Конспект урока по курсу ОРКСЭ на тему «Этикет» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 13 January 2023

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») по теме: «Этикет»

учитель начальных классов

МБОУ «Батыревская СОШ №1»

Батыревского района Чувашской Республики

Куракова Наталья Владимировна.

Цель: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.

Задачи:

развивать этические чувства как регулятор морального поведения;

формировать умение высказывать суждения;

учить осуществлять поиск и обработку информации;

формировать умение и готовность слушать, вести диалог;

обобщить и расширить знания о правилах этикета.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.

Ход урока

I.Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.

- Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать. Давайте повернемся лицом к гостям, поприветствуем их и пожелаем успешной работы друг другу. Спасибо!

II.Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы.

-Каждое утро почти у каждого из вас бывают такие ситуации.как у Ани- она не хочет есть кашу.

Мама: -Ешь культурно!

Бабушка: -Как ты разговариваешь?

Папа: Пора учиться хорошим манерам!

Аня: -А кому нужны эти хорошие манеры? –Не все ли равно как есть? –И вообще, кто все это выдумал?

Ответим на вопросы:

-Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?

-Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?

-Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых, и быть «душой компании»?

-Какое противоречие вы заметили?

III. Целеполагание.

-Как вы думаете, есть ли такая наука, которая учит всему этому?

-Как вы думаете, какой будет тема урока? (Этикет)

- Кто назовет цель урока? (Узнать, что такое этикет и какие существуют правила этикета)



(В руках у меня несколько этикеток)

- Ребята, кто из вас знает, что это такое? (этикетки)

-Для чего нужны этикетки? (Этикетка- это ярлык с надписями и фабричным товарным знаком, который содержит информацию о товаре- название, марка производителя, состав, размер, дата изготовления, срок годности, рекомендации по уходу и т.д. Познакомившись с информацией, покупатель делает выводы о качестве товара и решает купить или нет этот товар)

-Хорошо. А какое отношение имеет этикетка к нашему уроку? (От слова этикетка произошло слово этикет)

-А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей)



IV. Совместное открытие знаний.

1Работа со словарем.

- Найдите в словарях определение этого слова.( Значение слова Этикет по Ожегову:
Этикет -
“Этикет” - слово французское, толкуется как “установленный порядок поведения где-либо”.

2.История слова «этикет»

- Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека Со временем это слово вошло в языки многих народов мира.

- Чтение стихотворения учеником.

Что такое этикет?

Что такое этикет?
Кто-то знает, кто-то – нет!
Это правила такие
Поведения, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил этикет
И дурных привычек нет.

3.Первые правила этикета.

- Правила этикета вырабатывались с давних пор, более пяти тысяч лет назад В Руси первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха (12 век), затем в «Домострое»(16 век). Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга “Юности честное зерцало”, в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

Мы живем в 21 веке, но как и много лет назад эти правила не устарели . Посмотрите отрывок из журнала «Ералаш» «Давайте говорить друг другу комплименты».

4. Просмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Давайте говорить друг другу комплименты”

Обсуждение просмотренного отрывка.

- Что вам показалось смешным?

-Какой вывод вы сделали для себя? (Человек должен воспитывать в себе хорошие манеры и правильно вести себя всегда, а не только тогда, когда это требуют)

5. Работа с учебником.

-Мы употребили новое слово «манеры». Найдите в учебнике на с20, что понимают под этим словом.( Под манерами понимают способ держать себя, обращение с другими людьми, употребляемые выражения, тон и интонация голоса, жестикуляция и мимика, осанка, походка человека.

- Что мы относим к хорошим манерам? (с21- К хорошим манерам всегда причисляли скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично относиться к другим людям Хорошие манеры привлекают внимание и располагают окружающих, они начинают тебе симпатизировать.)

- Что мы относим к дурным манерам? (В обществе всегда осуждались дурные манеры. К ним причисляют привычку слишком громко говорить и спорить, грубость в разговоре и неряшливость в одежде, проявление недоброжелательности к окружающим, бестактность, сквернословие, употребление унизительных прозвищ)

Вывод: Для чего придумали правила этикета? (Для удобства. Мы живем среди людей и своим поведением мы не должны огорчать окружающих нас людей и доставлять им неудобства)



-Этикет бывает разный. Это правила поведения в школе, за столом, поведение в театре и т.д. Один из видов- подарочный этикет

- Ребята, кто любит получать подарки?

-А дарить?

-Что приятнее? Почему?

-Подарочный этикет- этикет, соблюдаемый при вручении и получении подарка. Некоторые из этих правил мы узнаем, решив этические задачи.

V.Групповая работа Решение этических задач.

1) «Дорогой подарок».
Две девочки обсуждают, что подарить Даше на день рождения. Одна говорит: «Даша очень хочет завести рыбок, а у нас в аквариуме как раз народились маленькие. Я попрошу у мамы разрешения и отнесу Даше, она будет рада». Вторая девочка говорит: «А у меня где-то книжка завалялась про кроликов, она мне не нужна, ее и подарю».

2) «Торговля»
Разговаривают Петя и Андрей. Андрей говорит: «Петь, а Петь, я тебе на день рождения диск подарю, а ты мне – удочку». Петя отвечает: «Ну да, удочка дороже». Андрей в ответ: «Я еще шоколадку добавлю». Петя не соглашается

3) «Поздравляю с днем рождения! Держи мяч, будешь крепким и здоровым!- сказал Витя.«Ну-у, – недовольно протянул Дима, – мне совсем не нужен мяч. Я хотел хоккейную клюшку».


--Ребята, какие подарки вы дарите друзьям?

-Кто дарил цветы? Кому?


-Как правильно дарить цветы?

Букет, предназначенный для подарка, должен быть специально упакован.Вручается букет сразу в прихожей. Вручение букета нужно сопроводить несколькими любезными словами и легким поклоном головы. По русской традиции принято дарить нечетное количество цветов.

Принимая букет, надо обязательно поблагодарить дарящего.Затем цветы следует развернуть и поставить в вазу с водой в той комнате, где идет прием гостей.


- Ребята, как вы думаете, можно ли дарить искусственные цветы? (ответы)

Конечно, если они сделаны своими руками и от души, почему бы нет?

(показываю свои вышитые цветы)

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Что такое этикет?

Какие правила этикета запомнили?

Нужны ли сейчас знания этих правил?

Высказывания ребят (по желанию)

Я научился…

Мне стало ясно…

Я понял…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнал…



- Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои друзья. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

Цитата: “Поведение - это зеркало души, в котором каждый показывает свой облик”. (И.Гёте)


VII. Упражнение в дарении подарка.Подарок гостям.

-Исполнение песни «О волшебном цветке» (из м/ф «Шелковая кисточка»), муз Ю Чичкова, сл. М.Пляцковского

Вручаем цветы, сделанные своими руками.


1.Есть на свете цветок алый алый

Ярче пламени, будто заря,

Самый сказочный и небывалый

Он мечтоюзовется не зря.

Может там, за седьмым перевалом

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

2. В жизни хочется всем нам, пожалуй,

Как бы путь ни был крут и далек,

Отыскать на земле небывалый,

Самый самый красивый цветок.

3. Вспоминая о радостном чуде,

Вдаль шагая по звездной тропе

Тот цветок ищут многие люди,

Но, конечно, находят не все.


VIII. Домашнее задание.

Дома вы выполните следующее домашнее задание:

Задания учебника (стр.18- 25, РТ №5, с 11)

Придумать и инсценировать этикетную ситуацию (по желанию)



- На этом урок окончен. Спасибо за работу!















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.