12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белан Елена Анатольевна56

КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»

Урок истории с детьми с ОВЗ

в однородной по составу группе в 7 классе

Тема «Верования восточных славян»

Подготовила учитель истории Белан Е.А.


Тема урока: Верования восточных славян. 7 класс

Цель: формировать представление о религии восточных славян.

Задачи:

1.Познакомить с возникновением верований в богов у восточных славян

2.Развивать диалоговую речь, логическое мышление, умение работать с учебником.

3.Корригировать внимание, память.

4.Воспитывать умение работать в группе, выслушивать мнение других.

Основные термины и понятия: язычество, идол, святилище, жертвоприношение, волхвы.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, учебник, тетрадь, письменные принадлежности, презентация, карточки, перфокарты, листы самооценки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я вас приветствую на уроке история Отечества. Тихо и спокойно присаживайтесь на свои места, следите за осанкой. (Дети приветствуют учителя, присаживаются на свои места)

- Проверьте свое рабочее место. Внимательно посмотрите на парту и назовите предметы, которые вам понадобятся на уроке. (Ответы: учебник, тетрадь, пенал, дневник)

- Для чего вы приходите на урок история Отечества? (Ответы: чтобы получить новые знания; чтобы узнать о жизни предков)

- Чтобы получить новые знания на уроке, что вы должны для этого делать? (Ответы: внимательно слушать, не отвлекаться, не мешать работать своим товарищам)

- Верно, для получения знаний нужно внимательно слушать учителя, не отвлекаться на посторонние предметы. Чтобы работа была плодотворной, нужно активно отвечать на вопросы, ответы давать полными и развернутыми. Только такой ученик может получить оценку «5». (учащиеся внимательно слушают учителя)

- На протяжении всего урока вы будете работать с листами самооценки. С помощью их вы постараетесь оценивать свою работу на каждом этапе урока. Если кто-нибудь будет затрудняться, то я помогу.

- Сегодня на уроке вы будете работать группой и самостоятельно.

2.Повторение пройденного материала.

- Первый этап урока называется «повтори». На этом этапе вы будете участвовать в блиц-опросе. Ответы должны быть короткими, быстрыми и правильными. Те ребята, которые будут отвечать на вопросы правильно, могут получить 3 балла. Те ребята, которые не всегда правильно будут давать ответы, могут получить за первый этап 2 балла. Те ребята, которые будут малоактивны в первом этапе, не будут отвечать на вопросы или будут давать неверные ответы, получат 1 балл. (учащиеся слушают учителя)

- Как называется наука о прошлом человечества? (история)

- Старший, уважаемый член в общине – это.. (старейшина)

- Военачальника называли… (князем)

- Войско князя называлось… (дружина)

- Как называется дом из бревен? (изба)

- Назовите основное занятие восточных славян. (земледелие)

- Кто делает посуду из глины? (гончар)

- Кто кует предметы из железа? (кузнец)

- Как назывался танец по кругу, взявшись за руки? (хоровод)

- Что такое плач? (песнь об умершем)

- Как назывался поминальный обед? (тризна)

- Люди, от которых мы произошли называются… (восточные славяне)

- Молодцы, ребята, возьмите в руки листы самооценки и поставьте соответствующие баллы в первую строку. (учащиеся выставляют баллы в листы самооценки)

- Во сколько баллов каждый из вас оценил свою работу? Почему? (ответы учащихся)

3.Сообщение темы и цели урока.

- Второй этап нашего урока называется «помоги». На этом этапе вы мне поможете сформулировать тему нашего урока и постараетесь назвать цель. После этого вы вновь поработаете с листами самооценки и выставите баллы. Те ребята, которые правильно сформулируют тему урока, назовут цель, помогут мне поставить задачи, заработают 3 балла. Ребята, которые сформулируют тему урока, но не смогут поставить цель и задачи нашего урока, заработают 2 балла. Ребята, которые не смогут сформулировать тему и не помогут мне в постановке цели и задач урока, получат только 1 балл.

- Итак, сегодня на уроке мы продолжим разговор о наших предках. Чтобы узнать тему урока, вам нужно потрудиться. На парте лежат надписи с зашифрованными словами, если вы их разгадаете, то узнаете тему нашего урока.(на листах написаны слова, которые нужно прочитать наоборот)

Зашифрованные слова: .нявалс хынчотсов яинавореВ (Верования восточных славян.)

- Назовите тему нашего урока. (Ответы: верования восточных славян)

- Какая будет цель урока? (Ответы: узнать о верованиях восточных славян)

- Верно, сегодня вы узнаете о верованиях восточных славян.

- Чтобы узнать о верованиях славян, с чем мы должны познакомиться? (на слайде слова)

- Познакомимся с понятиями «святилище», «идол», «жертвоприношение».

- Что узнаем? (на слайде изображения богов)

- Узнаем, каким богам поклонялись славяне.

- Где вам пригодятся знания, которые вы получите на уроке? (Ответы: будем рассказывать своим братьям, исторические фильмы будут понятны)

- Спасибо за ответы, оцените себя в листах самооценки. (учащиеся работают с листами)

4.Изучение нового материала.

- Следующий этап урока называется «узнай». На этом этапе вы узнаете о религии восточных славян, о богах, которым поклонялись наши предки. Познакомитесь с такими понятиями как «святилище», «идол», «жертвоприношение». Для того чтобы новый материал вам запомнился лучше, вы будете работать с карточками, отвечать на вопросы. Те ребята, которые правильно будут отвечать на вопросы, правильно выполнят задания, получат 3 балла за свою работу. Те ребята, которые будут отвечать на вопросы, но не всегда верно, в заданиях допустят 1-2 ошибки, получат 2 балла. Те, кто не будет правильно отвечать на вопросы, выполнит задания с помощью учителя или товарища, может получить только 1 балл. (учащиеся слушают учителя)

- В древности люди были бессильны перед явлениями природы. Они не могли объяснить, почему дует ветер, или светит солнце, почему гремит гром. Бессилие перед стихиями, страх перед неизвестным привёл к вере в богов. Наши предки в борьбе с хищными зверями, голодом и болез­нями, засухой и наводнениями на каждом шагу встречались с таинствен­ным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен окружающий их мир, они искали объяснения всему неизвестному. Так появились религиоз­ные верования. Что же такое религия?

Религия – это вера людей в сверхъестественные существа.

- Олег, повтори это определение. (повторяет)

- Как называется вера людей в сверхъестественные существа, Аня? (Ответ: религия)

- Что такое религия, Даша? (Ответ: религия – это вера людей в сверхъестественные существа и поклонение им)

- Трава, деревья, реки, камни - словом, все окружающее, казалось человеку в древние времена живым. Он наделял их умом, чувством, речью. Весь мир казался населенным добрыми и злыми духами. Духи на земле, боги на небесах. Их никто не видел, а только слышал. Но каждый представлял их образ, близкий к человеку. Славяне поклонялись многим природным богам и давали им имена. Такая вера называлась язычеством.

- Найдите в словаре определение этого слова. Прочитайте. (читают 3 ученика) Запишите определение в тетрадь с новой строки.

- Что такое язычество? (Ответы: вера во многих природных богов и поклонение им)

- Давайте познакомимся с природными богами наших предков. Откройте страницу 77 ваших учебников, в третьем абзаце найдите имя самого главного бога предков. (учащиеся находят в тексте имя бога Сварог)

- Как звали бога солнца? (Ответы: Даждьбог)

- Чем помогал бог солнца людям? (Ответы: давал свет и тепло)

- Какой бог был владыкой дождя, грома и молнии? (Ответы: Перун)

- Прочитай, Федор, как выглядел по представлениям предков Перун.

(чтение отрывка учащимися)

- Каких еще богов почитали славяне? Найдите в тексте на странице 78. (Велес, Стрибог)

- Спасибо за ответы. Какую работу вы сейчас выполняли? (Ответы: находили в учебнике имена богов, узнали их предназначение)

- Хорошо. А теперь поработаем с карточками. Вам необходимо будет сопоставить имена богов с их предназначением и соединить стрелочками. (выполнение задания)

Взаимопроверка задания.

- Возьмите листы самооценки, поставьте соответствующие баллы за выполнение задания. Кто выполнил задание без ошибок – получает 3 балла, кто допустил 1-2 ошибки – 2 балла, кто допустил больше 3-х ошибок – 1 балл.(выставление баллов за работу)

- Спасибо за работу. Вам нужно немного отдохнуть.

Физминутка.

Встаньте. Потянитесь. Нагнитесь. Разогнитесь. Через нос глубокий вдох, выдох медленно через рот. Зажмурьте глаза, откройте, поморгайте. Спокойно садитесь на свои места.

- Продолжаем нашу работу. Напомните мне, как называется тема нашего урока? (Ответ: верования восточных славян)

- Где молились славяне богам, как их задабривали? Об этом мы узнаем из учебника на странице 78, 2 и 3 абзац.(чтение по цепочке)

- Что такое идолы? (Ответы: изображения богов)

- Из чего изготавливали идолов? (Ответы: из дерева, камня)

- Где устанавливали идолов? (Ответы: в святилище)

- Юля, прочитай, что такое святилище в словаре. (чтение) Запишите это словарное слово в тетрадь. (запись в тетрадь словарного слова «святилище»)

- Что делали наши предки, чтобы задобрить богов? (Ответы: приносили жертвы)

- В лесах, недалеко от святилищ жили волхвы и кудесники. Их славяне считали мудрецами и колдунами. К ним обращались за советами и помощью. Кудесники предсказывали будущее людям, а волхвы общались с богами и служили им.

- Итак, ребята, наш этап «узнай» подошел к концу. Что вы делали на этом этапе урока? (Ответы: узнали имена богов, познакомились с понятиями «святилище», «идолы», «жертвоприношение», выполняли работу с карточками)

- Возьмите листы самооценки, поставьте в следующую строку баллы за ответы на этапе «узнай». Кто отвечал правильно на вопросы несколько раз – 3 балла, кто давал неполные ответы или дополнял товарищей – 2 балла, кто давал неправильные ответы – 1 балл. (выставление баллов за работу)

5.Закрепление материала.

- Наш урок подходит к завершающему этапу, который называется «закрепи». На этом этапе мы вспомним то, что проходили на уроке и выполним работу по перфокартам.

Возьмите перфокарты. Прочитай, Арина, задание. (прочитайте вопрос и подчеркните правильный ответ) Проверка.

- Ребята, как называлась тема нашего урока?

- Что такое язычество?

- С именами каких богов мы познакомились на уроке?

- Где поклонялись богам?

- Кто такой кудесник?

- Кто такой волхв?

- Где обитали боги?

- Возьмите листы самооценки, поставьте за этап «закрепи» баллы. Кто справился с заданием и отвечал правильно на вопросы – 3 балла, кто допустил 1-2 ошибки в задании и не всегда отвечал на вопросы – 2 балла, кто допустил больше 3-х ошибок – 1 балл.

6.Итог.

- Внимательно посмотрите на листы самооценки, поднимите руку те, у кого за все этапы 3 балла. Вы отлично работали на уроке, правильно отвечали на вопросы, за свою работу вы получаете оценку «5». У кого более всего в колонках 2 балла – вы получаете оценку «4». Вы хорошо работали на уроке, но иногда допускали ошибки или не совсем точно отвечали на вопросы. Поднимите руки, у кого чаще встречается 1 балл. Вот видите, сегодня таких ребят нет и я этому очень рада.

- На следующем уроке мы с вами продолжим изучение жизни наших предков – восточных славян и узнаем, с какими соседями славяне жили дружно, а с какими воевали за земли.

7.Домашнее задание.

Стр.77-81 для ребят первого ряда.

Стр.82-85 для ребят второго ряда.

- Урок окончен. Спасибо за вашу работу.





Приложение

Лист самооценки

Этапы

Баллы

Этап «повтори»


Этап «помоги»


Этап «узнай», карточка


Этап «узнай», устные ответы


Этап «закрепи»



Карточка №1

Задание: сопоставь слова и соедини их стрелочками.

Велес                                бог неба, владыка Вселенной

Стрибог                             бог солнца

Перун                               бог дождя, грома и молнии

Сварог                              покровитель животных

Даждьбог                           бог ветра

Перфокарта (для 1-го варианта группы учащихся)

Верования восточных славян (вариант 1)

Задание: прочитайте вопрос и подчеркните правильный ответ.

1. Язычество – это…

вера во многих богов

дар богам

невидимые существа

2. Место для молитв и жертвоприношений называется…

язычество

святилище

жертва

3. Чтобы задобрить богов, славяне приносили им…

духов

обереги

жертвы

4. Главным богом у славян считался…

Перун

Даждьбог

Сварог

5. Кудесник – это…

служитель бога

предсказатель

старейшина

Перфокарта (для 2-го варианта группы учащихся)

Верования восточных славян (вариант 2)

Задание: прочитайте вопрос и подчеркните правильный ответ.

1. Язычество – это…

вера во многих богов

дар богам

невидимые существа

2.Место для молитв и жертвоприношений называется…

язычество

святилище

жертва

3. Чтобы задобрить богов, славяне приносили им…

духов

обереги

жертвы

4. Главным богом у славян считался…

Перун

Даждьбог

Сварог

5.Кудесник – это…

служитель бога

предсказатель

старейшина

Слова-подсказки: Сварог, предсказатель, жертвы, вера во многих богов


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.