Конспект обобщающего урока по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка» (4 класс)
МБОУ СОШ №2 городского округа Большой Камень
Конспект урока по литературному чтению в 4 «А» классе
Тема: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка"
Программа: умк «Школа России»
Учебник: Литературное чтение 4 класс.
Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий и др.
Учитель: Лямина Марина Евгеньевна
Дата проведения: 13.10.2023 г.
2023-2024 учебный год
Тема урока: Х. К. Андерсен "Русалочка"
Тип урока – Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Методы и приёмы обучения: работа в группах, фронтальная работа, демонстрация наглядных пособий, викторина.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по сказке Х. К. Андерсена «Русалочка»;
Задачи: развивать универсальные учебные действия учащихся:
Личностные УУД:
1) умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) воспитывать чувство самоотверженной, сердечной привязанности к людям, готовность прийти на помощь
Регулятивные УУД:
1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
3) умение осуществлять личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1) продолжать расширять кругозор о творчестве Андерсена Х.К.;
2) способствовать осознанному усвоению сказки;
3) формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения;
4) развивать способы мыслительной деятельности, умение доказывать;
5) умение осуществлять логическое действие «обобщение».
6) Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации
Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение работать в группах; умение самостоятельного и совместного принятия решений;
4) умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации)
Оборудование: иллюстрации, презентация, викторина в программе PowerPoint
.
План урока
1.Организационный момент
2. Обобщение знаний об авторе
3. Сообщение цели и темы урока
4. Проверка домашнего задания
5. Гимнастика для глаз
6. Обобщение знаний о произведении
7. Подведение итогов урока.
8. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
- Прозвенел звонок-начинаем мы урок!
- Ребята, сегодня к нам урок пришли гости-это учителя из нашей школы, которые посмотрят наш урок. Давайте все дружно поздороваемся и улыбнёмся им.
Ведь от улыбки всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.
Не ленитесь, улыбайтесь,
Всем законам подчиняйтесь!
А закон у нас какой?
Все в учёбу с головой! (хором)
2. Обобщение знаний об авторе
-Урок чтения предлагаю начать с викторины в рисунках «Назови сказку».
-Итак, начнём. (викторина «Назови сказку»)
-Молодцы!
- Что объединяет все эти произведения? (Сказки Х.К.Андерсена)
- К какому литературному жанру относятся эти произведения? ( Сказки)
- На какие группы можно разделить все сказки? (авторская, народная). Это какие сказки? (авторские, т.к. её написал Ханс Кристиан Андерсен.)
- Какие сказки Андерсена знаете еще? («Ромашка», «Пятеро из одного стручка», «Пастушка и трубочист» и другие)
- Некоторые сказки из викторины не угадали-но в этом нет ничего страшного, так как невозможно знать все сказки Андерсена, потому что он написал 170 сказок.
-Посмотрите у нас в кабинете выставка книг писателя Ганса Христиана Андерсена, и я советую вам прочитать эти книги. Они очень интересные и познавательные.
-А что вы еще можете рассказать о писателе? ( пересказ биографии писателя)
1 человек – Детство писателя
Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в старом датском городе Оденсе в семье сапожника и прачки. Семья жила бедно, но всё для маленького Андерсена превращалось в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Мальчик рано пристрастился к сказкам, любил рассказывать их и представлять себя сказочным героем. Он рос очень нервным ребёнком, эмоциональным и восприимчивым.
2 человек– Юность писателя
В 14 лет Андерсен покинул свой город с намерением стать актёром в Копенгагене, но актёрская карьера у него не сложилась. В то же время он начал писать стихи, сказки, на которые обратила внимание дирекция столичного театра, и восемнадцатилетнего Андерсена взяли во второй класс гимназии. Ханс окончил не только гимназию, но и университет.
3 человек – Творчество писателя
В 20 лет Андерсен решил, что главное в его жизни – поэзия. Написал несколько книжек стихов. За свою жизнь он совершил 29 путешествий
Побывал во многих странах Европы, в Азии и даже добрался до Африки. Андерсен издал три сборника сказок. Они быстро облетели весь свет и стали любимыми для детей. Сказка стала главным жанром в творчестве писателя. Сказки «Огниво», «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Русалочка» и другие входят в число самых любимых сказок детей всего мира.
В 1872 году он тяжело заболел. Умер 4 августа 1875 года.
3. Сообщение цели и темы урока
- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с удивительным произведением Ханса Кристиана Андерсена «Русалочка».
Сегодня у нас последний, заключительный урок по этой сказке. Мы с Вами уже читали сказку, находили ответы на вопросы по тексту, анализировали содержание. Что же мы будет делать сегодня? Какова цель нашего урока?
(Сделаем выводы, проверим хорошо ли мы знаем сказку – обобщим наши знания)
Корректировка ответов.
-Совершенно верно. Цель урока – обобщить знания о сказке, закрепить знания об авторе.
(Цель урока выводим на доску)
-А какие задачи (что конкретно будем делать), чтобы достигнуть этой цели?
(Задачи урока выводим на доску)
(Ответим на контрольные вопросы (викторина), найдем главную мысль, объясним, чему учит, выскажем свое отношение к сказке.)
4. Проверка домашнего задания
-Вы уже дома начали готовиться к этому уроку. Напомните мне домашнее задание.
(Подготовить выразительное чтение понравившихся эпизодов и выполнить задание в тетради)
- На переменке дежурный соберет тпо с выполненным заданием, а сейчас мы послушаем выразительное чтение понравившихся вам эпизодов.
5. Гимнастика для глаз
-А сейчас пусть наши глазки отдохнут-мы выполним гимнастику для глаз.
-Спинки держим ровно, смотрим на движущийся предмет. Так как за окошком у нас осень, то сегодня гимнастика будет на осеннюю тематику.
6. Обобщение знаний о произведении
-Сейчас мы с вами будем работать в группах, по колонкам. Напомните мне правила работы в группах. (на доске появляется слайд)
говорить по очереди;
внимательно слушать друг друга;
не перебивать;
коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения;
помогать и просить о помощи;
принимать групповые решения и приходить к единому мнению;
соблюдать дисциплину
- Отлично! Все знаем правила работы в группе
Разделимся на 3 группы (показ слайда):
Знатоки (составляют вопросы для викторины по произведению, примерно 10)
Литераторы (восстанавливают деформированный (т.е нарушенный,неверный) план сказки)
Толкователи (подбирают к редким словам нужные значения)
1.Примерные (возможные) вопросы для викторины:
- Сколько принцесс дочек было у морского царя? (6)
- Когда русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря. (15 л)
- Что увидела русалочка, когда первый раз всплыла на поверхность моря? (Корабль, людей, принца)
- Кто спас принца во время бури на море? (Русалочка)
- Что взяла ведьма за помощь у русалочки? (Голос)
- Почему у всех сестер русалочки не стало роскошных длинных волос? (Они их отдали ведьме за то, чтобы она помогла русалочке избавиться от смерти)
- Почему русалочка превратилась в морскую пену? (Т.к. ее не полюбил принц, а это было условие ведьмы)
- Сколько лет живут русалочки? (300)
- Любил ли принц русалочку, как она его?
- Могла ли русалочка спастись? Что для этого она должна была сделать?
- Какое решение приняла русалочка?
-Во что превратилась русалочка после смерти?
2. Деформированный план сказки:
*Жизнь во дворце *Принц встречает принцессу *Разговор с ведьмой *Последняя ночь *Принц спасен *Дорога к ведьме *Морская семья *Наблюдение за принцем *Русалочка узнает о решении принца *Русалочка превратилась в прекрасную девушку *Встреча с сестрами *Гибель русалочки *Страшная буря *Принятое решение
1) Морская семья
2) Страшная буря
3) Принц спасен
4) Наблюдение за принцем
5) Дорога к ведьме
6) Разговор с ведьмой
7) Принятое решение
8) Русалочка превратилась в прекрасную девушку
9) Жизнь во дворце
10) Принц встречает принцессу
11) Русалочка узнает о решении принца
12) Последняя ночь
13) Встреча с сестрами
14) Гибель русалочки
3. Толкование слов
Коралл – красивый известковый скелет морских организмов.
Янтарь – окаменевшая смола древних растений.
Вдовец – мужчина, у которого умерла жена.
Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник.
Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.
Пучина – морская глубина.
Владычить – хозяйничать.
Снадобья – волшебные средства.
Муслин – лёгкая и тонкая ткань.
Штиль – полное безветрие на море.
Великолепный: превосходный, роскошный.
Принуждать-заставлять.
Немой-лишённый способности говорить.
Диковинные –редкие, необыкновенные.
-Молодцы, ребята! Вы все отлично справились с заданиями.
7. Подведение итогов по произведению.
-Каков же финал сказки?
(Русалочка не добилась любви принца, но у неё осталась бессмертная душа. Она была не очень счастлива на земле, но у неё есть надежда , что она будет счастлива на небе.)
Вывод: "Русалочка" - это сказка о любви , как смысле жизни ,
(Русалочка и принц);
о любви родственной
(Русалочка и сёстры);
о любви, помогающей пережить нам все земные тяготы и заботы.
-Почему Русалочка не приняла помощь от своих сестёр?
(ради своей любви к принцу, она готова идти на самопожертвование. Если по-настоящему любишь, то никогда не сможешь причинить боль любимому человеку)
-Какова главная тема произведения? (Любовь сильнее всего на свете.)
-А какова основная мысль? Это сложный вопрос. Подумайте (Любовь сильнее смерти)
-Чему нас учит эта сказка?
(Дорожить любовью, дружбой близкого человека, помогать человеку в беде, быть добрыми и отзывчивыми; преодолевать трудности, верить, что всё к лучшему и любить)
-Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? Добились ли мы её?
(Цель достигнута, все задачи реализованы)
-Для многих сказок характерно, что добро всегда побеждает зло. Все заканчивается хорошо. Можно ли эту сказку поставить в ряд подобных?
Понравился ли вам конец сказки?
Представьте себе, что вам предложили изменить конец сказки. Стали бы вы это делать?
-Домашнее задание: придумать свои варианты окончания сказки.
8. Рефлексия.
- Сейчас вы должны оценить свою работу.
Прикрепляете рыбку к волне: - «Я молодец» прикрепляете рыбку выше.
«Я доволен работай» прикрепляете чуть ниже.
« Я мог поработать получше» прикрепляете ниже