Конспект урока по литературному чтению на тему «С. Соколов-Микитов "Листопадничек"» (3 класс)
Учитель: Савченко Олеся Альбертовна
3 класс
Тема: Соколов- Микитов «Листопадничек»
Цель: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Задачи:
1. Учебные задачи,направленные на достижение личностных результатов обучения:
• формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
• Учебные задачи,направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
• развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД);
• формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД)
• формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)
3. Учебные задачи,направленные на достижение предметных результатов обучения:
• расширение читательского кругозора детей;
• формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2013г. ; презентация; компьютер с проектором; выставка книг И. С. Соколова-Микитова;
Ход урока
I .Организационный момент
- Дорогие ребята, начинаем урок литературного чтения.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
И друг друга не задели.
Чтобы работа у нас ладилась, у всех было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу.
II.Актуализация знаний.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин. (А. Толстой)
- Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)
- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад)
- Кто знает, что означает слово листопадничек?( заяц, родившийся осенью)
-Как вы думаете, о каком произведении сегодня будем говорить? (Листопадничек)
III. Постановка цели урока.
Найдите в учебнике фамилию автора, который написал это произведение (Соколов-Микитов).
Сформулируйте цель урока (познакомиться с творчеством Соколова-Микитова)
Сегодня мы познакомимся с замечательным писателем И. С. Соколовым - Микитовым.
Хотите узнать подробнее об авторе?
Автобиография
- Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету
Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.
Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.
С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов.
В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.
Знакомство с книгами И. Соколова – Микитова
Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!
Помним, что наша Зеленая страна не за морями, не за горами, а совсем рядом, лишь стоит только протянуть руку и открыть учебник на с. 60.
Знакомство с произведением «Листопадничек».
Чтение рассказа. (первичное восприятие)
-Оправдались ли ваши предположения?
-Понравилось произведение? Что в нем правдивое, а что сказочное?
-Что более всего было интересным?
-Кого называют листопадничками?
-Из этого произведения можно много узнать интересного об осенней природе, о жизни разных птиц и животных в эту пору года.
IV.Словарная работа.
Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:
долговязый - высокий, худой и нескладный;
плотина - перегородка на реке для поднятия уровня воды;
запрудили - перегородили реку плотиной;
настлано – настелено;
хатка - название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине;
зябнуть - испытывать чувство холода;
робеть - пугаться, стесняться, бояться;
ходко работают - работают быстро;
обглоданные – объеденные.
Физ. минутка
Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз.
Продолжение работы по теме урока.
Прочитайте про себя текст на с. 60
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных)
- Докажите (животные разговаривают, события нереальные)
- - Какая она по характеру? (Грустная, добрая.)
Анализ художественного произведения.
Организация эвристической беседы с целью раскрытия содержания.
-Какое событие произошло в жизни старой зайчихи? (рождение зайчат)
Ребята, а кто называет зайчат листопадничками? (охотники)
- Назовите основных героев произведения. (Матьзайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
- Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?
- Каких страхов натерпелся листопадничек?
- Как зайчонок попал на болото? Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?
Найдите и зачитайте, что видели зайчата каждое утро.
Подумайте, почему автор начинает сказку с указания времени рождения Листопадничка?(автор хотел показать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев).
Работа над текстом произведения.
(выборочное чтение).
Автор интересно описывает особенности поведения животных и птиц, способы их зимовки, настроение обитателей леса.
Я предлагаю вам, использовав текст учебника, вставить пропущенные слова и выражения. После выполнения работы, мы прочитаем, что у вас получилось.
V.Закрепление изученного.
Выборочное чтение. Работа с текстом. Художественный анализ произведения.
- Когда родились зайчата?
- Как называют их охотники? Почему?
Ребята, зачитайте мне, пожалуйста, что сказал Листопадничек своим братьям?
Что бы вы посоветовали зайчонку?
А то, что случилось с зайчонком по замыслу автора дальше, вы узнаете, прочитав сказку дома до конца.
Откройте дневник и запишите домашнее задание. Перечитать сказку и выполнить рисунок к любому эпизоду.
VI. Итог урока.
Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о листопадничке? Учитель комментирует оценки.
VII. Рефлексия.
Закончи предложения
Я узнал…..
Мне было интересно…
Наталья Алексеевна Яковлева