12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чекмезова Е И181
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №40

г. Чита








Сценарий урока

литературного чтения во  2 классе

(автор-составитель учебника Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М. В.)

 

Тема урока: Е Благинина «Посидим в тишине»

УМК «Школа России»






                                                                                                                   Выполнила:

учитель начальных классов

                                                               Чекмезова Елена Ивановна

                                                               







Чекмезова Елена Ивановна

Класс: 2 А

Дата: 02.03.2022

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: Е.Благинина «Посидим в тишине»

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий – М.: Просвещение, 2020, презентация.

Цели урока: знакомство учащихся с биографией Е. Благининой, ее стихотворением о маме; развитие навыка выразительного чтения, воспитывать доброе, уважительное отношение к родным и близким.

Задачи

Образовательные : познакомить учащихся с автобиографией поэтессы Е, А. Благининой, с ее стихотворением «Посидим в тишине».

Развивающие: совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения; создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи;

Воспитывающие: способствовать формированию познавательного интереса к предмету, воспитанию уважительного отношения к ближним, чувства ответственности за свои поступки.

10. Планируемые результаты:

Предметные:

-ознакомление с творчеством Елены Александровны Благининой;

-отрабатывать навык выразительного чтения

- умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному.

Метапредметные результаты:

- воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту;

-формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности;



Личностные результаты:

-развитие доброжелательности;

-проявление уважения к близким и родным людям;

-проводить самооценку своих действий, поступков;

станавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Этапы урока

Время

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУДi

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.

Организационный

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу




Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку


II. Актуализация знаний и мотивация






5


Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение медленно.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

П. Башмаков


Наглядный: презентация



Словесный:

учебный диалог



К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: анализ


П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания


К: аргументирование своего мнения


Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

- Прочитайте выразительно.

- О чём рассказал нам автор в стихотворении?


отчётливо произнести звуки.

Читаю медленно стихотворение








Читаю стихотворение с разной интонацией

Читаю выразительно

Отвечают на поставленные вопросы



III Постановка целей урока. Формулирование целей урока детьми.


5

Мама! Самое прекрасное слово на земле- мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое – в нем не гаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным.

И сколько бы ни было тебе лет –пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.


Наглядный

презентация


Словесный: учебный диалог






















П: подведение под понятие

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р: целеполагание




















Как вы думаете, какое произведение мы будем сегодня чи­тать, на какую тему?

- Сегодня мы с вами продолжим читать о маме.


















Отвечают на вопросы учителя.



IV Открытие нового знания











10


Откройте учебник на с 119, прочитайте имя автора стихотворения «Посидим в тишине».






Елена Александровна Благинина (1903 – 1989) родилась в селе Яковлево Орловской губернии, недалеко от Мценска, в многодетной семье железнодорожника. Члены её семьи хорошо знали и любили литературу, народное творчество (отец организовал домашний театр, бабушка была сказительницей и любительницей песен). В доме часто звучали песни – петь не только любили, но и умели. В обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Благинина рассказывала об этом писателю Владимиру Приходько: «В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению палочки волшебника».

Половичок линючий –речка,ii

А печка-пышный царский дом…

От страха мрет в груди сердечко,

Пылает голова огнем.

Меня затягивает илом, А ты зовешь таким унылым,

Срывающимся голоском:

-Сестрица моя, Аленушка!

Палач коварный ведьмой нанят,

Костры трещат на берегу.

- Ой, братец ой Иванушка!

Мы продолжать не в силах действа

И плачем громко -в три ручья-

От вероломства, от злодейства,

От горькой сказки бытия.

Так Елена Александровна повествует о домашнем спектакле в стихотворении «Сказка». Именно для домашнего театра она начала писать свои первые стихи, сказки и пьесы. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых… восемь лет!


Стихотворение «Посидим в тишине».

- Послушайте это стихотворение. Следите по тексту, обращая внимание на непонятные слова.

Прослушивание аудиозаписи.



Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение










Словарная работа

Волчок (игрушка) — юла, детская игрушка, которая вращается и не падает.


Крадётся - перемещаться, пробираться тайком, скрытно, стараясь быть незамеченным


Метнулся - резким движением броситься куда-нибудь


Скользнул - быстро и незаметно пройти, промелькнуть- Что хотелось девочке?

- Прочитайте стихотворение теперь вы.



- Что девочка сказала лучу?


- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? –



Девочке трудно сидеть в тишине?

- Почему



- Ребята, а какие звуки передают тишину?


- Как вы думаете, это сказка? А что это?

 - Что бы вы сделали на месте девочки?

- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты?


- Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению.

 - Отгадайте, какая она будет?

- Она должна быть похожа на колыбельную?


Словесный:

вступительное слово об авторе


Практический:

 чтение стихотворения

Практический:

работа с текстом


Словесный: слово учителя



Наглядный: презентация




К.: построение речевого высказывания, аргументация своего мнения

К.: участие в учебном диалоге

П.:смысловое чтение

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: осознание познавательной задачи


П: извлекать необходимую информацию из текстов


К: аргументировать свое мнение


Что вы знаете о Е. А. Благининой.





















































Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?


- О ком это произведение?


Откройте учебники на странице 119. Прочитайте это стихотворение в полголоса.


- Найдите слова, которые вам непонятны, отметьте их точкой.
















- Понравилось ли вам стихотворение?

- Что больше

всего понравилось?

Почему девочка не играет в игрушки?









Слушают учителя












































































Дети читают.


Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму











Я тоже двигаться хочу


-девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама.

-да

- Потому что  вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)



-[с], [ш], [ч])



- смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил.



-Плавная, медленная


V Динамическая пауза

3


Дружно маме помогаем

Дружно маме помогаем —

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем. (Подражательные движения по тексту.)



Р.: саморегуляция



VI. Самостоятельная работа с самопроверкой


7


Чтобы прочитать стихотворение выразительно , надо читать его с разной громкостью, темпом, интонацией.

-Подумайте, как будем читать стихотворение? (Тихо, медленно, с чувством понимания, нежности, с сочувствием.)

-Где будем делать паузы? (Где стоят знаки препинания)

Чтение «цепочкой»

– Найдите в стихотворении предмет, который стал живым, одушевленным.  

- Найдите красочное слово, которое можно отнести к лучу.



- В каком значении употреблено слово золотой?



- Изменится ли стихотворение без этого слова?





-  А что изменится?





-  Чему учит стихотворение?  



- Давайте еще раз прочитаем стихотворение, передадим голосом любовь, внимательное и заботливое отношение к маме.

-В своих стихотворениях Благинина учит детей любить, уважать, ценить, беречь и трепетно относиться к самому главному для них человеку- маме.



Словесный: слово учителя

Практический



Выразительное чтение.












Луч.



Золотой.




«Ласковый, светлый, теплый, нежный». Это переносное значение слова.

Да.

В нем не будет теплоты, нежности.


К маме нужно относиться с любовью и заботой.


VII

Рефлексия

6


В первой строчке напишем существительно


Во второй строчке опишем это слово с помощью двух прилагательных.


На третьей укажем глаголы, обычно в количестве трёх.


На четвёртой - смысловую фразу к существительному.


На последней, пятой - одно слово ассоциируемое, с первым.




Синквейн к слову МАМА

(работа в группе)


1 Вариант

-Мама

-Добрая, родная

-Терпит, учит, приласкает

-Всегда придёт на помощь

-Жизнь.


2 вариант

-Мама

-Дорогая, единственная

-Понимает, советует, жалеет

-Никто тебя не заменит

-Мамуля.


Итог урока.


3


Мама – самый близкий человек, самый родной.

- Подумайте, какое слово вы бы сказали маме, чтобы она улыбнулась.

А теперь прочитайте слова Зои Воскресенской.

Самое прекрасное слово на земле – мама...

- Понравился ли вам урок?

- Что вы узнали на уроке?

- За что можете похвалить себя?





Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная.


Домашнее задание



Выучить наизусть стихотворение «Посидим в тишине».







i ФОУД-форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф-фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая)


ii Е. А. Благинина Сказка





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.