Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Значение суффиксов»
Конспект урока
Тема: Значение суффиксов.
Цель: Создать условия для формирования умения находить суффиксы в словах по алгоритму, определять роль суффиксов в словах. Совершенствовать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем, значениях суффиксов.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
Находить в словах суффикс.
Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.
Вывести алгоритм нахождения суффикса в слове.
Определять значение суффикса.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-
учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
учить анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков;
учить проводить сравнение.
Регулятивные УУД:
-
формирование умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
учить осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
-
формирование умение работать в паре, в группе; учить договариваться,
Личностные:
формировать, положительное отношение к процессу обучения;
формировать интерес к учебному материалу;
формирование адекватной самооценки;
Оборудование: учебник по «Русскому языку» для 3 класса; авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, от издательства Просвещение; карточки, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент
Наш урок я хочу начать словами:
«Кто хочет, тот может. » - Как вы понимаете эти слова?
- Сегодня мы продолжим получать новые знания по русскому языку.
(Эмоциональный настрой) Слайд 1.
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить.
Но искорку счастья-луча золотистого,
Ты можешь, ты в силах, друзьям подарить!
-Выберите свое настроение и покажите друг другу (смайлик)
2.Актуализация знаний.(фронтальная работа ) Слайд 2.
Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их.
Толстый , болтливый , сильный , храбрый, дикий .(Взаимопроверка)
3.Самоопределение к деятельности:
Суффиксы много работали в тетради и решили отдохнуть.
В стране грамматики их ждал очень вкусный торт.
Тортик!- закричал –ик-.
Тортишко усмехнулся –ишк-.
Тортище сказал –ищ-.
Тортильщик,- сказали они вместе и засмеялись, потому что это было неправильно!
Сфомулируйте тему урока.
4. Работа по теме урока.
Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое. Будем работать в парах. О чем нужно помнить, работая в парах?
- У вас карточки. Найдите верные утверждения и подчеркните их.
(задание на индивидуальных карточках)
Слайд 3.
Суффикс – это часть слова.
Суффикс это маленькое слово.
Суффикс служит для образования новых слов.
Суффикс служит для связи слов в предложении.
Суффикс стоит перед корнем.
Суффикс стоит после корня.
Суффикс не имеет значение.
Суффикс имеет значение.
Кто сделал правильно? Кто допустил ошибки? Если все верно ставим +.
Слайд 4.
Прочитайте слова: лиса, лисица, лисонька, лисичка.
Что общего у этих слов и чем они отличаются?
Какая еще част речи служит для образования новых слов?( Суффикс)
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами.
Дом-домик-домишко, брат-братик-братищка. Одни звучат ласково, другие пренебрежительно, иронически. (деваха ,старикан, старикашка)
Вывод: Суффиксы, хоть и маленькая часть слова, имеют свое лицо.
Слайд 5.
Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.
Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.
Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ- - суффикс места.
Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).
-Что нового узнали?
5.Работа по учебнику.
(c.90 упр.168)
Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.
- Прочитайте суффиксы в рамочке.
- Найдите данные суффиксы в словах.
- Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)
- Какого суффикса нет словах? (-тель-.)
- Назовите слова с таким суффиксом.
- Выполните письменные задания к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
упр. 173 (с. 93).
- Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?
- Объясните лексическое значение каждого слова.
- С помощью каких суффиксов образованы эти слова?
- Выполните письменные задания к упражнению.
(Взаимопроверка.)
6.Анализ смысловых значений суффиксов.
Слайд 6,
Вы знаете сказку «Сестирица Аленушка и братец Иванушка».Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.
-Запись на доске (учитель записывает):братец,cестирица ,Аленушка ,Иванушка.
- С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.
Запишите еще три слова с суффиксом –ушк-.
7.Физкультминутка (музыкальная)
Мы пойдем налево -
Мы пойдем направо -
Два раза повернемся-
Потянемся, проснемся,
Попрыгаем на месте-
Шагнем вперед все вместе.
Обратно как пингвины
Покатимся по льдине.
И друга обнимем!
8.Закрепление изученного (Работа в группах)
1группа
Образовать с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- , - ушк- ласковые слова
Мама, Коля, соловей, звезда, тетя, ива
Уменьшительно – ласкательные суффиксы.
2группа
Образовать с помощью суффиксов-тель-, -ник-, ист-, -ир-, -арь-
слова - профессии
Баян, охота, учёба, библиотека, банк, стройка.
Профессия или род занятий
3 группа
Образовать с помощью суффиксов -онок- , - ёнок-, слова – названия детенышей животных.
Медведь, заяц, лиса, тигр, скворец, мышь,
Название детенышей животных и ласковое к ним отношение.
Образовать с помощью суффиксов –ищ-, слова, обозначающие большой предмет
Когти, лапа, дом, друг, пыль, сапог
Увеличительная функция. (Выступление от каждой группы.) Оценивание выступлений
9.Рефлексия
Дополнение предложений: Слайд 7.
Сегодня на уроке:
Я узнал…2. Я понял…3. Мне понравилось…4. Было трудно…5. Для меня было открытием, что…6. Могу порадоваться успехам. 7. И у меня вот такое настроение: (смайлик)
10 .Итог урока:
Мы должны знать! Слайд 8
Что такое суффикс? Где стоит суффикс Что общего между суффиксом и приставкой? Что образуют суффиксы? Почему суффикс - значимая часть слова? На какие группы по значению делятся суффиксы |
11.Домашнее задание: Упр.176 c.94 + дополнительный материал (карточка)
Ф.И. ____________________________
1. Впиши пропущенные слова:
Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для ________________________________.
2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.
Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,
погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.
_____________________________________________________________________________