Конспект урока по ИЗО во 2 классе на тему «Подводный мир. Изображение водорослей»
Конспект урока ИЗО во 2 классе на тему «Подводный мир. Изображение водорослей»
(Подготовила: учитель Шибанкова Ю.А.)
Цель: познакомить обучающихся с видами водорослей. Научить изображать водоросли , камни в карандаше.
Задачи: обучать правилам работы с карандашом; учить передавать в рисунке с помощью художественных средств эстетические признаки изображаемого объекта; развивать художественные, графические навыки и навык работы с карандашом, трудовые навыки и чувство цвета, ритма, композиции, развивать творческие способности; воспитывать художественный вкус, материалистическое мировоззрение.
Оборудование: простой карандаш, листы белой бумаги, ластик, технологическая карта, изображения водорослей, ребус.
План урока
I.Организационное начало
II.Сообщение темы урока
III.Беседа
IV.Упражнения на развитие моторики
V.Работа по созданию художественного образа
VI.Обучение выразительным возможностям изобразительного языка
VII.Самостоятельная работа
а) изображение водорослей
б) изображение камней
VIII.Анализ рисунков
IX.Итог урока
Ход урока
I.Организационное начало
II.Сообщение темы урока
Ребята, сегодня мы продолжим начатую на прошлом уроке тему. Вам предстоит научиться рисовать… А что, вы узнаете, если разгадаете ребус
-Итак, какова же тема нашего урока?
-Чему сегодня будем учиться?
- Представьте, что вы купили аквариум, но рыбок в нем еще нет. И вам нужно обустроить домик рыбкам: сделать его красивым и уютным.
- Что для этого нужно сделать? (заполнить аквариум водорослями и камушками)
- Наша задача сегодня научиться изображать водоросли и камни. И к концу урока каждый должен обустроить домик для своих рыбок.
III. Беседа
- На каменистом морском побережье можно порой увидеть настоящий лес водорослей. Во время шторма волна выносит на берег их глубоководных «родственников». Обитатели морских глубин хорошо приспособлены к жизни под водой. Корней у них нет – водоросли закрепляются между подводными валунами и не позволяют сорвать их. Пищу они поглощают из воды, а не из грунта.
- Посмотрите, какие бывают водоросли. (показ)
- Бурая водоросль – фукус пильчатый – одна из самых распространенных бурых водорослей.
- Красные водоросли – они мельче, чем бурые. Искать их нужно на камнях и в глубоких заводях. Некоторые из них твердые и хрупкие и похожи на кораллы. Например, ломентария мелкобулавидная.
Зеленые водоросли – большинство мелкие растения, но часто образуют густые заросли, которые покрывают камни изумрудным ковром. Найти их можно под крупными бурыми водорослями. Например, морская трава.
Водоросли могут быть и аквариумными: валиснерия – самое распространенное аквариумное растение. Линейные листья темно-зеленого цвета до 1 м длиной.
Криптохорина – прекрасное декоративное растение с относительно большими листьями на длинных черешках.
Людвигия – красивое растение с вытянутым стеблем и интенсивными ответвлениями. Листья ланцетовидные, в зависимости от освещения окраска листьев варьируется от светло-зеленой до красноватой.
IV.Упражнения на развитие моторики
- А теперь, прежде чем приступить к рисованию, нам нужно подготовить руки к работе.
Зарисуйте у себя в тетрадях лист водоросли и заполните такими линиями.
- Следующее задание такое: вы должны нарисовать водоросли различными линиями.
V. Работа по созданию художественного образа
- Как вы поняли, в чем же красота водорослей? (Они гибкие, тонкие, нежные). А каким цветом могут быть водоросли? (зеленые, фиолетовые, бурые, красные)
-Ребята, камни тоже имеют разную форму. Возьмем камень, лежащий у подножия горы, - он острый, грубый, его неприятно брать в руки. Камень же на берегу моря совсем другой: его как будто пригладили ласковые волны; они имеют плавную обтекаемую форму, как бы повторяющие движения волны.
VI. Обучение выразительным возможностям изобразительного языка.
А) Изображение водорослей
-Ребята, мы с вами уже сказали, что красота водорослей в их хрупкости и гибкости. Так вот, чтобы это показать, нам нужна линия, которая сможет передать гибкость водорослей, их плавное движение в воде. Это будет осевая линия, и она изображается первой.
- Мы с вами будем рассматривать водоросли, у которых листья выходят из одной точки. Значит, следующим этапом будет добавление двух других линий. Это будут стебли наших водорослей.
- Третий этап изображения будет зависеть от вида водорослей.
Это могут быть водоросли с удлиненными и заостренными листьями. Тогда листья нужно рисовать в соответствии с осевыми линиями, т.е. форма листьев должна точно повторять осевую линию. (Показ на доске)
Водоросли, у которых на стебле находятся видоизмененные листья, напоминающие зонтик. Тогда эти видоизмененные листочки нужно рисовать один симметрично другому, т.е. они должны выходить из одной точки, быть на одинаковом расстоянии друг от друга и быть одинакового размера. (Показ на доске)
И водоросли с мелкими листочками. Прежде, чем нарисовать мелкие листочки, на стебле нужно нарисовать осевые линии для них. (Показ на доске)
б) Изображение камней
- Сегодня мы уже говорили о форме камней. Какая она может быть? (острая, плавная, обтекаемая; камни могут быть мелкими и крупными)
- Ваша задача карандашом начертить границы камня и задать ему форму. А будет он крупным, средним или мелким, решать вам.
В) А теперь приступаем к работе. Мною были показаны различные виды водорослей, объяснены этапы и вам за оставшееся время нужно успеть обустроить домик для рыбки, но только в карандаше. Нарисовать можете те водоросли, которые вам показала я, а можете поработать творчески и придумать свои водоросли. На следующем уроке умение рисовать водоросли вам понадобится, и вы научитесь раскрашивать их и составлять целое подводное царство.
VII. Самостоятельная работа
- Прежде, чем начать рисовать, подумайте, как вы расположите лист: вертикально или горизонтально.
VIII. Анализ рисунков.
- Найдите наиболее удачную работу.
- Почему вы считаете, что этот рисунок по композиционному построению лучше?
IX. Итог урока
- Чему вы сегодня научились?
- Что вам понравилось?
- Что было легким?
- Что было трудным?
Морозова Татьяна