Технологическая карта к уроку «Нуклеиновые кислоты» (Химия 9 класс)
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Канева Зоя Анатольевна
Должность: учитель химии и биологии
Место работы: МБОУ «Кельчиюрская СОШ им. А.Ф. Сметанина», Ижемский район, Республика Коми.
Предмет: биология
Класс: 9 (ФГОС)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема урока |
Нуклеиновые кислоты. |
Цель урока |
Сформировать у учащихся знания о нуклеиновых кислотах. |
Задачи урока |
Познавательные: Изучить особенности строения нуклеиновых кислот как биополимеров, их функции в хранении и передаче наследственной информации. Регулятивные: Развивать умения определять длину и количество нуклеотидов. Коммуникативные: Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию. Личностные: Формировать культуру умственного труда, умение грамотно изложить свою точку зрения. умение грамотно изложить свою точку зрения. |
Формирование УУД |
Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера. |
Основные понятия |
Нуклеиновые кислоты, нуклеотид, ДНК, РНК, репликация, комплементарность. |
Ресурсы |
УМК: Биология 9 класс И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова.2012 год Вентана-Граф Презентация учителя. Учебник. |
Формы урока |
Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально. |
Методы |
Репродуктивный, частично-поисковый, словесный. |
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||
1. Организационный момент |
||||||||||||
Вступительное слово преподавателя о важности нуклеиновых кислот. 1. Объявление темы урока (слайд с темой урока) 2. Преподаватель предлагает учащимся подумать о роли ДНК и РНК в клетке |
Слушают вступительное слово преподавателя. Запись числа и темы урока Первичное осмысление и темы, и вопроса, заданного преподавателем |
Познавательные УУД Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов. Коммуникативные УУД Формируем умение слушать и понимать других. Регулятивные УУД Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что ещё неизвестно. Личностные УУД Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
||||||||||
2. Актуализация знаний |
||||||||||||
1)Учащимся предлагается выполнить тест по темам прошлого урока «Белки и их строение». При выполнении теста учащимся надо вспомнить строение и свойства белков. Учитель просит учащихся поменяться тетрадями с соседом по парте и провести взаимопроверку. Слушает ответы учащихся. |
Учащиеся вспоминают строение и свойства белков. Записывают ответы в тетради. Меняются тетрадями и проводят взаимопроверку. |
Познавательные УУД Формируем умение извлекать информацию из текста. Коммуникативные УУД Формируем умение слушать и понимать других. Регулятивные УУД Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
||||||||||
3. Изучение нового материала |
||||||||||||
Нуклеиновые кислоты впервые были обнаружены в ядре клетки, поэтому они так названы. Учитель предлагает послушать сообщение об истории открытия этих сложных высокомолекулярных органических соединений. (Учащийся заранее готовит доклад) (приложение 1) |
Учащийся читает доклад об истории открытия нуклеиновых кислот. |
Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Личностные УДД Осознание ответственности за заданное дело. |
||||||||||
Учитель предлагает по тексту учебника заполнить таблицу-сравнение ДНК и РНК, рассмотреть их состав, структуру, функции.
|
Учащиеся читают текст в учебнике и заполняют таблицу. После заполнения один учащийся зачитывает свои ответы, остальные проверяют свои записи и дополняют. |
Познавательные УДД Формируем умение извлекать информацию из текста. Коммуникативные УУД Формируем умение слушать и понимать других. Регулятивные УДД Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста. Личностные УДД Формируем умение анализировать текст. |
||||||||||
4. Практическая часть урока |
||||||||||||
1.Учитель объясняет комплементарное строение ДНК, правило Чаргоффа, репликацию молекулы ДНК. Приводит пример решения задачи на правило Чаргоффа. 2.Учитель учащихся решить задачи на правило Чаргоффа по вариантам.(приложение 2) |
Учащиеся внимательно слушают. Решают вместе с учителем, затем выполняют практическую работу. Тетради сдают на проверку. |
Познавательные УДД Формируем умение на основе новых полученных знаний делать выводы. Коммуникативные УУД Формируем умение слушать и понимать других. Регулятивные УДД Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Предметные УДД Умение использовать знания о структуре и свойстве молекулы ДНК. |
||||||||||
5. Закрепление материала |
||||||||||||
Учитель подводит итог урока о важности нуклеиновых кислот в клетке. Проводит фронтальную беседу. |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы учителя и вместе подводят итог урока.
|
Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Структуирование знаний. Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Личностные УУД Формируем умение делать выводы по пройденному материалу. |
||||||||||
6. Домашнее задание |
||||||||||||
Учитель предлагает учащимся составить кроссворд по данной теме. |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
Познавательные УУД Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД Формируем умение слушать и понимать других. Регулятивные УУД Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Личностные УУД Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
||||||||||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
||||||||||||
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников. |
-Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. -Определяют свое настроение в конце урока. |
Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело. |
Приложение 1
В 1869 году появилась первая научная публикация о нуклеиновых кислотах. Она была сделана швейцарским биохимиком Ф.Мишером. Он выделил вещество из остатков клеток, которые находились в гнойнике. Ф.Мишер обнаружил, что в состав этого вещества входят азот и фосфор. Так как вещество было найдено в ядре, оно было названо нуклеином.
В начале 50-х гг. ХХ в. Американский химик, лауреат Нобелевской премии Л.Полинг изучал структуру нуклеиновых кислот. В это же время английские исследователи М.Уилкинс и Р. Франклин методом рентгеноструктурного анализа пытались определить строение нуклеиновых кислот. Им удалось выяснить общие параметры спиральной структуры ДНК, ее диаметр и расстояние между витками.
Параллельно с английскими учеными строение нуклеиновых кислот изучали в Кембриджском университете Дж. Уотсон и Ф. Крик. Используя все, что было известно о нуклеиновых кислотах, их физические и химические данные, они построили пространственную модель ДНК, проверили предположение, что молекула состоит из двух цепей, который в дальнейшем получил название «принцип комплементарности».
Дж.Уотсон вспоминал о той радости, которая охватила его при определении порядка соединения оснований в молекуле ДНК: «От радости я почувствовал себя на седьмом небе, ибо тут я уловил возможный ответ на мучившую нас загадку: почему число остатков пуринов в точности равно числу остатков пиримидинов?»
Приложение 2
Задачи по вариантам для практической работы
Вариант 1.
Задача № 1.
На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последовательности:
А–А–Г–Т–Ц–Т–А–Ц–Г–Т–А–Т
Определите последовательность нуклеотидов 2й цепи в этом фрагменте ДНК и длину гена.
Решение:
1) достраиваем вторую нить (по принципу комплементарности А=Т Ц=Г)
А–А–Г–Т–Ц–Т–А–Ц–Г–Т–А–Т
Т–Т–Ц–А–Г–А–Т–Г–Ц–А–Т–А
2) молекула ДНК двуцепочечная, поэтому длина гена равна длине одной цепи:
12 × 0,34 = 4,08 нм
Задача № 2. В молекуле ДНК на долю цитидиловых нуклеотидов приходится 18%. Определите процентное содержание других нуклеотидов в этой ДНК.
Решение:
1) т.к. Ц = 18%, то и Г = 18%;
2) на долю А+Т приходится 100% – (18% +18%) = 64%, т.е. по 32%
Ответ: Г и Ц – по 18%, А и Т – по 32%.
Вариант 2.
Задача №1
Фрагмент правой цепи ДНК имеет следующий нуклеотидный состав: ГГГЦАТААЦГЦТ...
Определите порядок чередования нуклеотидов в, левой цепи.
Какова длина данного фрагмента молекулы ДНК?
Определите процент содержания каждого нуклеотида в данном фрагменте.
Решение задачи
1). По принципу комплементарности строим левую цепь ДНК:
правая цепь Г-Г-Г-Ц-А-Т-А-А-Ц-Г-Ц-Т- ...
левая цепь Ц-Ц-Ц-Г-Т-А-Т-Т-Г-Ц-Г-А- ...
2). Так как молекула ДНК двухцепочная, следовательно, ее длина равна длине одной цепи.
Один нуклеотид занимает в молекуле ДНК 0,34 нм. Отсюда длина данного фрагмента:
0,34 нмх 12 = 4,08 нм
3). Всего в данном фрагменте молекулы ДНК будет
24 нуклеотида.
Из них А = 5, или 20,8%
По правилу Чаргаффа А + Г = А+Ц, А = Т, Г=Ц
Тогда Т = 5 — 20,8%
Г + Ц = 24 — 10=14;
Г = Ц = 7, или 29,2%
Ответ: А = 20,8%; Т = 20,8%; Г = 29,2%; \л/ = 29,2%.
Пахомова Татьяна Петровна
Екатерина Николаевна
Зоя Канева