Конспект урока истории для учащихся 7 класса с интеллектуальной недостаточностью «Объединение восточных славян под властью Рюрика»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская школа-интернат»
Конспект урока истории
Класс: 7
Учитель:
Мартышова Екатерина
Николаевна
д. Большие Круты
2016 год
Цель: способствовать формированию представлений учащихся об объединении восточных славян под началом Рюрика.
Задачи:
Образовательные:
1) познакомить учащихся с причинами объединения восточных славян под началом Рюрика;
2) рассказать о возникновении княжества Русь;
Воспитательные:
1) способствовать формированию учебной мотивации
2) воспитание интереса к истории России;
3) воспитание патриотических чувств;
Коррекционно-развивающие:
1) способствовать развитию памяти и внимания;
2) продолжать развивать навыки работы с исторической картой;
3) развивать умения учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы.
Тип урока: изучения нового материала
Оборудование: мультимедийная установка, проектор.
Материалы: исторические карты IX века, изображения всадников, историческое лото.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
1. Организация начала урока |
Здравствуйте, ребята! Выясняет все ли готово к уроку. Выполнено ли домашнее задание. Имелись ли трудности при выполнении домашнего задания. |
Приветствуют учителя. |
|
2. Актуализация знаний |
Давайте запишем сегодняшнее число, классная работа, тема урока: «Объединение восточных славян под властью Рюрика». Открываем стр. 99 учебника. Сегодня на уроке мы узнаем, как и кем было образовано первое славянское княжество. Ребята, давайте вспомним, какой народ был самым грозным и воинственным соседом восточных славян? А вспомнить вам поможет анаграмма. Слайд 1 АРЯВГИ Из предложенных букв необходимо составить слово. Что же у вас получилось? Верно. Славянским племенам нравилась смелость и храбрость варягов. Славянские князья стали приглашать варягов к себе в дружину. Варяги же верно служили славянам в их дружинах и воевали вместе с ними. |
Варяги. |
|
3. Сообщение нового материала
|
Славяне часто ссорились между собой. Князья со своими дружинами воевали друг с другом. Войны эти шли так долго, что славяне устали от них. Дома их были разорены, а земля пустовала – никто на ней не работал. Славянским племенам хотелось снова вернуться к мирной жизни. Пахать и сеять, собирать урожай, растить детей, строить дома. О том, что славяне предприняли, чтобы прекратить войны и установить порядок на своей земле, гласит одна легенда. Давайте найдем в тексте учебника (стр. 99 в 3-ем абзаце сверху) что же решили сделать старейшины славянских племен, чтобы решить эту проблему.
Но все они были в ссоре друг с другом и никто из них не хотел, чтобы кто-то стал главным. Решили тогда старейшины отправить послов к варягам, просить варяжских князей навести порядок на славянской земле. Кто же такие послы? Для нас это новое слово, поэтому давайте найдем его в рамочке в конце темы. (Учитель просит одного ученика прочитать определение). Слайд 2 Послы – представители соседних народов для ведения переговоров. Давайте запишем это определение в свои тетради и подчеркнем его. Решено было обратиться к трем братьям – варяжским князьям Рюрику, Синеусу и Трувору. Слайд 3 Иллюстрация «Рюрик, Синеус и Трувор» Посмотрите на экран. Так выглядели эти варяжские князья. Слайд 4 Рюрик Синеус Трувор Запишите в тетрадь на одну строку имена князей так, как показано на экране (делая расстояния между друг другом). Рюрик был старшим братом, а Синеус и Трувор – младшими братьями. Славянские послы сказали братьям: Слайд 5 «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Варяжские князья согласились и пришли править к славянам. Старший брат Рюрик поселился в Новгороде на реке Волхов, второй брат Синеус – основался на Белом озере, а третий брат – Трувор – в славянском городе Изборске. Слайд 6
Давайте допишем схему себе в тетради. Так появились первые объединения славянских племен. Произошло это в IX веке. Видеофизкультминутка. Что произошло дальше, рассказывает нам легенда. Прошло два года, и младшие братья Рюрика умерли. Остался Рюрик один. Дружина его была сильная. В дружине Рюрика были и варяги, и славяне. Постепенно славянские земли объединились под властью Рюрика. Он с своей дружиной навел порядок на славянской земле. А затем стал воевать с соседними славянскими племенами и постепенно присоединил их земли. Дружинники Рюрика заставляли платить дань завоеванные племена. Во время войн дружинники брали много пленников. Пленников заставляли работать. Давайте найдем в тексте учебника (на стр. 100 внизу) чем занимались пленники и прочитаем каждый по одному занятию.
Велел Рюрик своим дружинникам строить на славянской земле новые города и крепости для защиты от нападения врагов. Дружинников он отправлял служить в новые города, чтобы защищать их от неприятелей. В каждом городе во главе дружин назначались старшие дружинники. Так постепенно славянские земли, объединенные под властью Рюрика, становились богатыми. Рюрик был самым богатым и знатным среди славянских князей. Славянские земли, в которых княжил Рюрик, стали называться русской землей, Русью. С тех пор и закрепилось за нашими предками название русские. Столицей – главным городом русских земель – стал Новгород. Так варяжский князь Рюрик стал основателем нового русского княжеского рода – Рюрировичи. Племена восточных славян объединились под его властью. Образовалось первое славянское княжество - Русь. Что же такое княжество? Давайте найдем определение этого слова. Слайд 7 Княжество – объединение славянских племен под властью князя. Давайте запишем это определение себе в тетради. Слайд 8 Первое славянское княжество – Русь (столица Новгород). |
Старейшины славянских племен собирались на вече и решили выбрать из своих князей одного. Самого главного. Этот князь должен был навести порядок на славянской земле.
Послы – представители соседних народов для ведения переговоров.
Записывают определение.
Записывают схему в тетрадь.
Пахали землю, выращивали урожай, учили их различным ремеслам.
Записывают. |
|
4. Первичное закрепление материала |
Ребята, давайте вспомним о чем сегодня мы говорили на уроке? Почему славяне призвали варягов управлять ими?
Назовите имена варяжских князей, которые согласились править на славянских землях. А сейчас для того, чтобы вспомнить на каких землях обосновались братья, мы поиграем в историческое лото. (Учитель раздает коробочки с лото). Вам необходимо разложить картинки с изображениями варяжских князей на карточки с названиями городов (земель). Давайте посмотрим что же у вас получилось.
Помог ли Рюрик навести порядок славянам на их зелях? Как называлось княжество, которое образовал Рюрик благодаря объединению всех славянских земель? Верно. |
Об объединении восточных славян под началом варяжского князя Рюрика. Потому что славяне часто ссорились между собой. Князья со своими дружинами воевали друг с другом. Славянским племенам хотелось снова вернуться к мирной жизни. Но, та как их князья не могли выбрать главного (того, кто мог бы навести порядок), то старейшины племен решили пригласить варяжских князей. Рюрик, Синеус и Трувор.
Выполняют задание. Рассказывают, где обосновался каждый из князей. Да.
Русь. |
|
5. Объяснение домашнего задания |
А теперь давайте запишем домашнее задание. Стр. 99 – 101 прочитать, ответить на вопросы стр. 102. |
Записывают домашнее задание. |
|
6. Подведение итогов |
Выставление оценок за работу на уроке. |
Подают дневники для выставления оценок.
|