Конспект урока по литературному чтению на тему «Е. Пермяк “Самое страшное”» (2 класс)
Конспекта урока
Бакуниной Валентины Валерьевны учителя начальных классов МБОУ «Средняя школа №4 им. А.М. Горького» г. Петропавловск – Камчатский, Камчатский край.
Предмет: литературное чтение, 2 класс
Тема урока: Е. Пермяк “Самое страшное”
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом
Задачи:
Обучающая: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Е.Пермяка, его рассказом «Самое страшное».
Развивающая: развивать воображение, устную речь средствами художественного текста.
Воспитательная: формировать внимательное отношение к сказанному слову; обогащать нравственный опыт ребенка.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
эстетическое восприятие художественного произведения;
способность к самооценке своей деятельности.
Метапредметные результаты:
развитие устной речи, речевого слуха учащихся, речевого самоконтроля;
ориентироваться на странице учебника;
давать устный развёрнутый ответ.
Предметные результаты:
объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание;
описывать характер героев;
определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения;
осмысленно, правильно читать вслух с соблюдением правильной интонации, темпа речи, пауз
Оборудование: учебник по литературному чтению 2 класс, авторская презентация «Самое страшное» с музыкальным сопровождением, компьютер, мультимедийный проектор, портрет писателя, оформление доски, рисунок «Дерево предсказаний».
Дидактическое сопровождение: проблемные вопросы; раздаточный материал (карточки с измененной концовкой произведения, пословицы).
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Организационный момент/Самоопределение к деятельности |
Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок, проверяет готовность к уроку: - Доброе утро! Я рада всех вас видеть, и желаю каждому из вас хорошего настроения, а оно начинается с улыбки. Когда мы улыбаемся, Мы самоисцеляемся И силой наполняемся, Дарующей успех. - Поработаем, ребята, сегодня для ума и души. - Проверим готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, проверка готовности к уроку |
|
Работа с текстом до начала чтения
|
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним очень известным писателем. Его зовут Евгений Пермяк. Перед вами на доске его портрет. - Скажите, что вам известно об этом писателе? - (вывешиваю портрет писателя и фамилию). Е. Пермяк родился 31.10.1902г. в городе Пермь. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. Жизнь Е. Пермяка была непростой, нелегкой.
- Ребята, подумайте, пожалуйста, и предположите о чем может идти речь в рассказе с таким названием? |
Коллективное обсуждение, ответы на вопросы учителя
Рассматривают портрет.
Работа в группах. 1 группа. Предугадывает содержание рассказа по его названию. 2 группа. Предугадывает содержание рассказа по группе ключевых слов: сильный, боялись, гордился, отвернулись, самое страшное. 3 группа. Предугадывает содержание рассказа по иллюстрации
|
|
Работа с текстом во время чтения
|
Учитель читает рассказ с остановками. Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! - О ком идет речь в рассказе? (Вывешиваю карточку) Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. - Итак, почему же Вову все боялись? - Кого же обидел Вова? Как? Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго… Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись. - Почему от него все отвернулись? Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: - Как вы думаете, что же это самое страшное? Вова остался один. - Ожидали вы такого конца? Почему? |
Слушают, воспринимают рассказ, отвечают на вопросы
(Он всех обижал)
(Что он никого не боится, ничего ему не страшно).
(О жизни мальчика)
(Он был злой, драчун, жестокий, грубый)
|
|
ФИЗМИНУТКА
|
|
Дети выполняют танцевальные движения под музыку. |
|
Работа с текстом после чтения |
- Давайте еще раз прочитаем этот рассказ цепочкой. - Почему автор так подробно описывает реакцию окружающих на поступки Вовы? - Изменился бы смысл произведения, если бы автор просто написал, что от Вовы все отвернулись и он остался один? Как изменился? - А нам было бы интересно читать такое произведение? - Как вы думаете, что испытал Вова в конце произведения, когда остался один? Почему? - Какова главная мысль рассказа? - Найдите строчки, в которых заключается главный смысл этого произведения. - Ребята, давайте проведем небольшой эксперимент. Прочитайте ту концовку произведения, которая представлена у вас в учебниках. - А теперь давайте представим, что автор бы закончил произведение по-другому, так, как написано у вас на листочках: «Наступило самое страшное: Вова остался один». - Что изменилось бы в произведении, если бы автор закончил его именно так? - Что хотел нам показать автор, используя концовку, которая у вас в учебнике? - Теперь опять поработаем в группах. У вас на партах лежат пластилин, цветные карандаши и бумага. Изобразите одиночество из пластилина или нарисуйте. - Какие советы вы дали бы Вове, чтобы с ним не произошло самого страшного? (Ответы детей фиксируются на доске) - А сейчас я попрошу вас поработать в парах: положите перед собой лист с пословицами. Прочитайте их. Обсудите с соседом, какая пословица больше всего подходит к прочитанному рассказу. Объясните свое мнение.
|
Планирование собственной деятельности. Читают рассказ. Отвечают на вопросы учителя
(Самое страшное – ОДИНОЧЕСТВО) «Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один»
Работают в группах под музыкальное сопровождение, представляют свои работы.
Работа в парах. |
|
Рефлексия деятельности/Подведение итогов урока
Домашнее задание |
А сейчас давайте вернемся к рассказу и поиграем в игру «Хорошо – Плохо». - Бить товарищей - Поздороваться с взрослыми - Стрелять в девочек из рогатки - Помочь младшей сестренке одеться - Строить рожи взрослым - Полить цветы - Наступить на хвост собаке - Приготовить чай для бабушки - Выдергивать усы коту - Помогать учителю убирать в классе - Загонять колючего ежика под шкаф - Ласково разговаривать с мамой - Грубить бабушке - Уступить место старшему в автобусе - Жадничать - Помочь дедушке донести сумку - Дразнить ребят - Накормить рыбок в аквариуме
- Ребята, наш урок подходит к концу. - Что вас больше всего заинтересовало на уроке? Закончите фразу: Я вам желаю, чтобы вы извлекли для себя нравственный урок. Дарите людям теплоту своей души, любовь, внимание, заботу, будьте добрыми и отзывчивыми и вас всегда будут окружать добрые люди и настоящие друзья А дома я хочу вам предложить выполнить творческое задание по выбору. - Подготовьте пересказ от имени мальчика Вовы. - Придумать новое окончание рассказа. |
Отвечают на вопросы учителя: если ответ «Хорошо» - дети хлопают в ладошки, если ответ «Плохо» - потопали ногами.
Оценивают свою деятельность на уроке.
|
Источники
Евгений Пермяк «Самое страшное» https://deti123.ru/rasskaz/samoe-strasnoe
Музыкальное сопровождение к физминутке https://www.youtube.com/watch?v=puyIG3Y0_ow&t=0s
Музыкальное сопровождение к уроку https://www.youtube.com/watch?v=WKl0LxeMNNU