Конспект урока по русскому языку «Омонимы» (3 класс)

Фрагмент урока по русскому языку в 3 классе.
Предмет: Русский язык
Тема: Что такое омонимы?
Класс: 3 Б
УМК: Школа России
Тип урока: урок получения новых знаний
Учитель:
Цель: Учиться распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.
Задачи:
Обучающие: Учить использовать омонимы в устной и письменной речи;
Развивающие: развивать умение находить омонимы в художественном тексте ;
Воспитывающие: прививать интерес к изучению русского языка путем использования на уроке занимательного материала, показать детям лексическое богатство русского языка.
Оборудование: учебник Русский язык Канакина, Горецкий.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
IV. Самоопределение к учебной деятельности | Наш Ванюша во бору Накосил косой траву. А своей косой Танюша Полюбилася Андрюше.
Нам работа нипочем, Отворили дверь ключом. Во воре родник проснулся, Из под камня бьет ключом. -Вы внимательно прослушали стихотворение, что вы заметили необычного? -В каких значениях употребляются эти слова? Правильно! | -повторяются слова косой и ключом -В разных, коса-инструмент, и коса- прическа. Ключ от двери и ключ-родник. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. |
V Урок изучения нового материала | Прочитайте правило на странице 45 -Теперь Вера прочитает нам четко и выразительно. -Что такое омонимы? -Приведите два своих примера -Верно. Обратите внимание на нижнее правило, прочитайте его внимательно и запомните где находится словарь и как им пользоваться. -Вы видите на доске пары омонимов, прочитайте в словаре обозначение. -К доске идут 4 человека и к каждой паре пишут лексическое значение. -Верно ребята выполнили задание? -упражнение 77. -Ребята сейчас нам нужно доказать что выделенные слова, это омонимы. -Запишите две пары упрадненийс омонимами. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. Подчеркните омонимы. Даю 3-4 минуты -прочитайте упражнение 78. -Объясните значение каждого выделенного слова устно. -в каких пословицах встречаются антонимы, синонимы, омонимы? Запишите три человека на доске -Правильно выполнили задание? | Читают правило -Омонимы звучат совершенно одинаково но имеют разное лексическое значение.
-читают правило -Работа со словарем -выполнение задания на лоске -Верно -Устно выполняют упражнение. -самостоятельно работают в тетради -объясняют- Мир, худой мир. -Работа на доске -Да | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: определять правильность выполненного задания на основе различных образцов. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; анализировать, группировать объекты, явления. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
VIПервичное закрепление | -Прослушайте четверостишие Потеряла Алёнушка ключ. На опушке искала — не видно. Вдруг журчащий увидела ключ, Да не этот ей нужен, как видно. - Расскажите теперь, а какие значения есть у слова "ключ". -Если Вы спросите: что общего в этих ключах? Вам ответят: ничего, кроме названия. А наши предки видели здесь сходство. Они считали, что родник открывает землю, как ключ открывает дверь, и даёт выйти воде наружу. -Далее выполним пару предложений На грядке рос зелёный лу…(г,к) Мы с ребятами пошли на лу…(г,к) -Объясните свой выбор. -Назовите омонимы -ВЫВОД? - Внимательно прочитайте предложения. Вдали был виден красивый замок. Мы не смогли открыть замок. -Назовите слова омонимы. Почему вы их по-разному произносите? -ВЫВОД? -Кто сделает общий вывод? | - Во- первых, это ключ, который подходит к замку. А есть и другое слово "ключ"- источник, родник. -омонимы- лук-лук. Так как подходят по смыслу выбрали букву К. - Одинаково звучат, пишутся по-разному. -омонимы –замок-замок Ударение в разных слогах - Одинаково пишутся, звучат по-разному -Омонимы можно разделить на три группы. Они приведены в таблице. | Регулятивные: - нацеливание на успешную работу; - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные УУД -Уметь слушать и понимать речь других |
VII Рефлексия | -Какая у нас сегодня тема урока? -Что такое омонимы? Оцените свою работу на уроке Зеленый-Отлично работал Желтый-Хорошо работал Красный- Нужно работать лучше | -Омонимы -одинаковые звучат одинаково но имеют разное лексическое значение. | Личностные: -формировать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Регулятивные: развивать умения рефлексии. |
VIII Итог урока Домашнее задание | Сегодня оценки получают ребята работавшие у доски, и хорошо работали с места Вера и Петя. Домашнее задание на странице 46, выучите несколько пословиц и мы их с вами на следующем уроке запишем по памяти, не забудьте повторить омонимы, мы про них еще поговорим. Урок окончен. До свидания! | -записывают задание в дневник. Убирают рабочее место. Прощаются. | Личностные УУД -Формирование способности к самооценке Регулятивные УУД -Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
-