Конспект обобщающего урока по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 22 June


 

МБОУ СОШ №2 городского округа Большой Камень

Конспект урока по литературному чтению в 4 «А» классе

Тема: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка"

Программа: умк «Школа России»

Учебник: Литературное чтение 4 класс.

Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий и др.

Учитель: Лямина Марина Евгеньевна

Дата проведения: 13.10.2023 г.


 


 

2023-2024 учебный год


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Тема урока: Х. К. Андерсен "Русалочка"

Тип урока – Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Методы и приёмы обучения: работа в группах, фронтальная работа, демонстрация наглядных пособий, викторина.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по сказке Х. К. Андерсена «Русалочка»;

Задачи: развивать универсальные учебные действия учащихся:

  Личностные УУД:

1) умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) воспитывать чувство самоотверженной, сердечной привязанности к людям, готовность прийти на помощь

Регулятивные УУД:

1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

3) умение осуществлять личностную рефлексию.

 

Познавательные УУД:

1) продолжать расширять кругозор о творчестве Андерсена Х.К.; 

2) способствовать осознанному усвоению сказки; 

3) формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения; 

4) развивать способы мыслительной деятельности, умение доказывать; 

5) умение осуществлять логическое действие «обобщение».

6) Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации

Коммуникативные УУД:

1) умение слушать и понимать других;

2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение работать в группах; умение самостоятельного и совместного принятия решений;

4) умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации)

Оборудование: иллюстрации, презентация, викторина в программе PowerPoint

 

.


 


 


 


 


 


 


 

План урока

1.Организационный момент

2. Обобщение знаний об авторе

3. Сообщение цели и темы урока

4. Проверка домашнего задания

5. Гимнастика для глаз

6. Обобщение знаний о произведении

7. Подведение итогов урока.

8. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент

- Прозвенел звонок-начинаем мы урок!

- Ребята, сегодня к нам урок пришли гости-это учителя из нашей школы, которые посмотрят наш урок. Давайте все дружно поздороваемся и улыбнёмся им.

Ведь от улыбки всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.

Не ленитесь, улыбайтесь,

Всем законам подчиняйтесь!

А закон у нас какой?

Все в учёбу с головой! (хором)

2. Обобщение знаний об авторе

-Урок чтения предлагаю начать с викторины в рисунках «Назови сказку».

-Итак, начнём. (викторина «Назови сказку»)

-Молодцы!

- Что объединяет все эти произведения? (Сказки Х.К.Андерсена)

- К какому литературному жанру относятся эти произведения? ( Сказки)

- На какие группы можно разделить все сказки? (авторская, народная). Это какие сказки? (авторские, т.к. её написал Ханс Кристиан Андерсен.)

- Какие сказки Андерсена знаете еще? («Ромашка», «Пятеро из одного стручка», «Пастушка и трубочист» и другие)

- Некоторые сказки из викторины не угадали-но в этом нет ничего страшного, так как невозможно знать все сказки Андерсена, потому что он написал 170 сказок. 

-Посмотрите у нас в кабинете выставка книг писателя Ганса Христиана Андерсена, и я советую вам прочитать эти книги. Они очень интересные и познавательные.

-А что вы еще можете рассказать о писателе? ( пересказ биографии писателя)

1 человек – Детство писателя

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в старом датском городе Оденсе в семье сапожника и прачки. Семья жила бедно, но всё для маленького Андерсена превращалось в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Мальчик рано пристрастился к сказкам, любил рассказывать их и представлять себя сказочным героем. Он рос очень нервным ребёнком, эмоциональным и восприимчивым.

2 человек– Юность писателя

В 14 лет Андерсен покинул свой город с намерением стать актёром в Копенгагене, но актёрская карьера у него не сложилась. В то же время он начал писать стихи, сказки, на которые обратила внимание дирекция столичного театра, и восемнадцатилетнего Андерсена взяли во второй класс гимназии. Ханс окончил не только гимназию, но и университет.

3 человек – Творчество писателя

В 20 лет Андерсен решил, что главное в его жизни – поэзия. Написал несколько книжек стихов. За свою жизнь он совершил 29 путешествий

Побывал во многих странах Европы, в Азии и даже добрался до Африки. Андерсен издал три сборника сказок. Они быстро облетели весь свет и стали любимыми для детей. Сказка стала главным жанром в творчестве писателя. Сказки «Огниво», «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Русалочка» и другие входят в число самых любимых сказок детей всего мира.

В 1872 году он тяжело заболел. Умер 4 августа 1875 года.

3. Сообщение цели и темы урока

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с удивительным произведением Ханса Кристиана Андерсена «Русалочка».

Сегодня у нас последний, заключительный урок по этой сказке. Мы с Вами уже читали сказку, находили ответы на вопросы по тексту, анализировали содержание. Что же мы будет делать сегодня? Какова цель нашего урока?

(Сделаем выводы, проверим хорошо ли мы знаем сказку – обобщим наши знания)

Корректировка ответов.

-Совершенно верно. Цель урока – обобщить знания о сказке, закрепить знания об авторе.

(Цель урока выводим на доску)

-А какие задачи (что конкретно будем делать), чтобы достигнуть этой цели?

(Задачи урока выводим на доску)

(Ответим на контрольные вопросы (викторина), найдем главную мысль, объясним, чему учит, выскажем свое отношение к сказке.)

4. Проверка домашнего задания

-Вы уже дома начали готовиться к этому уроку. Напомните мне домашнее задание.

(Подготовить выразительное чтение понравившихся эпизодов и выполнить задание в тетради)

- На переменке дежурный соберет тпо с выполненным заданием, а сейчас мы послушаем выразительное чтение понравившихся вам эпизодов.

5. Гимнастика для глаз

-А сейчас пусть наши глазки отдохнут-мы выполним гимнастику для глаз.

-Спинки держим ровно, смотрим на движущийся предмет. Так как за окошком у нас осень, то сегодня гимнастика будет на осеннюю тематику.

6. Обобщение знаний о произведении

-Сейчас мы с вами будем работать в группах, по колонкам. Напомните мне правила работы в группах. (на доске появляется слайд)

говорить по очереди;

внимательно слушать друг друга;

 не перебивать;

коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения;

помогать и просить о помощи;

принимать групповые решения и приходить к единому мнению;

соблюдать дисциплину

- Отлично! Все знаем правила работы в группе

Разделимся на 3 группы (показ слайда):

Знатоки (составляют вопросы для викторины по произведению, примерно 10)

Литераторы (восстанавливают деформированный (т.е нарушенный,неверный) план сказки)

Толкователи (подбирают к редким словам нужные значения)

 

1.Примерные (возможные) вопросы для викторины:

- Сколько принцесс дочек было у морского царя? (6)

- Когда русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря. (15 л)

- Что увидела русалочка, когда первый раз всплыла на поверхность моря? (Корабль, людей, принца)

- Кто спас принца во время бури на море? (Русалочка)

- Что взяла ведьма за помощь у русалочки? (Голос)

- Почему у всех сестер русалочки не стало роскошных длинных волос? (Они их отдали ведьме за то, чтобы она помогла русалочке избавиться от смерти)

- Почему русалочка превратилась в морскую пену? (Т.к. ее не полюбил принц, а это было условие ведьмы)

- Сколько лет живут русалочки? (300)

- Любил ли принц русалочку, как она его?

- Могла ли русалочка спастись? Что для этого она должна была сделать?

- Какое решение приняла русалочка?

-Во что превратилась русалочка после смерти?

 

2. Деформированный план сказки:

*Жизнь во дворце *Принц встречает принцессу *Разговор с ведьмой *Последняя ночь *Принц спасен *Дорога к ведьме *Морская семья *Наблюдение за принцем *Русалочка узнает о решении принца *Русалочка превратилась в прекрасную девушку *Встреча с сестрами *Гибель русалочки *Страшная буря *Принятое решение

1) Морская семья

2) Страшная буря

3) Принц спасен

4) Наблюдение за принцем

5) Дорога к ведьме

6) Разговор с ведьмой

7) Принятое решение

8) Русалочка превратилась в прекрасную девушку

9) Жизнь во дворце

10) Принц встречает принцессу

11) Русалочка узнает о решении принца

12) Последняя ночь

13) Встреча с сестрами

14) Гибель русалочки

 

3. Толкование слов

Коралл – красивый известковый скелет морских организмов.

Янтарь – окаменевшая смола древних растений.

Вдовец – мужчина, у которого умерла жена.

Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник.

Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.

Пучина – морская глубина.

Владычить – хозяйничать.

Снадобья – волшебные средства.

Муслин – лёгкая и тонкая ткань.

Штиль – полное безветрие на море.

Великолепный: превосходный, роскошный.

Принуждать-заставлять.

Немой-лишённый способности говорить.

Диковинные –редкие, необыкновенные.

-Молодцы, ребята! Вы все отлично справились с заданиями.

7. Подведение итогов по произведению.

-Каков же финал сказки?

(Русалочка не добилась любви принца, но у неё осталась бессмертная душа. Она была не очень счастлива на земле, но у неё есть надежда , что она будет счастлива на небе.)

 

Вывод: "Русалочка" - это сказка о любви , как смысле жизни ,

 

(Русалочка и принц);

о любви родственной

(Русалочка и сёстры);

о любви, помогающей пережить нам все земные тяготы и заботы.


 

-Почему Русалочка не приняла помощь от своих сестёр?

(ради своей любви к принцу, она готова идти на самопожертвование. Если по-настоящему любишь, то никогда не сможешь причинить боль любимому человеку)

-Какова главная тема произведения? (Любовь сильнее всего на свете.)

-А какова основная мысль? Это сложный вопрос. Подумайте (Любовь сильнее смерти)

 

-Чему нас учит эта сказка?

(Дорожить любовью, дружбой близкого человека, помогать человеку в беде, быть добрыми и отзывчивыми; преодолевать трудности, верить, что всё к лучшему и любить)

-Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? Добились ли мы её?

(Цель достигнута, все задачи реализованы)

-Для многих сказок характерно, что добро всегда побеждает зло. Все заканчивается хорошо. Можно ли эту сказку поставить в ряд подобных?

Понравился ли вам конец сказки?

Представьте себе, что вам предложили изменить конец сказки. Стали бы вы это делать?

-Домашнее задание: придумать свои варианты окончания сказки.

8. Рефлексия.

- Сейчас вы должны оценить свою работу.

Прикрепляете рыбку к волне: - «Я молодец» прикрепляете рыбку выше.

«Я доволен работай» прикрепляете чуть ниже.

« Я мог поработать получше» прикрепляете ниже


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей