Конспект урока по литературе в 8 классе «Поклонимся великим тем годам...»
Конспект урока по литературе
«Поклонимся великим тем годам...»
Учитель 1: Ребята, сегодня у нас непростой урок, а урок памяти, урок мужества, урок, посвященный сложному периоду в истории нашей великой страны.
Сначала мы посмотрим видео-ролик. (Смотрим видеоклип «О той весне»)
Как вы считаете о каком событии пойдет речь. («О войне… но у нас урок лит-ры , а не истории).
Мы поговорим о Великой Отечественной войне, а если быть точнее, то о тех замечательных стихотворениях и песнях, которые не только помогали русскому солдату выжить и выстоять в те роковые годы, но и отражали особенности военного быта.
Ученик читает «Год 41- год 45…»
Звучит объявление Молотова о начале Великой Отечественной войны.
Викторина «Что мы знаем о войне» (проводит ученик)
Ученик читает стихотворение «Мальчики» Игорь Карпов
Учитель 2: В своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза И.П. Баграмян писал: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира… И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки её и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали её своей, родной, кровной помощницей».
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.
Звучит запись песни. (1 куплет и припев)
Почему война названа «священной»? (Это война за правое дело, за свою родину. Война против захватчиков оправдана.)
Учитель 1: Поэты и писатели находились в самой гуще событий: были бойцами, политработниками, корреспондентами газет. Более тысячи литераторов ушли на фронт, около 400 из них не вернулись с полей сражений.
Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей исполняли его песни, не зная имени автора, Звучит стихотворение М.Исаковского «Куда б ни шел…» (читает ученик)
Учитель 2: Сообщение об истории создания песни «В лесу прифронтовом» (подготовленный ученик)
«В лесу прифронтовом» (звучит отрывок из песни)
У М.Исаковского есть еще одно очень известное произведение. Слушаем сообщение о песне подготовленного ученика.
«Враги сожгли родную хату». (видео)
Это стихотворение о солдате-победителе, вернувшемся в родное село и нашедшем на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы. Потрясение воина-победителя огромно. Стихотворение было положено на музыку М.Блантером. С душевным напряжением пели исполнители эту песню, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей.
Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». (Историю создания рассказывает подготовленный ученик)
Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец 30-х годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М.Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша».
Звучит песня «Катюша».(поем ВСЕ!)
Учитель 1: Как вы считаете почему песня «Катюша» так полюбилась русскому народу?(Веселая, заводная, отражает менталитет русского народа)
Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», - писал о феноменальной песенности стихов А.Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьёв» одной из лучших песен военной эпохи.
История создания песни. (подготовленный ученик)
Звучит песня «Соловьи». (ВИДЕО)
Учитель 1: Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики…», «Песенка о пехоте» и другие.
История создания.( Крамченкова Ангелина). Звучит песня «До свидания, мальчики»
Учитель2: Когда боец находится на фронте, самое главное для него – поддержка любимой семьи, их бескрайняя вера в него.
Звучит стих-е К.Симонова «Жди меня» (читает ученик)
Женщины не только ждали возвращения своих мужчин с войны, но и сами отдавали свои жизни за родину, за правое дело.
Звучит стих-е Ю.Друниной «На носилках около сарая» (читает ученик)
Учитель 1: Слабых женщин на войне не было. За это время они отвыкли быть слабым полом. Видя мучения раненых бойцов, медсестры старались облегчить боль, как могли.
Ю.Друнина «Бинты» Ильина Елизавета
Война навсегда оставила след в душе каждого человека. Особенно тяжело приходилось детям.
Именно история об их судьбах легла в основу повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая..»
Выступление Магомеда Эмчиева.
Учитель 2. Мы с детства привыкли, что мужчины – это защитники. На них можно положиться и им можно довериться. Но среди врагов были те люди, которые позволили усомниться в этой истине.
Звучит стихотворение «Дети в Освенциме» читает ученик.
Учитель 2. Покалеченные судьбы никого не оставили равнодушным. Так и Самуил Маршак написал стихотворение, посвященное событиям в селе Поповка. Отступая из деревни Поповки, немцы сожгли ее дотла. Работоспособное население они угнали с собой, а стариков и детей - расстреляли. Единственным жителем Поповки, уцелевшим после ухода немцев, был трехлетний Петя.
«Мальчик из села Поповка» читает ученик
Этой же теме посвящено повесть Б.Васильева «Завтра была война». Выступает ученик.
Учитель 1: А сейчас с песней Булата Окуджавы выступит Парамонов Артем.
По всей стране разбиты аллеи памяти и скорби, возведены мемориалы и памятники. Об одном обелиске речь идет в одноименной повести белорусского писателя Василя Быкова.
«Обелиск» (историю создания рассказывает ученик).
Учитель 2: В продолжение темы о памятных местах хочется вспомнить произведение «Неизвестный солдат» , которое написал Юрий Коринец. Читает ученик.
Ребята, вы последнее поколение, которое лично видит ветеранов. Ваши дети уже не смогут поговорить с ними и посмотреть на живых героев, которые защищали Родину и боролись за мирное небо над головой.
«Ушел из жизни ветеран» (читает ученик)
Звучит минута молчания.
Учитель 2. У вас на столе лежат фигурки голубей. Мы вам предлагаем представить, что у вас появилась возможность сказать слова благодарности тем, кто воевал за наше мирное небо, за наше будущее. Напишите их на голубках.
В конце урока звучит песня «От героев былых времен»