12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Кравченко Лариса Юрьевна2413
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж

Конспект урока по географии в 9 классе по теме:

«Европейский Север. Общая характеристика».

Кравченко Л.Ю.

Цели урока: Познакомить учащихся с составом района, рассмотреть историю заселения и освоения русскими людьми. Определить особенности ЭГП территории, выявить влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства и образ жизни населения, рассмотреть взаимосвязь между ПР и ПУ, указать основные отрасли специализации района. Обсудить экологические проблемы Европейского Севера.

Развивать у детей нестандартное мышление, взаимопомощь, самоконтроль; закрепление навыков наложения карт атласа, работы с дополнительной литературой, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Продолжать формировать коммуникативные учения и навыки учащихся.

Воспитывать любовь к земле, привитие интереса к урокам географии.

Вид урока: урок-путешествие по Европейскому Северу.

Оборудование: физическая карта, атлас, контурные карты, учебник.

Ход урока.

Мы приступаем к изучению экономических районов Западного региона России.

С каким районом мы познакомимся на уроке, вы должны определить сами, прослушав его описание.

« Для этого района характерно большое разнообразие ландшафтов, богатство сырьевыми ресурсами. Его населяют несколько коренных народов, имеющих свои этнические особенности; здесь старина уживается с современностью. Недаром этот район считается хранителем русской старины».

О каком регионе идет речь?

Сегодня на уроке мы поговорим о особенностях ЭГП территории, ПУ и ПР, населении и хозяйстве Европейского Севера.

А что вам уже известно о особенностях этого района?

Какие у вас возникают ассоциации с Европейским Севером?

На уроке мы будем работать по группам.

Класс делится на 4 группы:

Картографы.

Исследователи.

Этнографы.

Экономисты.

Задания у каждой группы на столе.

Но сначала мы должны определить состав Европейского Севера.

Атлас стр.26-27 и стр.4-5.

Назовите республики входящие в состав района?

Назовите обл. центры и округа?

Что вы можете сказать о площади этого района по сравнению с ранее изученными?

Рассказ учителя о заселении и освоении Европейского Севера.

Задание Картографам:

- В какой части страны находится?

- Назовите соседей?

- Положительные и отрицательные моменты в ЭГП?

Задание исследователям:

- Особенности рельефа.

- Климатический пояс, средние температуры, осадки?

- Полезные ископаемые.

- Почвенные и биологические ресурсы.

Задание этнографам:

- Рассмотреть размещение населения.

- Особенности национального состава.

- Крупные города.

Задание экономистам:

- Назовите главные отрасли специализации района.

- Особенности сельского хозяйства.

- Перспективы развития района.

На все задания выделяется 5-7 минут.

Задание классу:

- Заполнить таблицу по мере прослушивания сообщений.

План изучения

Особенности

ЭГ положение

 

Природные условия и ресурсы

 

Население

 

Хозяйство

 

Вывод

 

На выступление отводится конкретное время:

1-я группа-3 мин.

2-я группа – 4 мин.

3-я группа – 4 мин.

4-я группа – 5 мин.

После выступления группы вопросы бригаде. Если бригада затрудняется ответить, вопрос переходит другим бригадам.

Вопросы 1 – бригаде:

1. Каковы на ваш взгляд перспективы развития Северного Морского пути?

2. Согласны ли вы с утверждением, по своему значению Северный Морской путь не уступит крупным железнодорожным магистралям?

Свой ответ обоснуйте.

Вопросы 2 – бригаде:

На какие две части по происхождению полезных ископаемых можно разделить район?

Какие ПУ негативно влияют на жизнь и здоровье людей в районе?

Вопросы 3 – бригаде:

Почему Европейский Север имеет незначительную плотность населения?

Почему в районе преобладает мужское население?

Какие вероисповедания характерны?

Почему в Европейском Севере высокий уровень урбанизации?

Вопросы 4 – бригаде:

Какие отрасли промышленности занимают ведущее место?

Почему сельское хозяйство носит очаговый характер?

Назовите главную базу Северного Ледовитого флота?

Какие проблемы наиболее остро стоят в районе?

Вывод:

1. Вместо пропусков вставьте правильные ответы.

А) Европейский Север располагается на…………. Русской равнины.

Б) В западной части района представлены……… по происхождению.

В) Топливные полезные ископаемые находятся на……… района.

Г) К коренным народам района относятся……….

Д) Главными отраслями специализации Европейского Севера являются……

Е) Старое название Архангельска…….

Ж) Европейский Север родина великого русского ученого…….

2. « Третий лишний». Что лишнее и почему.

Литва, Финляндия, Норвегия;

Белое, Карское, Лаптевых;

Мурманск, Вологда, Сыктывкар;

Коми, Карелы, Буряты.

Домашнее задание.

К следующему уроку подготовить сообщения на следующие темы:

1.Художественные промыслы района.

2.Кижи - музей заповедник.

3.Соловецкий и Валаамский архипелаг.

Подведение итогов.

Учитель оценивает руководителя каждой группы, а он, в свою очередь, оценивает активное участие других. Таблицы сдаются на проверку.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.