Конспект урока по чтению в 3 классе: Выразительное чтение наизусть басни «Ворона и Лисица»
Комбинированный урок литературного чтения
УМК «Школа России»
Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс, ч.1, стр.110-111, 114.
Класс 3
Тема урока: Выразительное чтение наизусть басни «Ворона и Лисица». И.А. Крылова. Знакомство с М.Ю. Лермонтовым.
Цель урока – формировать у младших школьников представление о М.Ю. Лермонтове как о великом русском поэте.
Задачи урока:
-прослушать выразительное чтение наизусть басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»;
-формировать знание о М.Ю. Лермонтове;
-развивать навык ознакомительного чтения.
Предметный результат:
- учащийся знает русского поэта М.Ю. Лермонтова;
- учащийся умеет выразительно читать наизусть.
Личностный результат:
- учащийся умеет объективно оценивать одноклассников по критериям.
№ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | Подготовка к первичному восприятию. Актуализация знаний | – Здравствуйте, ребята. Какое было домашнее задание? – Что помогает учителю выставить вам оценку за эту работу? – Какие критерии вы знаете? – Сколько критериев? Значит какая максимальная оценка? – Для экономии времени я буду ставить оценки самостоятельно. Если кто-то из зрителей или сам чтец не согласен со мной, поднимите руку и докажите свое мнение по критериям. *Прослушивание басен* – Сегодня мы с вами познакомимся с одним великим русским поэтом. Какого великого русского поэта вы уже знаете? Что о нем помните? | – Выучить наизусть басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица». – Критерии оценки. – Называние автора и его произведения, знание текста, выразительность чтения, эмоциональность чтения, четкое и правильное произношение. – 5. – А.С. Пушкин. |
| Подготовка к первичному восприятию. Рассказ об авторе | *Фотография М.Ю. Лермонтова* – Знакомо ли вам это лицо? Знаете ли вы этого поэта? – Зовут этого поэта Михаил Юрьевич Лермонтов. – Есть ли среди нас те, кто хоть что-то про него знает? Расскажите. | – Нет. |
| Подготовка к первичному восприятию. Прогнозирование | – Как вы думаете, о чем мы будем узнавать об этом авторе? – Поиграем в игру «Верите ли вы, что…». Перед каждым из вас находится лист с двумя столбиками. Сейчас вы будете заполнять только первый столбик. Я буду зачитывать вам вопрос-утверждение, которое будет начинаться с фразы «Верите ли вы, что…», вы в первый столбик и первую строку ставите «+», если считаете, что это правда. Ставите «–», если считаете, что такого не может быть. Готовы? Начали! Верите ли вы, что… Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, когда был маленьким, часто говорил в рифму? (Да) Маленького поэта звали Мишелем? (Да) Поэт жил с мамой и папой недалеко от Пензы? (С мамой и бабушкой) Лермонтов жил в Москве и Санкт-Петербурге? (Да) Михаил Юрьевич имел звание офицера? (Да) Лермонтов прожил 58 лет? (27) У Лермонтова были карие глаза? (Да) – Давайте же проверим ваши предположения. | – Биографию, его личную жизнь и др. |
2 | Первичное восприятие текста | *Выводятся на слайд вопросы-утверждения* – Прочитайте текст о поэте на стр.114. Во втором столбике оцените эти же вопросы-утверждения, но теперь уже опираясь на текст. | *Выполняют задание учителя* |
3 | Проверка первичного восприятия текста | – Какие предположение совпали? Где ошиблись? Как на самом деле? Найдите доказательство в тексте. | *Ответы учеников* |
4 | Мотивация перечитывания и анализа произведения | – Есть ли вопрос-утверждение, истинность которого вы не смогли определить? | – Да. Это последний вопрос. |
Физкультминутка | |||
5 | Анализ текста | – Посмотрите на портрет М. Ю. Лермонтова в детстве, написанный неизвестным художником. Что хотите сказать? – Каким вы представляете себе Лермонтова-ребенка? – Что в портрете заставляет обратить на себя особое внимание? – Действительно, его глаза поражают, притягивают к себе. Один из учеников знаменитого художника К. Брюллова, который часто встречал Лермонтова в детстве, писал о нем так: «...маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти с умными черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление...». – Теперь вы можете определить истинность последнего вопроса-утверждения? Что поставите? Кто угадал, поднимите руки. – Послушайте еще немного информации о Лермонтове. Писать стихи Михаил Юрьевич начал очень рано, и к 13 годам он имел «большую тетрадь в голубом бархатном переплете», в которой находились «разные сочинения», принадлежавшие юному Лермонтову. В 14 лет он решает написать свою первую поэму «Черкесы». Огромную роль в жизни Лермонтова сыграл преподаватель пансиона, в котором учился будущий поэт, Алексей Зиновьевич Зиновьев. Этот всесторонне образованный человек, педагог и литератор, дал своему одаренному ученику богатые сведения по истории и литературе, познакомил его с основными принципами стихосложения. Кроме того, Лермонтов хорошо рисует, берет уроки рисования, но досадует на то, «что учитель заставляет его рисовать контуры и запрещает рисовать свое»; одновременно учится играть на фортепьяно, а позже на скрипке. Большая часть жизни М. Ю. Лермонтова связана с Кавказом. В детстве он рос слабым, болезненным ребенком, и бабушка часто возила его на «кавказские воды». На Кавказе жила и сестра его бабушки. Позже Лермонтов – офицер гусарского полка – бесстрашный воин, участник войны на Кавказе. Один из сослуживцев поэта вспоминал: «...Всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам... и во главе отряда (кавалерийского) оказывал самоотвержение выше всякой похвалы». И погиб он тоже на Кавказе, но не от рук врага, а от предательского выстрела на дуэли своего однокашника Николая Мартынова, у подножья горы Машук. Он был молод и полон творческих сил. Поэзию Лермонтова можно сравнить с лунным сиянием. Она очень печальна. Может быть, потому, что герои его стихов и поэм часто одиноки. – Что еще нового узнали? | – Глаза поэта. – Да. Поставим «+», т.к. у Лермонтова на самом деле были карие глаза. |
6 | Обобщение результатов анализа | – Вернемся к вашим листочкам со столбиками. Есть ли среди нас те ребята, кто абсолютно угадал ответы на все вопросы-утверждения? У кого не совпало 1-2 вопроса-утверждения? У кого совсем ничего не совпало? – Какие верные утверждения вы бы еще написали? | |
7 | Творческая работа детей после прочтения текста | – Предлагаю тоже немного почувствовать себя поэтами и составить синквейн. Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Каждая строчка состоит из слов, которые представляют собой разные части речи. Посмотрите на слайд, о чем должна быть каждая строчка. Составьте в парах синквейн о Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Привожу в пример вам свой синквейн: Лермонтов. Великий, одаренный. Вдохновляет, борется, погибает. Печальная, щемящая сердце судьба. Поэт. – Что у вас получилось? | |
8 | Рефлексия | – Ребята, сегодня на уроке вы были очень активны, спасибо! – Чем занимались в начале урока? – С каким поэтом мы познакомились? – Что узнали о нем? – Были ли трудности на уроке? – Что для вас было интересным на уроке? – Оцените свою работу на уроке. | – Рассказывали выученную наизусть басню Крылова «Ворона и Лисица». – Михаил Юрьевич Лермонтов. |
1