ещё плохо знает буквы и наделал ошибок. Помогите исправить эти ошибки.
- Если вы попробуйте из выделенных букв сложить слово и узнаете о каких животных пойдёт речь на сегодняшнем уроке. (рыба)
- Тема нашего урока «Кто такие рыбы?» Слайд №4
- Какова цель нашего урока? (Узнать кто такие рыбы и чем они отличаются от других животных)
Работа по теме урока.
- Что вы знаете о рыбах?
(просмотр видео фрагмента)
-Но есть что-то общее: из-за чего всех их называют рыбами. Что же это? Давайте рассмотрим строение рыбы. Слайд №5
-Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник не дает опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает. Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащенная кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели. Есть у рыб плавательный пузырь (мешок наполненный воздухом), который помогает рыбам нырять, всплывать. И есть еще удивительный орган – боковая линия. Она проходит вдоль каждого бока рыбы и состоит из маленьких отверстий. Слайд №6 С их помощью рыба чувствует малейшие колебания воды и таким образом избегает опасности. Хищника еще не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение боками.
-Все это, конечно, вы сразу не запомните. А что надо запомнить?
Физкультминутка
Отличительный признак рыб. Для этого отгадайте загадку.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
- Что это за одежда? Слайд №7 Тело всех рыб покрыто чешуей. Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растет – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растет – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.
Построение модели рыбы ( работа в парах)
Далее учитель предлагает детям с помощью вырезанных из фольги кружочков смоделировать «одежду» рыб. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определенным образом. Пусть дети самостоятельно найдут закономерность в расположении чешуек, рассматривая рисунок на с. 34 (справа), и попробуют повторить ее на модели. Дети убедятся: если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу. Учитель, проходя по рядам, оказывает индивидуальную помощь детям и проверяет их работу.
Затем просит дорисовать чешуйки в круге на странице учебника. Один-два ряда чешуек рисуются под руководством учителя (учитель рисует мелом на доске), затем дети рисуют самостоятельно.
-Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.
Работа по страницу учебника. Найдите в учебнике речных рыб, положите ладошку на эту страницу. Найдите морских рыб, положите ладошку на эту страницу.
Учитель предлагает хором сказать нужное слово:
— Рыбы, живущие в реке, называются… речными.
— Рыбы, живущие в море, называются… морскими»
Физкультминутка
Ученики определяют морских рыб, проверяют себя по учебнику на странице 90.
-Каких рыб вы здесь узнали?
-Ребята, как вы думаете, почему рыб разделили на две группы?
(у них разная среда обитания)
-Давайте поможем Муравью распределить рыб по водоемам. Слайд №8,9,10
Подведение итогов урока. При подведении итогов урока учитель просит еще раз сказать Муравьишке, кто такие рыбы (водные животные, тело которых покрыто чешуей); привести примеры речных и морских рыб.
- Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело покрыто чешуей.)
-Приведите примеры. (Ответы детей.)
-Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море)
-Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста.)
- Как рыбы дышат? (Жабрами.)
Рифлексия. Слайд №11
- Закончите фразу… Молодцы вы сегодня отлично поработали. Урок окончен. Слайд 12
Сафронова Елена Леонидовна