Конспект урока по литературе на тему «Какую роль отводит Петербургу Достоевский в романе «Преступление и наказание?» (Часть I)
Конспект урока по литературе на тему: «Какую роль отводит Петербургу Достоевский в романе «Преступление и наказание?» (Часть I).
Цели урока:
1. показать изображение писателем в романе образа города и его воздействие
на духовный мир героев романа.
2. развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять,
работать с текстом художественного произведения.
3. воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего
человека.
Задачи урока:
увидеть и понять, какими художественными средствами автор
изображает город, как образ Петербурга отражает состояние персонажей
романа, как влияет на них.
Вступительное слово учителя:
Санкт-Петербург – не просто точка на географической карте России. В духовной жизни нашей страны этот город занимает исключительное место. Поэт Иосиф Бродский однажды заметил, что без Петербурга не было бы русской литературы. С этим можно спорить – но вот роман «Преступление и наказание» вне Петербурга не состоялся бы.
Почему? Что «петербургского» в романе «Преступление и наказание»? Каким предстаёт Петербург Достоевского»? И почему Достоевский прожил большую часть своей жизни в российской столице, о которой говорил: «Мне сто раз среди этого тумана задавалась странная, но навязчивая грёза: а что как разлетится туман и исчезнет, как дым и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне…»
Сенная площадь. Здесь у главного героя Родиона Раскольникова в голову закралась мысль об убийстве старухи-процентщицы. Здесь же Раскольников и покаялся в совершенном преступлении. Когда Соня Мармеладова сказала ему: «Поди на перекресток, поклонись всему миру и скажи: «Я убийца».
Почему район Сенной площади был выбран Достоевским как основное действие романа? Чем отличается этот район от других районов Петербурга?
Сенной рынок был главным в столице — «чревом» Петербурга. Привоз товаров был большой — торговля велась с возов, лотков, вразнос и прямо на земле. На Сенном рынке можно было купить продукты дешевле, чем на других, поэтому он пользовался устойчивой популярностью у наименее обеспеченной части населения. Народ толпился на площади с раннего утра и до позднего вечера. Тут же, в окружающих площадь домах, для простого люда предлагалась масса низкопробных заведений: публичных домов, ночлежек, притонов, многочисленных трактиров и питейных домов. Достоевский описывает Сенную площадь с натуры в романе «Преступление и наказание:
«...на грязных и вонючих дворах площади, а наиболее у распивочных и толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Раскольников преимущественно любил эти места, равно как и близлежащие переулки... Тут лохмотья его не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализируя».
Салтыков-Щедрин писал о том же, что Сенная — это единственное место в центре города, где полиция не требует даже «внешней благопристойности». Площадь утопала — в грязи, убиралась редко, в воздухе пахло гнилью, особенно антисанитарные условия создавались в жаркие летние дни. Условия жизни в этом районе были невыносимые, учитывая санитарное состояние площади и его окраинное местоположение:
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека» (часть I, глава 1).
Сенная площадь таинственным образом притягивает Родиона Раскольникова. В трактире вблизи Сенной он случайно стал свидетелем разговора студента и офицера о процентщице: «…Вдруг он услышал, что студент говорит офицеру про процентщицу…». (часть I, глава VI). Некоторое время спустя Раскольников, проходя по Сенной площади, на углу Конного переулка, ныне Гривцова, неожиданно для себя услышал разговор мещанина, его жены и сестры процентщицы — Лизаветы, из которого узнал, что «завтра, ровно в семь вечера», старуха-ростовщица «останется дома одна» (часть I, глава V). Эта решающая для него встреча стала началом трагедии, описанной в романе «Преступление и наказание».
Вывод:
«Душная» атмосфера летней столицы усугубляет положение Раскольникова, не дает ему возможности вырваться из плена кошмарных мыслей об убийстве. Раскольников бродит по улицам города, грязь, духота, запахи из дворов: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». (часть I, глава I), с помоек и черных лестниц физически мучают его, несколько раз ему становится дурно: «Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и всё до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным» (часть I, глава II)? «…на такой жаре ему становилось холодно…» (часть I, глава V), «На улице жара стояла невыносимая; хотя бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич, извёстка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики»? «…жаль, что здесь воздуху нет… и духота …голова ещё больше кружится… и ум тоже». (часть II, глава I)?
Сохранились свидетельства, по которым можно судить, каким было петербургское лето 1865 года, описанное Достоевским в романе. Газета «Петербургский листок» в одном из номеров сообщает: «Жара невыносимая (сорок градусов на солнце), духота, зловоние из Фонтанки, каналов и ночных ящиков, оглушительная трескотня экипажей, пыль не столбом, а целым облаком над всем Петербургом от неполиваемой мостовой; известковая пыль от чистки штукатурки наружных стен домов днем, от разгрузки и развозки извести с каналов и Фонтанки ночью; серая от толстого слоя пыли зелень скверов и садов и т.д.».
С фотографической точностью Достоевский показал Петербург середины шестидесятых годов XIX века. Этот город с нечеловеческими условиями жизни, выступающий невидимым подстрекателем преступлений своих жителей, и есть Петербург Достоевского.
Слово учителя:
Что такое доходный дом? Казалось бы, ответ очевиден: дом, приносящий доходы владельцу. Но петербургский доходный дом конца XIX века, пришедший на смену дворцам и особнякам, стал символом целой эпохи, образом жизни, литературным персонажем и героем многих произведений. До сих пор именно доходные дома формируют облик старого Петербурга. В таких домах проживали герои романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Как доходный дом определяет мировоззрение его жителей?
Доходные дома представляли собой настоящие трущобы: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке… Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку … помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться», (часть I, глава I)
«С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в — ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника. Молодой человек был очень доволен, не встретив ни которого из них, и неприметно проскользнул сейчас же из ворот направо на лестницу. Лестница была темная и узкая, «черная»» (часть I, глава I).
«Проживаем же теперь в угле, у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель, а чем живем и чем платим, не ведаю. Живут же там многие и кроме нас... Содом-с, безобразнейший...» (часть I, глава II).
«Они вошли со двора и прошли в четвертый этаж. Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Было уже почти одиннадцать часов, и хотя в эту пору в Петербурге нет настоящей ночи, но на верху лестницы было очень темно. Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Всё было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки, на которые разбивалась квартира Амалии Липпевехзель, была приотворена. Там было шумно и крикливо. Хохотали. Кажется, играли в карты и пили чай. Вылетали иногда слова самые нецеремонные» (часть I, глава II).
Доходные дома представляли собой настоящие трущобы. В одном из домов находился трактир, который Достоевский в романе «Преступление и наказание» называет «Пале де Кристаль» — «Хрустальный дворец». Здесь состоялась встреча Раскольникова со Свидригайловым, там же произошла и его ссора с другом — Разумихиным. В «Хрустальный дворец» Раскольников заходит, чтобы посмотреть газеты: он с волнением отыскивает в них сообщение об убийстве старухи-процентщицы. Там размещался один из известных притонов под названием «Клоповник»:
«...большой дом, весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями; из них поминутно выбегали женщины, одетые, как ходят «по соседству» — простоволосые и в одних платьях. В двух-трех местах они толпились на тротуаре группами, преимущественно у сходов в нижний этаж, куда по двум ступенькам можно было спускаться в разные весьма увеселительные заведения».
Такие доходные дома представляли социальную опасность. Самыми криминальными в Петербурге считались доходные дома князей Вяземских, они занимали почти целый квартал от Сенной площади до Фонтанки. Горожане иронично называли их «Вяземская лавра». Она была приютом для многих обитателей петербургского дна: воров, бандитов, проституток, бродяг, нищих, беспризорников.
В домах «Вяземской лавры» за небольшую плату одновременно могло находиться, по некоторым подсчетам, до 20 тысяч человек. Дома были разделены на так называемые «нумера» — довольно большие комнаты, которые разного рода люди нанимали у домовладельца и сами сдавали внаем — «коечным» и «угловым» жильцам. Вспомним, что и Раскольников снимал свою каморку «от жильца». Условия жизни таких жильцов и их количество освещались в журналах того времени. Писали следующее: «...нумер содержит солдатка, живущая тут же со своим мужем, находящимся в отставке, и с ребенком... Кто же эти жильцы? "Да вот, — отвечает вам хозяйка, — шесть пар пильщиков, две пары каменщиков, пяток плотников, отставной служивый с женой, торговец с Сенной площади, вот его жена с детьми"... Из всего исчисления оказывается, что в этой комнате жильцов 40 человек, мужчин и женщин, взрослых и детей. Все они местятся ночью на нарах, кто на тюфяке, кто на голых досках, с разостланным тулупом вместо постели и с армяком под изголовье». Эти условия способствовали процветанию пьянства, разврата, антисанитарии, преступности. В «Вяземской лавре» действовали свои жесткие законы, туда побаивались заходить и городские власти, и блюстители правопорядка, и только в первое десятилетие XX века эти трущобы прекратили свое существование.
Вывод: Когда человек живет в постоянной нужде, он слишком много времени тратит на поиск источников дохода. Ежедневные заботы лишают его возможности мыслить здраво и загоняют в еще большую пропасть, откуда не все могут выбраться. Также люди привыкают к тем условиям, в которых они живут, и перестают бороться. У Родиона Раскольникова в ужасных условиях проживания рождается античеловеческая теория о том, как сделать людей счастливыми (перешагнуть через кровь).
Слово учителя:
Жизнь в доходном доме: вверх и вниз по социальной лестнице.
Как и что доходный дом рассказывает о своих жильцах и хозяевах?
Как жизнь в доходном доме влияла на поведение и мышление людей?
Район криминальной Сенной площади становятся средой обитания главного героя романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова, и неудивительно, что здесь зреет его мысль о роковом преступлении. Сейчас нам предстоит познакомиться с предполагаемыми домами, где снимали квартиры Раскольников, Соня Мармеладова, Алёна Ивановна и другие герои романа Ф.М. Достоевского.
На скрещении Гражданской (бывшей Средней Мещанской) улицы и Столярного переулка по самому знаменитому адресу романа «Преступление и наказание». Этот угловой дом условно принято считать «домом Раскольникова». Внешне здания не представляют особого интереса, в основном в четыре этажа, и почти у каждого скошенные углы, темные подворотни и характерные для многих районов Петербурга дворы-колодцы.
Почему Раскольников ненавидел свою каморку?
Расположение «каморки Раскольникова» на мансардном этаже, а иначе говоря, на чердаке, объясняет нам, почему его комната была более похожа «на шкаф, чем на квартиру». Достоевский не случайно пишет, что Раскольников ненавидел свою каморку. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок» (часть I, глава III).
Герои романа называют эту каморку гробом, каютой, сундуком. Мать Раскольникова скажет: «Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб... Я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик» (часть III, глава III).
По тексту 730 шагов отделяют дом Раскольникова от жилища старухи-процентщицы на Средней Подьяческой улице. Столько насчитал сам Родион: «С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу...» (часть I, глава I).
Главное событие романа происходит в этом типичном доходном доме. Каждый квадратный метр был перенаселен малосостоятельными обитателями. Достоевский отмечает жильцов дома ростовщицы: «...дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.» (часть I, глава I). Подвальные и полуподвальные этажи таких домов, и этот не был исключением, заселялись городской беднотой, а чердаки приспосабливались под жилые мансарды. Массивный дом ростовщицы имеет и свою особенность: два двора и две подворотни. Именно это обстоятельство подходило для создания детективного сюжета: «Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома... Лестница была темная и узкая, "черная", но он все уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен» (часть I, глава I). В день убийства Раскольников шел через Среднюю Подьяческую улицу. В романе прямо не сказано, как возвращался герой романа к себе после убийства. Но поскольку одной стороной дом выходит на Екатерининский канал, а другой на Среднюю Подьяческую улицу, то можно предположить: чтобы его не узнали, он вышел уже через другие ворота на «канаву».
Дом Сони был типичным доходным домом, жильцы которого, снимая квартиры у владельца, сдавали в свою очередь комнаты другим. Комната Сони находилась в квартире портного Капернаумова. Согласно тексту романа «это была большая комната, но чрезвычайно низкая... походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели... Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой». Разные углы в комнате символизировали неустроенность, искривленность жизни бедной девушки. Единственным утешением для нее оставалась вера в Бога, она делала ее сильной. Соня не бросилась с моста в реку, а «пошла по желтому билету», ради других пожертвовала собой
Вывод:
Вверх и вниз по социальной лестнице: чем ниже опускался человек по социальной лестнице (потеря работы, доходов), тем выше он поднимался по лестнице доходного дома, т.к. верхние этажи предназначались для малообеспеченного населения столицы, и, наоборот, чем он быстрее двигался вверх по социальной лестнице, тем ниже находилась его квартира в доходном доме.
Город, дома, квартиры были интересны Достоевскому как подстрекатели и соучастники многих трагических событий. Условия жизни в них подавляют личность, подталкивают Раскольникова и других героев на преступления
Домашнее задание:
Как относится к Петербургу сам Достоевский и почему именно здесь он провёл всю свою жизнь? Поразмышляйте, какие цели преследовал писатель, работая над этим романом?
Каким образом влияет город, в котором вы живёте, на ваше мировоззрение и образ жизни?
Узнайте, каким был наш город в середине и конце XIX века? Существовали ли доходные дома в нашем городе?
Какие события происходят на улицах Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»?