Конспект урока математики в 6 классе «Основное свойство дроби»
Урок 1
Основное свойство дроби
Цели: актуализировать знания учащихся по данной теме; повторить, как применяется основное свойство дроби при сокращении дробей и приведении дробей к общему знаменателю.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Вычислите:
а) 2 · 16; е) 105 : 3;
б) 37 + 18; ж) 158 + 19;
в) 160 : 20; з) 110 – 49;
г) 51 – 35; и) 4444 : 11;
д) 30 · 24; к) 7 · 140.
2. Выясните, на какие из чисел 2, 3, 5, 6, 9, 10 делятся данные числа:
а) 2754;
б) 8510;
в) 12345;
г) 9803;
д) 2467122.
3. Найдите НОК и НОД чисел:
а) 24 и 8;
б) 7 и 10;
в) 18 и 45;
г) 12 и 60;
д) 6 и 10.
III. Актуализация знаний.
1. Из истории вопроса.
В соответствии с пунктом учебника рассмотреть вопрос о появлении дробей, о том, как раньше записывали дроби и как их называли.
2. Правильные и неправильные дроби.
На доске записан ряд дробей:
Задание: разбить данные дроби на две группы по общему признаку.
В первую группу войдут дроби: – правильные дроби.
Во вторую группу войдут дроби: – неправильные дроби.
Повторить с учащимися, какие дроби называются правильными, какие – неправильными. Вспомнить, как выделяется целая часть из неправильной дроби, и представить дроби, вошедшие во вторую группу, в виде смешанных чисел.
3. Основное свойство дроби.
Задача. В пакете имеется 1 кг конфет. Вам предлагают взять из пакета или 2/3 кг, или 6/9 кг, или 14/21 кг. Что вы выберете?
Выяснить, что во всех трех случаях получается одно и то же количество конфет. После этого вспомнить основное свойство дроби:
Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится дробь, равная данной.
4. Применение основного свойства дроби.
Повторить, для чего используется основное свойство дроби:
1) для сокращения дробей;
2) для приведения дробей к общему знаменателю.
Вопросы учащимся:
– Что значит «сократить дробь»?
– Как привести дроби к общему знаменателю?
IV. Формирование умений и навыков.
Можно использовать задания из учебника, но, поскольку их там не так много, лучше оставить такие задания для самостоятельного решения, а на уроке воспользоваться дидактическим материалом (см. Математика. 6 класс : дидакт. материалы к учеб. под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина «Математика 6» / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, И. Ф. Шарыгин [и др.]. – М. : Дрофа, 2004. – 160 с.).
1. Сократите дробь:
2. Приведите дробь к общему знаменателю:
а) а) и ; б) и ; в) и ; г) и ;
б) а) и ; б) и ; в) и ; г) и ;
в) а) и ; б) и ; в) и ; г) и .
3. Сравните дроби:
а) и ; б) и ; в) и ; г) и .
Замечание: обратить внимание учащихся, что для сравнения дробей не всегда обязательно приводить их к общему знаменателю. Иногда достаточно сравнить эти дроби с единицей или с половиной. Устно также можно сравнить дроби, у которых одинаковые числители.
4. Сравните дроби:
а) а) и ; б) и ;
б) а) и ; б) и ;
в) а) и ; б) и ;
г) а) и ; б) и .
5. Решите:
а) 8 л апельсинового сока разлили в 24 одинаковые бутылки, а 5 л яблочного сока – в 20 одинаковых бутылок другой емкости. Вместимость каких бутылок больше – с яблочным или апельсиновым соком?
б) Андрей прошел 3 км за 36 мин, а Олег – 2 км за 23 мин. Кто из них шел быстрее?
6. Расположите дроби в порядке возрастания:
1. а) ; б) .
2. а) ; б) .
V. Итоги урока.
1. Попросить учащихся сформулировать, что они вспомнили на данном уроке.
2. Еще раз проговорить основное свойство дроби и повторить, где оно применяется.
3. Задание: расположить числа в порядке возрастания:
.
Домашнее задание.
1) № 3; 6 (б, в, е), 7 (б, г); 28.
2) Придумать две дроби, чтобы:
џ их общий знаменатель был равен 24;
џ одна дробь была больше половины, а другая – меньше;
џ одна из дробей сокращалась на 5, а другая – на 3.