Конспект урока по литературному чтению Е. Благинина «Посидим в тишине»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №40
г. Чита
Сценарий урока
литературного чтения во 2 классе
(автор-составитель учебника Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М. В.)
Тема урока: Е Благинина «Посидим в тишине»
УМК «Школа России»
Выполнила:
учитель начальных классов
Чекмезова Елена Ивановна
Чекмезова Елена Ивановна
Класс: 2 А
Дата: 02.03.2022
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: Е.Благинина «Посидим в тишине»
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий – М.: Просвещение, 2020, презентация.
Цели урока: знакомство учащихся с биографией Е. Благининой, ее стихотворением о маме; развитие навыка выразительного чтения, воспитывать доброе, уважительное отношение к родным и близким.
Задачи
Образовательные : познакомить учащихся с автобиографией поэтессы Е, А. Благининой, с ее стихотворением «Посидим в тишине».
Развивающие: совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения; создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи;
Воспитывающие: способствовать формированию познавательного интереса к предмету, воспитанию уважительного отношения к ближним, чувства ответственности за свои поступки.
10. Планируемые результаты:
Предметные:
-ознакомление с творчеством Елены Александровны Благининой;
-отрабатывать навык выразительного чтения
- умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному.
Метапредметные результаты:
- воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту;
-формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности;
Личностные результаты:
-развитие доброжелательности;
-проявление уважения к близким и родным людям;
-проводить самооценку своих действий, поступков;
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Этапы урока | Время | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУДi | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | | | | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
II. Актуализация знаний и мотивация | 5 | | Речевая разминка. - Прочитайте стихотворение медленно. В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач, Весь четверг искала мяч, Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье Позвала на день рожденья. П. Башмаков | Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: анализ П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания К: аргументирование своего мнения | Прочитайте стихотворение с разной интонацией. - Прочитайте выразительно. - О чём рассказал нам автор в стихотворении? | отчётливо произнести звуки. Читаю медленно стихотворение Читаю стихотворение с разной интонацией Читаю выразительно Отвечают на поставленные вопросы |
III Постановка целей урока. Формулирование целей урока детьми. | | 5 | Мама! Самое прекрасное слово на земле- мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое – в нем не гаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет –пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь. | Наглядный презентация Словесный: учебный диалог | П: подведение под понятие К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Р: целеполагание | Как вы думаете, какое произведение мы будем сегодня читать, на какую тему? - Сегодня мы с вами продолжим читать о маме. | Отвечают на вопросы учителя. |
IV Открытие нового знания | 10 | | Откройте учебник на с 119, прочитайте имя автора стихотворения «Посидим в тишине». Елена Александровна Благинина (1903 – 1989) родилась в селе Яковлево Орловской губернии, недалеко от Мценска, в многодетной семье железнодорожника. Члены её семьи хорошо знали и любили литературу, народное творчество (отец организовал домашний театр, бабушка была сказительницей и любительницей песен). В доме часто звучали песни – петь не только любили, но и умели. В обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Благинина рассказывала об этом писателю Владимиру Приходько: «В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению палочки волшебника». Половичок линючий –речка,ii А печка-пышный царский дом… От страха мрет в груди сердечко, Пылает голова огнем. Меня затягивает илом, А ты зовешь таким унылым, Срывающимся голоском: -Сестрица моя, Аленушка! Палач коварный ведьмой нанят, Костры трещат на берегу. - Ой, братец ой Иванушка! Мы продолжать не в силах действа И плачем громко -в три ручья- От вероломства, от злодейства, От горькой сказки бытия. Так Елена Александровна повествует о домашнем спектакле в стихотворении «Сказка». Именно для домашнего театра она начала писать свои первые стихи, сказки и пьесы. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых… восемь лет! Стихотворение «Посидим в тишине». - Послушайте это стихотворение. Следите по тексту, обращая внимание на непонятные слова. Прослушивание аудиозаписи. Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение Словарная работа Волчок (игрушка) — юла, детская игрушка, которая вращается и не падает. Крадётся - перемещаться, пробираться тайком, скрытно, стараясь быть незамеченным Метнулся - резким движением броситься куда-нибудь Скользнул - быстро и незаметно пройти, промелькнуть- Что хотелось девочке? - Прочитайте стихотворение теперь вы. - Что девочка сказала лучу? - Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? – Девочке трудно сидеть в тишине? - Почему - Ребята, а какие звуки передают тишину? - Как вы думаете, это сказка? А что это? - Что бы вы сделали на месте девочки? - Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? - Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению. - Отгадайте, какая она будет? - Она должна быть похожа на колыбельную? | Словесный: вступительное слово об авторе Практический: чтение стихотворения Практический: работа с текстом Словесный: слово учителя Наглядный: презентация | К.: построение речевого высказывания, аргументация своего мнения К.: участие в учебном диалоге П.:смысловое чтение К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: осознание познавательной задачи П: извлекать необходимую информацию из текстов К: аргументировать свое мнение | Что вы знаете о Е. А. Благининой. Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? - О ком это произведение? Откройте учебники на странице 119. Прочитайте это стихотворение в полголоса. - Найдите слова, которые вам непонятны, отметьте их точкой. - Понравилось ли вам стихотворение? - Что больше всего понравилось? – Почему девочка не играет в игрушки? | Слушают учителя Дети читают. Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму Я тоже двигаться хочу -девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама. -да - Потому что вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть) -[с], [ш], [ч]) - смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил. -Плавная, медленная |
V Динамическая пауза | 3 | | Дружно маме помогаем Дружно маме помогаем — Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. (Подражательные движения по тексту.) | | Р.: саморегуляция | | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | 7 | | Чтобы прочитать стихотворение выразительно , надо читать его с разной громкостью, темпом, интонацией. -Подумайте, как будем читать стихотворение? (Тихо, медленно, с чувством понимания, нежности, с сочувствием.) -Где будем делать паузы? (Где стоят знаки препинания) Чтение «цепочкой» – Найдите в стихотворении предмет, который стал живым, одушевленным. - Найдите красочное слово, которое можно отнести к лучу. - В каком значении употреблено слово золотой? - Изменится ли стихотворение без этого слова? - А что изменится? - Чему учит стихотворение? - Давайте еще раз прочитаем стихотворение, передадим голосом любовь, внимательное и заботливое отношение к маме. -В своих стихотворениях Благинина учит детей любить, уважать, ценить, беречь и трепетно относиться к самому главному для них человеку- маме. | | Словесный: слово учителя Практический | | Выразительное чтение. Луч. Золотой. «Ласковый, светлый, теплый, нежный». Это переносное значение слова. Да. В нем не будет теплоты, нежности. К маме нужно относиться с любовью и заботой. |
VII Рефлексия | 6 | | В первой строчке напишем существительно Во второй строчке опишем это слово с помощью двух прилагательных. На третьей укажем глаголы, обычно в количестве трёх. На четвёртой - смысловую фразу к существительному. На последней, пятой - одно слово ассоциируемое, с первым. | | Синквейн к слову МАМА (работа в группе) | | 1 Вариант -Мама -Добрая, родная -Терпит, учит, приласкает -Всегда придёт на помощь -Жизнь. 2 вариант -Мама -Дорогая, единственная -Понимает, советует, жалеет -Никто тебя не заменит -Мамуля. |
Итог урока. | 3 | | Мама – самый близкий человек, самый родной. - Подумайте, какое слово вы бы сказали маме, чтобы она улыбнулась. А теперь прочитайте слова Зои Воскресенской. Самое прекрасное слово на земле – мама... - Понравился ли вам урок? - Что вы узнали на уроке? - За что можете похвалить себя? | | | | Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная. |
Домашнее задание | | | Выучить наизусть стихотворение «Посидим в тишине». | | | | |
i ФОУД-форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф-фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая)