12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Савченко Олеся Альбертовна18
3

Конспект урока по литературному чтению .Соколов- Микитов «Листопадничек»

Учитель: Савченко Олеся Альбертовна

Литературное чтение

3 класс

Тема: Соколов- Микитов «Листопадничек»


Цель: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Задачи:

1. Учебные задачи,направленные на достижение личностных результатов обучения:

формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;

развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Учебные задачи,направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД);

формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД)

формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)

3. Учебные задачи,направленные на достижение предметных результатов обучения:

расширение читательского кругозора детей;

формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2013г. ; презентация; компьютер с проектором; выставка книг И. С. Соколова-Микитова;

Ход урока

I .Организационный момент

- Дорогие ребята, начинаем урок литературного чтения.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели,

И друг друга не задели.

Чтобы работа у нас ладилась, у всех было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу.

II.Актуализация знаний.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин. (А. Толстой)

- Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья(Листопад)

- Кто знает, что означает слово листопадничек?( заяц, родившийся осенью)

-Как вы думаете, о каком произведении сегодня будем говорить? (Листопадничек)

III. Постановка цели урока.

Найдите в учебнике фамилию автора, который написал это произведение (Соколов-Микитов).

Сформулируйте цель урока (познакомиться с творчеством Соколова-Микитова)

Сегодня мы познакомимся с замечательным писателем И. С. Соколовым - Микитовым.

Хотите узнать подробнее об авторе?

Автобиография

- Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов.

В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Знакомство с книгами И. Соколова – Микитова

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

Помним, что наша Зеленая страна не за морями, не за горами, а совсем рядом, лишь стоит только протянуть руку и открыть учебник на с. 60.

Знакомство с произведением «Листопадничек».

Чтение рассказа. (первичное восприятие)

-Оправдались ли ваши предположения?

-Понравилось произведение? Что в нем правдивое, а что сказочное?

-Что более всего было интересным?

-Кого называют листопадничками?

-Из этого произведения можно много узнать интересного об осенней природе, о жизни разных птиц и животных в эту пору года.

IV.Словарная работа.

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

долговязый - высокий, худой и нескладный;

плотина - перегородка на реке для поднятия уровня воды;

запрудили - перегородили реку плотиной;

настлано – настелено;

хатка - название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине;

зябнуть - испытывать чувство холода;

робеть - пугаться, стесняться, бояться;

ходко работают - работают быстро;

обглоданные – объеденные.

Физ. минутка

Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Продолжение работы по теме урока.

Прочитайте про себя текст на с. 60

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных)

- Докажите (животные разговаривают, события нереальные)

- - Какая она по характеру? (Грустная, добрая.)

Анализ художественного произведения.

Организация эвристической беседы с целью раскрытия содержания.

-Какое событие произошло в жизни старой зайчихи? (рождение зайчат)

Ребята, а кто называет зайчат листопадничками? (охотники)

- Назовите основных героев произведения. (Матьзайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

- Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

- Каких страхов натерпелся листопадничек?

- Как зайчонок попал на болото? Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?

Найдите и зачитайте, что видели зайчата каждое утро.

Подумайте, почему автор начинает сказку с указания времени рождения Листопадничка?(автор хотел показать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев).

Работа над текстом произведения.

(выборочное чтение).

Автор интересно описывает особенности поведения животных и птиц, способы их зимовки, настроение обитателей леса.

Я предлагаю вам, использовав текст учебника, вставить пропущенные слова и выражения. После выполнения работы, мы прочитаем, что у вас получилось.

V.Закрепление изученного.

Выборочное чтение. Работа с текстом. Художественный анализ произведения.

- Когда родились зайчата?

- Как называют их охотники? Почему?

Ребята, зачитайте мне, пожалуйста, что сказал Листопадничек своим братьям?

Что бы вы посоветовали зайчонку?

А то, что случилось с зайчонком по замыслу автора дальше, вы узнаете, прочитав сказку дома до конца.

Откройте дневник и запишите домашнее задание. Перечитать сказку и выполнить рисунок к любому эпизоду.

VI. Итог урока.

Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о листопадничке? Учитель комментирует оценки.

VII. Рефлексия.

Закончи предложения

Я узнал…..

Мне было интересно…



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Наталья Алексеевна Яковлева, 25.06.20 в 20:37 0Ответить Пожаловаться
Олеся Альбертовна! Спасибо за интересный урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.