12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бакунина Валентина Валерьевна91
Люблю детей, свою работу. Увлекаюсь рукоделием, декоративно-прикладным творчеством.
Россия, Камчатский край, Петропавловск-Камчатский
7

Конспект урока по литературному чтению на тему «Е. Пермяк “Самое страшное”» (2 класс)

 

Конспекта урока

Бакуниной Валентины Валерьевны учителя начальных классов МБОУ «Средняя школа №4 им. А.М. Горького» г. Петропавловск – Камчатский, Камчатский край.


 

Предмет: литературное чтение, 2 класс

Тема урока: Е. Пермяк “Самое страшное”

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Е.Пермяка, его рассказом «Самое страшное».

Развивающая: развивать воображение, устную речь средствами художественного текста.

Воспитательная: формировать внимательное отношение к сказанному слову; обогащать нравственный опыт ребенка.

 

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

эстетическое восприятие художественного произведения;

способность к самооценке своей деятельности.

Метапредметные результаты:

развитие устной речи, речевого слуха учащихся, речевого самоконтроля;

ориентироваться на странице учебника;

давать устный развёрнутый ответ.

Предметные результаты:

объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание;

описывать характер героев;

определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения;

осмысленно, правильно читать вслух с соблюдением правильной интонации, темпа речи, пауз

 

Оборудование: учебник по литературному чтению 2 класс, авторская презентация «Самое страшное» с музыкальным сопровождением, компьютер, мультимедийный проектор, портрет писателя, оформление доски, рисунок «Дерево предсказаний».

Дидактическое сопровождение: проблемные вопросы; раздаточный материал (карточки с измененной концовкой произведения, пословицы).

 


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент/Самоопределение к деятельности

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок, проверяет готовность к уроку:

- Доброе утро! Я рада всех вас видеть, и желаю каждому из вас хорошего настроения, а оно начинается с улыбки.

Когда мы улыбаемся,

Мы самоисцеляемся

И силой наполняемся,

Дарующей успех.

- Поработаем, ребята, сегодня для ума и души.

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверка готовности к уроку

Работа с текстом до начала чтения

 

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним очень известным писателем. Его зовут Евгений Пермяк. Перед вами на доске его портрет.

t1623402420aa.jpg

- Скажите, что вам известно об этом писателе?

- (вывешиваю портрет писателя и фамилию). Е. Пермяк родился 31.10.1902г. в городе Пермь. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. Жизнь Е. Пермяка была непростой, нелегкой.
Его отец умер от чахотки, когда сыну было всего лишь 3 года. Матери было очень нелегко воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в обществе бабушки, деда и тётки, окруживших мальчика теплотой, заботой и вниманием. Е.А. Пермяк написал для детей сотни рассказов и сказок. Скончался писатель 17 августа 1982 года, похоронен в Москве.
Может быть потому, что очень сложный период был в жизни писателя, он написал рассказ, который так и называется «Самое страшное». (Открываю название) 

 

- Ребята, подумайте, пожалуйста, и предположите о чем может идти речь в рассказе с таким названием?
- А поможет нам не забыть ваши предположения
«Дерево предсказаний» (Записываю предположения – гипотезы + имена детей, которые их высказали) 
- После чтения мы проверим наши предположения.
- Совпадут ли они с замыслом автора?
- Чье мнение окажется ближе?
- Итак, обратимся к тексту.

Коллективное обсуждение, ответы на вопросы учителя

 

 

 

 

Рассматривают портрет.
Слушают информацию о писателе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

1 группа. Предугадывает содержание рассказа по его названию.

2 группа. Предугадывает содержание рассказа по группе ключевых слов: сильный, боялись, гордился, отвернулись, самое страшное.

3 группа. Предугадывает содержание рассказа по иллюстрации

 

t1623402420ab.jpgt1623402420ac.jpg

Работа с текстом во время чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель читает рассказ с остановками.

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого!

- О ком идет речь в рассказе? (Вывешиваю карточку)
- Каким рос мальчик Вова? Прочитайте.
- Почему его все боялись, ведь он рос крепким, сильным, а это хорошие положительные качества.
- А хотели бы вы иметь такого друга? Почему?
- Давайте попробуем предположить дальнейшее развитие сюжета.
- Ну что же читаем дальше.

Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

- Итак, почему же Вову все боялись?

- Кого же обидел Вова? Как?

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго…
- Как вы думаете, чем гордился Вова?
- Ребята, ведь гордиться тем, что смел, отважен, ничего не боится – неплохо.
- А о чем не задумывался Вова, совершая свои поступки?
- Давайте обратимся к дереву предсказаний.
- Какие из ваших предположений уже не подтвердились? Давайте их уберем.
- А смог ли кто-нибудь до чтения предположить, о чем пойдет речь в рассказе?
- О чем же идет речь в рассказе? – (Дорисовываю ветку).
- Раз Вова никого не боялся, был сильным, ничего ему страшно не было, может он в жизни стать героем, олимпийским чемпионом? (Дорисовываю ветки)
- Как думаете, какие события могут произойти дальше? (Дорисовываю ветки)
- К чему может привести такое поведение? (Дорисовываю ветки)
- Читаем дальше.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.
Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

- Ожидали вы такое развитие событий?

- Почему от него все отвернулись?

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете:

- Как вы думаете, что же это самое страшное?

Вова остался один.
Один-одинёшенек!

- Ожидали вы такого конца? Почему?
- Давайте обратимся к дереву предсказаний.
- Кто же оказался ближе всех к этому предположению?
- Почему вы думали именно так?
- Действительно ли одиночество является самым страшным в жизни?
- А вот лично для вас одиночество является самым страшным? Почему?

Слушают, воспринимают рассказ, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Он всех обижал)

 

 

 

 

(Что он никого не боится, ничего ему не страшно).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(О жизни мальчика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Он был злой, драчун, жестокий, грубый)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗМИНУТКА

 

 

Дети выполняют танцевальные движения под музыку.

Работа с текстом после чтения

- Давайте еще раз прочитаем этот рассказ цепочкой.

- Почему автор так подробно описывает реакцию окружающих на поступки Вовы?

- Изменился бы смысл произведения, если бы автор просто написал, что от Вовы все отвернулись и он остался один? Как изменился?

- А нам было бы интересно читать такое произведение?

- Как вы думаете, что испытал Вова в конце произведения, когда остался один? Почему?

- Какова главная мысль рассказа?

- Найдите строчки, в которых заключается главный смысл этого произведения.

- Ребята, давайте проведем небольшой эксперимент. Прочитайте ту концовку произведения, которая представлена у вас в учебниках.

- А теперь давайте представим, что автор бы закончил произведение по-другому, так, как написано у вас на листочках: «Наступило самое страшное: Вова остался один».

- Что изменилось бы в произведении, если бы автор закончил его именно так?

- Что хотел нам показать автор, используя концовку, которая у вас в учебнике?

- Теперь опять поработаем в группах. У вас на партах лежат пластилин, цветные карандаши и бумага. Изобразите одиночество из пластилина или нарисуйте.

- Какие советы вы дали бы Вове, чтобы с ним не произошло самого страшного? (Ответы детей фиксируются на доске)

- А сейчас я попрошу вас поработать в парах: положите перед собой лист с пословицами. Прочитайте их. Обсудите с соседом, какая пословица больше всего подходит к прочитанному рассказу. Объясните свое мнение.

 

У страха глаза велики.

Одному жить – сердцу холодно.

Делая зло, на добро не надейся.

 

Планирование собственной деятельности.

Читают рассказ.

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

(Самое страшное – ОДИНОЧЕСТВО)

«Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах под музыкальное сопровождение, представляют свои работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

Рефлексия деятельности/Подведение итогов урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

А сейчас давайте вернемся к рассказу и поиграем в игру «Хорошо – Плохо».

- Бить товарищей

- Поздороваться с взрослыми

- Стрелять в девочек из рогатки

- Помочь младшей сестренке одеться

- Строить рожи взрослым

- Полить цветы

- Наступить на хвост собаке

- Приготовить чай для бабушки

- Выдергивать усы коту

- Помогать учителю убирать в классе

- Загонять колючего ежика под шкаф

- Ласково разговаривать с мамой

- Грубить бабушке

- Уступить место старшему в автобусе

- Жадничать

- Помочь дедушке донести сумку

- Дразнить ребят

- Накормить рыбок в аквариуме

 

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Что вас больше всего заинтересовало на уроке? Закончите фразу:
- Я понял(а), что…
- Урок дал мне для жизни …
- Я почувствовал(а), что …

Я вам желаю, чтобы вы извлекли для себя нравственный урок. Дарите людям теплоту своей души, любовь, внимание, заботу, будьте добрыми и отзывчивыми и вас всегда будут окружать добрые люди и настоящие друзья

А дома я хочу вам предложить выполнить творческое задание по выбору.

- Подготовьте пересказ от имени мальчика Вовы.

- Придумать новое окончание рассказа.

Отвечают на вопросы учителя: если ответ «Хорошо» - дети хлопают в ладошки, если ответ «Плохо» - потопали ногами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою деятельность на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники

Евгений Пермяк «Самое страшное» https://deti123.ru/rasskaz/samoe-strasnoe

Музыкальное сопровождение к физминутке https://www.youtube.com/watch?v=puyIG3Y0_ow&t=0s

Музыкальное сопровождение к уроку https://www.youtube.com/watch?v=WKl0LxeMNNU

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.