Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Урок-викторина «В гостях у сказки»

36
11
Материал опубликован 2 March 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

 Предлагаю посмотреть  презентацию:

 
Урок-презентация "В гостях у сказки"
PPTX / 7.34 Мб

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Урок-викторина   «В гостях у сказки»

 

 

Автор: Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок» г. Мичуринск.

Описание: данный урок-викторина  предназначен для учителей начальных классов, может быть полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям  дошкольных образовательных учреждений

Слайд 3

Цель: формирование представления о сказке  как о произведении русского народного творчества.

Задачи:

- знакомить с историей происхождения сказки, их авторами и героями;

 - развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

- формировать дружеские отношения внутри коллектива.

Оборудование: использование презентации «В гостях  у  сказки», карточки с пословицами, сказочные предметы на картинках, опорные слова к сказкам.

 

Ход урока:

Слайд 4

1.    Мотивация учебной деятельности:

Учитель:

Горят причудливо краски,

И, как ни мудра голова,

Вы всё-таки верьте сказке,

Сказка всегда права!

Учитель: сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие по сказкам.

 

 

Слайд 5

Учитель:

Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, - сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь  чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.

Цель нашей сегодняшней литературной викторины: как можно больше вспомнить сказок, их героев.

Разбиваемся на команды. Вопросы командам задаются в порядке очерёдности.

(Дети делятся на команды, выбираются командиры, обсуждаются сказочные названия команд)

 

 

Слайд 6

2.     Актуализация знаний.

-Вам нужно вспомнить виды  устного народного творчества.

Написать их на карточках   (Потешки, частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки.)

(Дети берут  карточки с текстом и определяют вид устного народного творчества).

Раз, два, три, четыре, пять

Будем в прятки мы играть

Звёзды, месяц, луг, цветы…

Поводи поди-ка ты!

            (считалка)

Люли, люли, люленьки

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Маше сон, сон,

Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать.

          (пестушка, колыбельная)

- Тиn, иди молотить!

- Живот болит.

- Тит, иди кашу есть!

- Бегу, бегу.

Где моя большая ложка?

          (прибаутка)

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла,

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

          (Красная шапочка)

 

 

Слайд 7

3.    Обобщение пройденного материала

Учитель:

Чтобы продолжить путь по неведомым дорожкам сказки, прочитайте отрывок текста  на слайде,  отгадайте название сказки:

1.  Идёт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего.  Eму навстречу - петух с косой:
- Ку-ка-реку!  O чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная.

 Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!
- Пойдём, я твоему горю помогу!

                    «Заюшкина избушка»

 

 

Слайд 8

2. Только сказал - ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами. 

 Идут ведра по    деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается...

Зашли ведра в избу и сами стали на лавку,  а Емеля полез на печь…

                    («По щючьему велению»)

 

 

Слайд 9

3. -Я Мышка-норушка, а ты кто?

-А я – лягушка-квакушка.

-Иди ко мне жить.

 И стали они жить вдвоем…

                         (Сказка  «Теремок»)

 

 

 

 

Слайд 10

4.    Молочная речка – кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

-Упал в меня камень, - отвечает речка, - мешает молоку дальше течь.

Сдвинь его в сторону – скажу, куда гуси-лебеди полетели.

                         (сказка «Гуси -лебеди»)

 

 

Слайд 11

5. Я от бабушки ушёл.

  Я от дедушки ушёл,

  От тебя, зайца,

  Не хитро уйти!  

                (Сказка  «Колобок»)

 

 

Слайд 12

4.    Физкультминутка

«Баба-Яга»

 В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга живёт. (поворот обратно )
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, ( показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят. (руки вверх)

 

 

Слайд 13

5.    Словарная работа «Объясни слово»

Учитель: Какие волшебные средства - предметы были у данных    сказочных героев?

Объясни значение этих слов:

1.У Буратино (золотой ключик).

«Золотой ключик любую дверь отопрет»

 Золотой ключик Буратино помог попасть в страну радости, счастья.

 

 

2.У Феи (волшебная палочка)

С помощью этой  палочки в  сказках осуществляется  волшебство, поэтому

 она и называется волшебной.

 

 

 

 

3. У девочки Жени (цветик - семицветик)

Волшебный цветок так называется потому, что у него 7 лепестков. У каждого лепестка свой цвет, получается семь оттенков цвета, поэтому – семицветик.

 

 

Слайд 14

4.У зайчика  (Лубяная избушка)

Лубяная, сделанная из луба,     деревянная  избушка.

 

 

5.У Золушки (хрустальная туфелька)

Хрустальная или стеклянная туфелька.

Могла ли быть на самом деле такая туфелька?     

(высказывания детей)

 

 

Слайд 15

6.    «Узнай сказку по опорным словам»

Учитель: в следующем задании необходимо узнать название сказки  по опорным словам:

Сказка 1: солдат, старуха,  топор («Каша из топора)

 

 

Сказка 2: брат, сестра, гуси, Баба-Яга  («Гуси-лебеди»)

 

 

Слайд 16

7.    «Отгадай героя сказки по загадке»

Учитель: задание «Отгадай героя сказки по загадке»

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.

(гадкий утёнок)

 

 

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?   

       ( козлята)

 

 

Слайд 17

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …  (лягушка)

 

 

Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.

          (Жар-птица)

 

 

Слайд 18

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.

(Красная шапочка)

 

 

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

(Три поросёнка)

 

 

Слайд 19

8.    Творческое задание:

Представьте и нарисуйте, как выглядят следы:

1)    Кота в сапогах

 

 

2)    Лешего

 

 

Слайд 20

9.    Итог урока:

Учитель:

Чем отличается сказка от других произведений?

Каждая сказка чему -то учит.    Расскажите, чему?

Подведение итогов викторины

10.Рефлексия.

- Понравился ли урок?

- Как вы себя оцените, все ли удалось на уроке?

- Легко ли вам было справляться с заданиями?

Кто, по вашему мнению, был лучшим?

Д/З - подготовить пересказ  любимой сказки по опорным словам.

 

Слайд 21

Рекомендательный список книг для самостоятельного чтения:

«Гуси-лебеди».

«По щучьему велени ю»

 «Заюшкина избушка».

 «Волк и семеро козлят».

 «Колобок».

 «Коза-дереза».

Слайд 22:

Информационные ресурсы:

1.Лакоценина Т.П. “Волшебный мир знаний”. Выпуск 2.

2.“Сказочный алфавит”. Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”, 2

 3.Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - М., Просвещение, 1998 г.

4. Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 1980 г.

5.Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др. Н.Н. Ушаков «Вопросы методики развития связной   устной речи на уроках русского языка в начальной школе» - М., Просвещение, 19

Загадки:

http://littlehuman.ru/665/

http://net-shops.ru/knigi/detskaja_literatura/dlja_samyh_

malenkih/stihi_zhagadki_skazhki/posidim_v_tishine.shtml

http://www.ozon.ru/context/detail/id/3495525/

http://www.libex.ru/?cat_page=2&pg=2666

Предварительный просмотр презентации

Урок-викторина «В гостях у сказки" Конспект урока по литературному чтению УМК 2 класс Автор: воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №8 "Аистенок» г. Мичуринск Сидорова Зоя Григорьевна

Организационный момент. 1-2мин. Основная часть: 1.Мотивация учебной деятельности 2.Актуализация знаний 5 мин. 3. Обобщение пройденного материала. а.« Прочитай и отгадай» 5 мин б. Физкультминутка 5 мин в. Словарная работа 5 мин г. Отгадай загадку 5 мин д. Узнай сказку по опорным словам 5 мин 4. Творческое задание Самостоятельная работа детей. 3 мин III. Итог урока. 2-3 мин. План урока:

Цель: формирование представления о сказке как о произведении русского народного творчества. Задачи: - знакомить с историей происхождения сказки, их авторами и героями; - развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение; воспитывать чувство ответственности за свои поступки; формировать дружеские отношения внутри коллектива. Оборудование: использование презентации «В гостях у сказки», карточки с пословицами, сказочные предметы на картинках, опорные слова к сказкам.

Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, - сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой 1. Мотивация учебной деятельности. Вступительное слово учителя:                . -Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие по сказкам.

2. Актуализация знаний. -Вам нужно вспомнить виды устного народного творчества. Написать их на карточках (Потешки, частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки.) -                                                                                                         4. В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. (Загадка) Дети берут карточки с текстом и определяют вид устного народного творчества.

3. Обобщение пройденного материала Прочитайте отрывок текста на слайде,  отгадайте название сказки: 1. Идёт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего. Eму навстречу - петух с косой: - Куд-ку-да! O чём, зайчик, плачешь? - Как же мне не плакать? была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала! - Пойдём, я твоему горю помогу!

Прочитайте отрывок текста на слайде,  отгадайте название сказки: 2. Только сказал - ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами. Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается... Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.

3. -Я Мышка-норушка, а ты кто? -А я – лягушка-квакушка. -Иди ко мне жить.  И стали они жить вдвоем…                           «Теремок». Прочитайте отрывок текста на слайде,  отгадайте название сказки:

4. Молочная речка – кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? -Упал в меня камень, - отвечает речка, - мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону – скажу, куда гуси-лебеди полетели.                           «Гуси -лебеди». Прочитайте отрывок текста на слайде,  отгадайте название сказки:

5. Я от бабушки ушёл.   Я от дедушки ушёл,   От тебя, зайца,   Не хитро уйти!                            «Колобок». Прочитайте отрывок текста на слайде,  отгадайте название сказки:

4.Физкультминутка В тёмном лесу есть избушка. (шагаем) Стоит задом наперёд, (поворот) В той избушке есть старушка, (наклоны) Бабушка Яга живёт. (поворот обратно ) Нос крючком, (показать нос) Глаза большие, ( показать глаза) Словно угольки горят. Ух, сердитая какая! (грозим пальцем) Дыбом волосы стоят. (руки вверх) Баба - Яга.

5.Словарная работа Какие волшебные средства - предметы были у данных сказочных героев? Объясни значение этих слов 1.У Буратино (золотой ключик). 2.У Феи (волшебная палочка). 3. У девочки Жени (цветик - семицветик) «Золотой ключик любую дверь отопрет» Золотой ключик Буратино помог попасть в страну радости, счастья. С помощью этой палочки в сказках осуществляется волшебство, поэтому она и называется волшебной. Волшебный цветок так называется потому, что у него 7 лепестков. У каждого лепестка свой цвет, получается семь оттенков цвета, поэтому – семицветик.

5. У Золушки (хрустальная туфелька). Хрустальная или стеклянная туфелька. Могла ли быть на самом деле такая туфелька? (высказывания детей) 4. У зайчика (Лубяная избушка) Лубяная, сделанная из луба, деревянная избушка.

6. Узнай сказку по опорным словам. 1. СОЛДАТ       СТАРУХА        ТОПОР     2. БРАТ     СЕСТРА     ГУСИ      БАБА-ЯГА     («Каша из топора») («Гуси-лебеди»)

7. Отгадай героя сказки по загадке: В детстве все над ним смеялись, Оттолкнуть его старались: Ведь никто не знал, что он Белым лебедем рожден. (гадкий утёнок) Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом… Кем же были эти Маленькие дети? ( козлята)

Сладкий яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём. (Жар-птица) Стрела молодца угодила в болото, Ну где же невеста? Жениться охота! А вот и невеста, глаза на макушке. Невесту зовут … лягушка Отгадай героя сказки по загадке:

Отгадай героя сказки по загадке:   В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. (Красная шапочка) Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек — копытца. Трое их — и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три поросёнка)

2. Лешего. 8. Творческое задание: Представьте и нарисуйте, как выглядят следы: 1. Кота в сапогах

Учитель: Чем отличается сказка от других произведений? Каждая сказка чему -то учит. Расскажите, чему? 9. Итог урока: Подведение итогов викторины. Сказке конец, а кто слушал -молодец! 10. Рефлексия - Понравился ли урок? - Как вы себя оцените, все ли удалось на уроке? Легко ли вам было справляться с заданиями? Кто, по вашему мнению, был лучшим? Д/З - подготовить пересказ любимой сказки по опорным словам.

Рекомендательный список книг для самостоятельного чтения:   «Гуси-лебеди». «По щучьему веленью»   «Заюшкина избушка».   «Волк и семеро козлят».    «Колобок».   «Коза-дереза».

1.Лакоценина Т.П. “Волшебный мир знаний”. Выпуск 2. 2.“Сказочный алфавит”. Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”, 2   Информационные ресурсы: Загадки http://littlehuman.ru/665/ http://net-shops.ru/knigi/detskaja_literatura/dlja_samyh_ malenkih/stihi_zhagadki_skazhki/posidim_v_tishine.shtml http://www.ozon.ru/context/detail/id/3495525/ http://www.libex.ru/?cat_page=2&pg=2666 3.Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - М., Просвещение, 1998 г. 4. Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 1980 г. 5.Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др. Н.Н. Ушаков «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе» - М., Просвещение, 19

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Я очень люблю сказки, хотя давно уже взрослый человек, а дети их любят тем более. Они с большим удовольствием отправятся в путешествие по сказочному царству. Добрый учитель-волшебник сумеет их заинтересовать, увлечь и научить. Отличная работа, Зоя Григорьевна!!! Спасибо!!!

2 March 2017

Маргарита Владимировна! Благодарю за прекрасный комментарий, за положительную оценку моей работы Зоя.

2 March 2017

Спасибо за творчество, Зоя Григорьевна!

2 March 2017

Татьяна Геннадьевна! Благодарю, что нашли время, оценить мои публикации. Всего доброго! Зоя.

2 March 2017

Очень хорошая работа!

2 March 2017

Юлия Васильевна! Спасибо за тёплые пожелания. Рада видеть Вас на своей странице! Зоя.

2 March 2017

У творческого учителя и подход к любому уроку творческий и с "изюминкой"!

2 March 2017

Наталия Алексеевна! Спасибо за добрые слова, за комментарий, поддержку! И Вам желаю всего самого наилучшего! Зоя.

2 March 2017

Очень понравился сценарий. Интересный материал, яркие фото. Спасибо, Зоя Григорьевна!!!

3 March 2017

Прекрасный материал! Спасибо Вам большое!

21 March 2017

Поздравляю со 2 МЕСТОМ "ЛУЧШИЙ УРОК МЕСЯЦА"!!!

12 April 2017