Урок по химии в 9 классе «Общая характеристика неметаллов»
Урок химии в 9 классе. «___»___________________ 20___ г.
Общая характеристика неметаллов.
Цель. Дать общую характеристику неметаллам.
Задачи.
Образовательные: изучить положение неметаллов в ПС; рассмотреть особенности строения атомов неметаллов; вспомнить явление аллотропии на примере неметаллов;определить физические свойства неметаллов;
Развивающие:развивать химический язык; уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в группах и периодах (сравнивать и анализировать); развивать умение учащихся на основе теоретических знаний сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы, развивать устную речь.
Воспитательные: воспитывать химическую аккуратность по отношению к окружающей среде.
Ход урока.
Орг. момент.
Краткий анализ контрольной работы.
Общая характеристика неметаллов.стр. 88 (129).
Положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Всего 22 элемента являются неметаллами. Неметаллы расположены в правом верхнем углу ПСХЭ (вдоль и над диагональю В – Аl.
Особенности строения атомов (число электронов на внешнем энергетическом уровне, радиус атома). Небольшой атомный радиус, 4-8 электронов на внешнем энергетическом уровне, высокие значения ЭО.
Окислительно-восстановительные свойства - являются и окислителями и восстановителями.
Химическая связь:
а) в простых веществах – к.н.
б) в сложных веществах – к.п.
Кристаллическая решетка – атомная, молекулярная.
Физические свойства
все 3 агрегатных состояния при обычных условиях: твердые – сера, графит, фосфор, уголь активированный, кремний, бор; жидкие – бром; газы – кислород, водород, азот, хлор, фтор.
Различная цветовая палитра.
температуры плавления от 3800 0С – графит до -210 0С - азот
Характер оксидов – кислотный.
Характер гидроксидов – кислоты.
Вспомните понятие аллотропии.
Причиной аллотропии является: разное строение кристаллических решеток, разное число атомов в молекулах простых веществ.
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика аллотропных видоизменений кислорода».стр.90- 91
Признаки сравнения |
Кислород |
Озон |
Качественный состав |
кислород |
Кислород |
Количественный состав |
2 |
3 |
Физические свойства |
Газ, без цвета, вкуса и запаха |
Светло-синий газ с сильным запахом |
Химические свойства |
Взаимодействует почти со всеми простыми веществами, кроме галогенов, благородных газов, золота, платиновых металлов. |
Более сильный окислитель, окисляет даже менее активные металлы. |
Биологические свойства |
дыхание |
Задерживает ультрафиолетовые лучи |
Нахождение в природе |
Воздух 21% |
Озоновый экран |
Применение |
В металлургии, как окислитель в химических реакциях, для резки и сварки металлов, в медицине, жидкий – как окислитель ракетного топлива. |
Отбеливание тканей, удаление запаха жиров и масел, обеззараживание воздуха и питьевой воды. |
Закрепление.
Выберите из перечисленных элементов неметаллы: водород, ртуть, бор, серебро, магний, кремний, натрий, углерод, азот, алюминий, калий, фосфор.
Расположите элементы в порядке возрастания их неметаллических свойств:S, C, Cl, P, Si
Расположите элементы в порядке возрастания их окислительных свойств:NT, S, Se, F, O
Расположите элементы в порядке уменьшения их электроотрицательности:As, Cl, Br, Se, F.
Начертите схемы образования молекулH2иN2 . Какой тип химической связи реализуется в простых веществах – неметаллах?
Домашнее задание.упр. 3,5 стр. 93 ()
I. Общая характеристика неметаллов. стр. 88 (129).
Положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева. (количество, где располагаются)
Особенности строения атомов (число электронов на внешнем энергетическом уровне, радиус атома).
Окислительно-восстановительные свойства
Химическая связь:
а) в простых веществах –
б) в сложных веществах –
Кристаллическая решетка –
Физические свойства
А) агрегатное состояние, примеры
Б) цвет, примеры
В) температуры плавления, примеры
Характер оксидов –
Характер гидроксидов
II. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика аллотропных видоизменений кислорода».стр.90- 91 (131)
Признаки сравнения |
Кислород |
Озон |
Качественный состав |
||
Количественный состав |
||
Физические свойства |
||
Химические свойства |
||
Биологические свойства |
||
Нахождение в природе |
||
Применение |
||
Получение |
III.Упражнения.
Выберите из перечисленных элементов неметаллы: водород, ртуть, бор, серебро, магний, кремний, натрий, углерод, азот, алюминий, калий, фосфор.
Расположите элементы в порядке возрастания их неметаллических свойств:S, C, Cl, P, Si
Расположите элементы в порядке возрастания их окислительных свойств:NT, S, Se, F, O
Расположите элементы в порядке уменьшения их электроотрицательности:As, Cl, Br, Se, F.
Начертите схемы образования молекул H2 и N2 . Какой тип химической связи реализуется в простых веществах – неметаллах?