Конспект урока по чтению в 3 классе: Выразительное чтение наизусть басни «Ворона и Лисица»

0
0
Материал опубликован 28 January 2023

Комбинированный урок литературного чтения

УМК «Школа России»

Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс, ч.1, стр.110-111, 114.

Класс 3

Тема урока: Выразительное чтение наизусть басни «Ворона и Лисица». И.А. Крылова. Знакомство с М.Ю. Лермонтовым.

Цель урока – формировать у младших школьников представление о М.Ю. Лермонтове как о великом русском поэте.

Задачи урока:

-прослушать выразительное чтение наизусть басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»;

-формировать знание о М.Ю. Лермонтове;

-развивать навык ознакомительного чтения.

Предметный результат:

- учащийся знает русского поэта М.Ю. Лермонтова;

- учащийся умеет выразительно читать наизусть.

Личностный результат:

- учащийся умеет объективно оценивать одноклассников по критериям.









Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников


1

Подготовка к первичному восприятию. Актуализация знаний

Здравствуйте, ребята. Какое было домашнее задание?


Что помогает учителю выставить вам оценку за эту работу?

Какие критерии вы знаете?




Сколько критериев? Значит какая максимальная оценка?

Для экономии времени я буду ставить оценки самостоятельно. Если кто-то из зрителей или сам чтец не согласен со мной, поднимите руку и докажите свое мнение по критериям.

*Прослушивание басен*

Сегодня мы с вами познакомимся с одним великим русским поэтом. Какого великого русского поэта вы уже знаете? Что о нем помните?

Выучить наизусть басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

Критерии оценки.

Называние автора и его произведения, знание текста, выразительность чтения, эмоциональность чтения, четкое и правильное произношение.

5.





А.С. Пушкин.


Подготовка к первичному восприятию. Рассказ об авторе

*Фотография М.Ю. Лермонтова*

Знакомо ли вам это лицо? Знаете ли вы этого поэта?

Зовут этого поэта Михаил Юрьевич Лермонтов.

Есть ли среди нас те, кто хоть что-то про него знает? Расскажите.


Нет.


Подготовка к первичному восприятию. Прогнозирование

Как вы думаете, о чем мы будем узнавать об этом авторе?

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…». Перед каждым из вас находится лист с двумя столбиками. Сейчас вы будете заполнять только первый столбик. Я буду зачитывать вам вопрос-утверждение, которое будет начинаться с фразы «Верите ли вы, что…», вы в первый столбик и первую строку ставите «+», если считаете, что это правда. Ставите «–», если считаете, что такого не может быть. Готовы? Начали!

Верите ли вы, что…

Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, когда был маленьким, часто говорил в рифму? (Да)

Маленького поэта звали Мишелем? (Да)

Поэт жил с мамой и папой недалеко от Пензы? (С мамой и бабушкой)

Лермонтов жил в Москве и Санкт-Петербурге? (Да)

Михаил Юрьевич имел звание офицера? (Да)

Лермонтов прожил 58 лет? (27)

У Лермонтова были карие глаза? (Да)

Давайте же проверим ваши предположения.

Биографию, его личную жизнь и др.

2

Первичное восприятие текста

*Выводятся на слайд вопросы-утверждения*

Прочитайте текст о поэте на стр.114. Во втором столбике оцените эти же вопросы-утверждения, но теперь уже опираясь на текст.

*Выполняют задание учителя*

3

Проверка первичного восприятия текста

Какие предположение совпали? Где ошиблись? Как на самом деле? Найдите доказательство в тексте.

*Ответы учеников*



4

Мотивация перечитывания и анализа произведения

Есть ли вопрос-утверждение, истинность которого вы не смогли определить?

Да. Это последний вопрос.

Физкультминутка

5

Анализ текста

Посмотрите на портрет М. Ю. Лермонтова в детстве, написанный неизвестным художником. Что хотите сказать?

Каким вы представляете себе Лермонтова-ребенка?

Что в портрете заставляет обратить на себя особое внимание?

Действительно, его глаза поражают, притягивают к себе.

Один из учеников знаменитого художника К. Брюллова, который часто встречал Лермонтова в детстве, писал о нем так: «...маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти с умными черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление...».

Теперь вы можете определить истинность последнего вопроса-утверждения? Что поставите? Кто угадал, поднимите руки.

Послушайте еще немного информации о Лермонтове.

Писать стихи Михаил Юрьевич начал очень рано, и к 13 годам он имел «большую тетрадь в голубом бархатном переплете», в которой находились «разные сочинения», принадлежавшие юному Лермонтову. В 14 лет он решает написать свою первую поэму «Черкесы».

Огромную роль в жизни Лермонтова сыграл преподаватель пансиона, в котором учился будущий поэт, Алексей Зиновьевич Зиновьев. Этот всесторонне образованный человек, педагог и литератор, дал своему одаренному ученику богатые сведения по истории и литературе, познакомил его с основными принципами стихосложения.

Кроме того, Лермонтов хорошо рисует, берет уроки рисования, но досадует на то, «что учитель заставляет его рисовать контуры и запрещает рисовать свое»; одновременно учится играть на фортепьяно, а позже на скрипке.

Большая часть жизни М. Ю. Лермонтова связана с Кавказом. В детстве он рос слабым, болезненным ребенком, и бабушка часто возила его на «кавказские воды». На Кавказе жила и сестра его бабушки. Позже Лермонтов – офицер гусарского полка – бесстрашный воин, участник войны на Кавказе. Один из сослуживцев поэта вспоминал: «...Всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам... и во главе отряда (кавалерийского) оказывал самоотвержение выше всякой похвалы».

И погиб он тоже на Кавказе, но не от рук врага, а от предательского выстрела на дуэли своего однокашника Николая Мартынова, у подножья горы Машук.

Он был молод и полон творческих сил.

Поэзию Лермонтова можно сравнить с лунным сиянием. Она очень печальна. Может быть, потому, что герои его стихов и поэм часто одиноки.

Что еще нового узнали?




Глаза поэта.








Да. Поставим «+», т.к. у Лермонтова на самом деле были карие глаза.

6

Обобщение результатов анализа

Вернемся к вашим листочкам со столбиками. Есть ли среди нас те ребята, кто абсолютно угадал ответы на все вопросы-утверждения? У кого не совпало 1-2 вопроса-утверждения? У кого совсем ничего не совпало?

Какие верные утверждения вы бы еще написали?


7

Творческая работа детей после прочтения текста

Предлагаю тоже немного почувствовать себя поэтами и составить синквейн. Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Каждая строчка состоит из слов, которые представляют собой разные части речи. Посмотрите на слайд, о чем должна быть каждая строчка. Составьте в парах синквейн о Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

Привожу в пример вам свой синквейн:

Лермонтов.

Великий, одаренный.

Вдохновляет, борется, погибает.

Печальная, щемящая сердце судьба.

Поэт.

t1674927242aa.jpg

Что у вас получилось?


8

Рефлексия

Ребята, сегодня на уроке вы были очень активны, спасибо!

Чем занимались в начале урока?


С каким поэтом мы познакомились?

Что узнали о нем?

Были ли трудности на уроке?

Что для вас было интересным на уроке?

Оцените свою работу на уроке.


Рассказывали выученную наизусть басню Крылова «Ворона и Лисица».

Михаил Юрьевич Лермонтов.




1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации