Технологическая карта урока химии по теме «Общая характеристика неметаллов» (9 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока химии по теме “Общая характеристика неметаллов”. Учитель химии МКОУ ШР “Большелугская СОШ № 8”: Тирская Анна Михайловна |
|
Пояснительная записка. |
|
Класс |
9 класс |
Предмет |
химия |
Раздел программы |
Первый урок темы “Неметаллы” |
Тема урока |
Общая характеристика неметаллов |
Цели |
Образовательные: расширить знания учащихся о неметаллах, познакомить с их физическими и химическими свойствами, явлением аллотропии Развивающие: продолжать развивать умения выдвигать гипотезы, делать выводы, совершенствовать умения анализировать, сравнивать. Воспитательные: воспитывать культуру поведения при работе в группе, фронтальной и индивидуальной работе, повышать интерес к предмету. |
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний (УУНЗ) |
Планируемые образовательные результаты |
Познавательные: знать: особенности строения атомов неметаллов, физические и химические свойства простых веществ неметаллов различать: аллотропные видоизменения химических элементов неметаллов, уметь: записывать схемы строения атомов неметаллов, электронные формулы. Коммуникативные: в письменной и устной форме оформлять свои мысли; планировать совместную деятельность, распределять роли, приходить к общему решению. Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом; соотносить поставленную цель и полученный результат. Личностные: осознать практическую и личностную значимость изучаемого материала, ставить цель и планировать свою деятельность, иметь способности к самоопределению и самооценке. |
Формы и методы обучения |
Групповая, фронтальная, индивидуальная работа. Словесные (рассказ, объяснение , беседа), иллюстративные (презентация, ПСХЭ); проблемно-поисковый, мозговой штурм, составления слов. |
Технологии |
Сотрудничества, информационно-коммуникативные технологии, технология продуктивного чтения |
Используемый УМК |
Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М. Дрофа, 2013 |
Электронные образовательные ресурсы |
http//school-collection.edu.ru http//ru.wikipedia.org |
Предметы интеграции |
Физика, математика, ИЗО. |
Оборудование |
Презентация, проектор, ноутбук, ряд электроотрицательности, ПСХЭ, для лабораторной работы: две колбы с водой, две стеклянные палочки, образцы серы и угля, две ложечки, стакан с водой. |
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Строение атомов неметаллов, положение в ПСХЭ, физические и химические свойства, понятие аллотропия. |
Литература для учащихся |
Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М. Дрофа, 2013 Еремина Е. А. Справочник школьника по химии. 8-11 кл. - М. “Оникс 21 век”, 2010 |
Литература для учителя |
Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М. Дрофа, 2013 Химия. 9 класс: Настольная книга учителя/ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. - М.: Дрофа, 2013 ФГОС.Настольная книга учителя. Учебно-методическое пособие/В. И. Громова, Т. Ю. Сторожева.- Саратов, 2013 |
Технологическая карта урока.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||
1. Организационный этап. (1 мин.) |
||||
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Выберите пожалуйста руководителя. Вспомните правила работы в группе. Работаем по инструктивной карте. (Приложение) |
Слушают учителя. Выбирают руководителей группы. Называют правила работы в группе. |
Регулятивные: возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность, учебного сотрудничества со сверстниками и учителем |
||
2. Мотивационно-целевой этап. (3 мин.) |
||||
Для того чтобы определить тему урока нам необходимо выполнить небольшое задание. Посмотрите пожалуйста внимательно на доску. Найдите “лишние” элементы. А почему вы убрали именно эти элементы? Определите тему нашего сегодняшнего урока. Выполнив задание №1 (расшифровать тему урока) инструктивной карты вы получите более полную формулировку темы. Запишите тему урока “Общая характеристика неметаллов”. (Слайд 1)
Как вы думаете ребята чему мы сегодня научимся? Определите цели нашего урока. На столах у вас лежат листы формата А3, на них вы будете работать в течении урока. В результате работы вам необходимо оформить информационный листок по теме ”Общая характеристика неметаллов”. |
Ориентируясь в своей системе знаниий определяют “лишние” элементы. Находят “лишние” элементы. Отвечают на вопрос. Предполагают тему урока. Выполняют задание. Записывают тему урока. Ученик рассказывает стихотворение о неметаллах (Слайд 2) Определяют цели урока. (положение неметаллов в ПСХЭ, строение атома неметалла, физические и химические свойства) |
Познавательные: знаково-символические действия (кодирование, декодирование) Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Личностные: учебно - познавательная мотивация, внутренняя позиция обучающегося. |
||
3. Актуализации знаний. (2 мин.) |
||||
Назовите особенности строения атомов металлов. Выполните задание № 2 инструктивной карты. (схема строения атома и электронная формула металла) |
Называют особенности. Выполняют задание по группам. |
Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи для выполнения заданий Коммуникативные: формулирование иаргументация своего мнения учет мнения участников группы |
||
4. Первичное усвоение новых знаний. (25 мин) |
||||
Найдите значение слова неметаллы в словарях, энциклопедиях, справочниках. Определите положение неметаллов в ПСХЭ. (Слайд 3) Выполните задание № 3 инструктивной карты. (схема строения атома и электронная формула неметалла) Вопросы к классу: Сколько электронов на внешнем уровне атомов металлов? Сколько электронов не хватает до восьми? Как атом может достичь этого? Определите особенности атомов неметаллов. (Слайд 4) Своеобразной мерой неметалличности является электроотрицательность(ЭО)- важная характеристика атомов неметаллов. Дайте определение ЭО. (Слайд 5) Выполните задание № 4. (задание по ЭО) Свойства простых веществ неметаллов объясняются строением их молекул: Ковалентные неполярные связи, атомные и молекулярные кристаллические решетки. Для изучения физических свойств неметаллов выполним лабораторную работу. Вспомните правила ТБ. (Слайд 6) По результатам работы заполните таблицу. Контролирует выполнение лабораторной работы. Мы рассмотрели свойства углерода и серы, для знакомства со свойствами других неметаллов выполните задание № 5. (вставить слова) (Слайд 7-8)
Физминутка: Руки в стороны и вверх, Повторяем дружно. Засиделся ученик- Разминаться нужно. Мы сначала всем в ответ Головой покрутим - НЕТ! Энергично как всегда Головой покрутим - ДА! Перестанем мы лениться, Будем снова мы трудится! Для неметаллов в большей степени,чем для металлов характерно явление аллотропии. Дайте определение аллотропия - ? Рассмотрите химические свойства. (Слайд 15) |
Находят определение. Оформляют информационный листок. Внимательно читают текст параграфа 18 стр. 129-132, рассматривают рисунки. Выполняют задание,работают в группе, сравнивают с образцом. Отвечают на вопросы. Высказывают предположения, делают выводы. Выполняют задание, проверяют. Рассказывают правила ТБ. Организуют рабочее место для выполнения лабораторной работы. Выполняют лабораторную работу, соблюдая правила ТБ, заполняют таблицу. Выполняют задание. Проводит один из учеников, остальные повторяют. Дают определение явлению аллотропия. Сообщение ученика. (примеры аллотропии, причины) (Слайды 9-11) Рассматривают слайд делают вывод о химической активности неметаллов. |
Познавательные: формулирование проблемы и поиск ее решения; информационный поиск; анализ, сравнение, выделение главного, обобщение; построение речевого высказывания. Регулятивные: планирование; оценка, самооценка. Коммуникативные: участие в совместной деятельности; умение слушать, вступать в диалог; изложение собственных мыслей. Личностные: уважительное отношение к другому человеку; ответственное отношение к выполнению учебных задач; развитие любознательности и интереса к самостоятельному исследованию. |
||
5. Первичное закрепление новых знаний. (3 мин.) |
||||
Достигли ли мы поставленных сегодня целей на урок? Ребята покажите пожалуйста, что у вас получилось в результате работы. Предлагаю выполнить итоговый тест, который покажет как вы усвоили тему сегодняшнего урока. (Слайд 16 тест Слайд 17 ответы)
|
Высказывают свое мнение. Выступающий представляет классу результаты совместной работы. Выполняют тест. Проверяют ответы по слайду. |
Познавательные: извлечение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму, построение речевого высказывания; анализ, синтез, сравнение; Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, на основе известного и неизвестного учащимся; контроль, коррекция, саморегуляция. Коммуникативные: учет мнений всех учасиников группы, формулирование и аргументация своего мнения. |
||
6. Информация о домашнем задании, инструктаж о выполнении. (1 мин.) |
||||
Обязательно: параграф 18 читать, Р. Т. стр. 81 задание 7,8. Дополнительно: составить кроссворд по теме или подготовить сообщение (3 мин) по теме урока (Слайд 18) |
Записывают задание на дом. |
Регулятивные: анализ сложности задания, самооценка |
||
7. Рефлексия (подведение итогов урока) 2 мин.) |
||||
Ребята теперь мы достигли целей поставленных на начало урока? Чем вы пользовались для достижения своих целей? Оцените свою работу на уроке заполнив, лист самооценки. Комментирует деятельность учеников. Выставляет оценки за урок. Спасибо за работу! Молодцы! (Слайд 19) |
Ответы. Заполняют листы самооценки. (Приложение) |
Познавательные: рефлексия способов и результатов действий, контроль и оценка и процесса результатов действий; Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения; Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Приложение.
Инструктивная карта.
Задание 1. Шифр. Рассшифровав закодированную информацию, вы определите тему урока. Запишите тему на информационном листе. Определите по порядковому номеру название элемента и “возьмите” указанную букву.
№50(1), №5(1), Щ, 1№3(1), №33(5) _________________________________ №24(1), №13(1), № 37(1), №18(1), №14(1), №81(1), №63(1), №37(1), №3(2), 16(1), №9(2), №19(2), №18(1) ______________________________________ №10(1), №63(1), №12(1), №63(1), №9(2), №85(1), №3(1), №3(1), №50(1), №23(1) _________________________________________________________
Задание № 2. Запишите схемы строения атома элемента и его электронную формулу:
Группа 1. Литий Группа 2. Магний Группа 3. Натрий Группа 4. Калий Группа 5. Кальций Группа 6. Алюминий
Задание № 3. Запишите схемы строения атома и его электронную формулу:
Группа 1. Хлор Группа 2. Азот Группа 3. Углерод Группа 4. Фосфор Группа 5. Кислород Группа 6. Сера
Задание № 4. Расположите элементы в порядке возрастания ЭО:
Группа 1. CI, Br, F. Группа 2. Si, S, P.
Группа 3. F, O, N. Группа 4. O, CI, S.
Группа 5. P, N, As. Группа 6. S, Se, O.
Задание № 5. Вставьте пропущенные слова.
Для неметаллов характерны:
................................ агрегатных состояния.
................................ вещества - сера, углерод, кристаллический йод.
................................. при обычных условиях простое вещество - бром.
................................. вещества - кислород, азот, хлор, водород.
Цветовая палитра неметаллов:
Черный - ............................................,
красный - ...........................................,
Желто-зеленый - ................................,
Фиолетовый - .....................................,
Желтый - .............................................
......................... От 3800 градусов (графит), до - 210 (азот).
Оценочный лист _____________________________(Ф. И. ученика)
Критерии оценки:
«0»- ничего не могу, не понимаю; не знаю; не умею;
«1»- частично могу, понимаю; знаю; умею;
«2»- сам могу, понимаю; знаю; умею
Задания |
Max балл |
Мои баллы |
Задание № 1 |
2 |
|
Задание № 2 |
2 |
|
Задание № 3 |
2 |
|
Задание № 4 |
2 |
|
Задание № 5. |
2 |
|
Итоговый тест |
4 |
Оценка за урок: 14-13 баллов-”5”; 12-10 баллов - “4”; 9- 7 баллов- “3”.
Оцените свою работу на уроке:
1. На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным 4. Мое настроение стало лучше/стало хуже
6.Домашнее задание мне кажется легким/трудным интересным/не интересным
Презентация у уроку химии Общая характеристика неметаллов
PPT / 5.64 Мб
Скрипникова Валентина Михайловна