Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Значение суффиксов»

1
0
Материал опубликован 13 October 2018

Конспект урока

Тема: Значение суффиксов.

Цель: Создать условия для формирования умения находить суффиксы в словах по алгоритму, определять роль суффиксов в словах. Совершенствовать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем, значениях суффиксов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

Находить в словах суффикс.

Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.

Вывести алгоритм нахождения суффикса в слове.

Определять значение суффикса.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

    учить анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков;

    учить проводить сравнение.

Регулятивные УУД:

  • формирование умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

    учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

    учить осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умение работать в паре, в группе; учить договариваться,

Личностные:

формировать, положительное отношение к процессу обучения;

формировать интерес к учебному материалу;

формирование адекватной самооценки;

Оборудование: учебник по «Русскому языку» для 3 класса; авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, от издательства Просвещение; карточки, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент

Наш урок я хочу начать словами:

«Кто хочет, тот может. » - Как вы понимаете эти слова?

- Сегодня мы продолжим получать новые знания по русскому языку.

(Эмоциональный настрой) Слайд 1.

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья-луча золотистого,

Ты можешь, ты в силах, друзьям подарить!

-Выберите свое настроение и покажите друг другу (смайлик)

2.Актуализация знаний.(фронтальная работа ) Слайд 2.

Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их.

Толстый , болтливый , сильный , храбрый, дикий .(Взаимопроверка)

3.Самоопределение к деятельности:

Суффиксы много работали в тетради и решили отдохнуть.

В стране грамматики их ждал очень вкусный торт.

Тортик!- закричал –ик-.

Тортишко усмехнулся –ишк-.

Тортище сказал –ищ-.

Тортильщик,- сказали они вместе и засмеялись, потому что это было неправильно!

Сфомулируйте тему урока.

4. Работа по теме урока.

Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое. Будем работать в парах. О чем нужно помнить, работая в парах?

- У вас карточки. Найдите верные утверждения и подчеркните их.

 (задание на индивидуальных карточках) 

 

Слайд 3.

Суффикс – это часть слова.

Суффикс это маленькое слово.

Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

Кто сделал правильно? Кто допустил ошибки? Если все верно ставим +.

Слайд 4.

Прочитайте слова: лиса, лисица, лисонька, лисичка.

Что общего у этих слов и чем они отличаются?

Какая еще част речи служит для образования новых слов?( Суффикс)

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами.

Дом-домик-домишко, брат-братик-братищка. Одни звучат ласково, другие пренебрежительно, иронически. (деваха ,старикан, старикашка)

Вывод: Суффиксы, хоть и маленькая часть слова, имеют свое лицо.

Слайд 5.

Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.

Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.

Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ- - суффикс места.

Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).

-Что нового узнали?

5.Работа по учебнику.

(c.90 упр.168)

Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

- Прочитайте суффиксы в рамочке.

- Найдите данные суффиксы в словах.

- Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

- Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

- Назовите слова с таким суффиксом.

- Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

упр. 173 (с. 93).

- Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?

- Объясните лексическое значение каждого слова.

- С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

- Выполните письменные задания к упражнению.

(Взаимопроверка.)

6.Анализ смысловых значений суффиксов.

Слайд 6,

Вы знаете сказку «Сестирица Аленушка и братец Иванушка».Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.

-Запись на доске (учитель записывает):братец,cестирица ,Аленушка ,Иванушка.

- С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.

Запишите еще три слова с суффиксом –ушк-.

7.Физкультминутка (музыкальная)

Мы пойдем налево -

Мы пойдем направо -

Два раза повернемся-

Потянемся, проснемся,

Попрыгаем на месте-

Шагнем вперед все вместе.

Обратно как пингвины

Покатимся по льдине.

И друга обнимем!

8.Закрепление изученного (Работа в группах)

1группа

Образовать с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- , - ушк- ласковые слова

Мама, Коля, соловей, звезда, тетя, ива

Уменьшительно – ласкательные суффиксы.

2группа

Образовать с помощью суффиксов-тель-, -ник-, ист-, -ир-, -арь-

слова - профессии

Баян, охота, учёба, библиотека, банк, стройка.

Профессия или род занятий

3 группа

Образовать с помощью суффиксов -онок- , - ёнок-, слова – названия детенышей животных.

Медведь, заяц, лиса, тигр, скворец, мышь,

Название детенышей животных и ласковое к ним отношение.

Образовать с помощью суффиксов –ищ-, слова, обозначающие большой предмет

Когти, лапа, дом, друг, пыль, сапог

Увеличительная функция. (Выступление от каждой группы.) Оценивание выступлений

9.Рефлексия

Дополнение предложений: Слайд 7.

Сегодня на уроке:

Я узнал…2. Я понял…3. Мне понравилось…4. Было трудно…5. Для меня было открытием, что…6. Могу порадоваться успехам. 7. И у меня вот такое настроение: (смайлик)

10 .Итог урока:

Мы должны знать! Слайд 8

Что такое суффикс?

Где стоит суффикс

Что общего между суффиксом и приставкой?

Что образуют суффиксы?

Почему суффикс - значимая часть слова?

На какие группы по значению делятся суффиксы

 

11.Домашнее задание: Упр.176 c.94 + дополнительный материал (карточка)

Ф.И. ____________________________
1. Впиши пропущенные слова:
Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для ________________________________.
2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.
Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,
погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.
_____________________________________________________________________________

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации