Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Сказка-загадка В. Даля "Старик-годовик"»
Лексическая тема «Зима» . Материал для чтения «Старик -годовик» по В. Далю
( с использованием технологий РКМЧП и ИКТ)
2 класс, «Школа России»
МБОУ СОШ с.Эрзин
учитель русского языка
и литературного чтения
Ондар Г.О.
Цели.
Обучающие:
Познакомить учащихся со сказкой –загадкой В. Даля «Старик- годовик»; развивать умение бегло читать , делить текст на части в технологии РКМЧП ; находить главную мысль , подробно пересказывать прочитанное; продолжать работу над восприятием художественных образов, представленных в литературе и других жанрах искусства.
Развивающие:
развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную речь учащихся.
Воспитательные:
создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Л.:
- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
П.:
- осуществляет поиск необходимой информации;
-использовать общие приёмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Р.:
- организовывает своё рабочее место и работу;
-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
К.:
- оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма;
- учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.
Приёмы РКМЧП: вызов , осмысление, рефлексия.
Оборудование урока: презентация Microsoft Power Point, учебник «Литературное чтение» О.О. Иргит ; С.Д .Корген-оол
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная |
Необходимое техническое оборудование: 1 ПК для учителя и мультимедийный проектор, экран, установленное на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля. |
Структура и ход урока:
1. Организационная часть.
2. Актуализация знаний.
3. Сообщение нового материала.
4. Физминутка.
5. Закрепление изученного материала.
6. Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели).
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
8. Комментированное выставление оценок.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
1 |
Организационная часть |
Презентация Power Point (слайд 1-4). |
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока, его цели и задач. Демонстрация слайда 1. |
Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке. При помощи наводящих вопросов самостоятельно отгадывают первую загадку. |
1 мин |
||
2 |
Актуализация материала |
Презентация Power Point (слайды 5-10) - Назовите зимние месяцы ( декабрь , январь , февраль ) -Какое время года предшествует зиме ? Назовите его последний месяц. (осень, ноябрь). - Какое время наступает после зимы? Назовите его первый месяц. ( весна , март) Демонстрация слайда 5-8. Учитель: Помни: вопрос – твой помощник! Демонстрация слайда 9-10. . - Прочитайте , пожалуйста , стихотворения великих русских поэтов о зиме. ( домашняя работа) Дети читают стихотворения о зиме |
Отвечают на вопросы учителя Чтение текста с применением приёма «Стоп» |
8 мин |
|||
3 |
Сообщение нового материала |
Иллюстрации картинок к теме "Старик-годовик" (11-15) Представляет новый материал в виде иллюстраций . Используя материалы ЭОР, предлагает детям самостоятельно ответить на вопросы Беседа по материалам слайда - Какие же загадки предлагает нам автор отгадать? - Что за птицы вылетели из рукава Старика-годовика? - Какие это 4 крыла у каждой птицы? - Какие 7 перьев в каждом крыле? - Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – чёрная? - Наша задача – ответить на эти вопросы. Чтение сказки, ответы на вопросы. |
Чтение текста с применением приёма «Стоп» Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, отвечают на вопросы учителя, знакомятся с новым материалом. Отгадывают вторую загадку . Отгадывают третью загадку Правильно определяют времена года. Отгадывают четвёртую загадку. Завершают работу и получают результаты ее выполнения. |
10 мин |
|||
4 |
Физминутка |
Мультимедиа Презентация Power Point (слайд 16). |
Проводит физминутку (гимнастику для рук и плеч) в целях снятия напряжения и усталости рук и плеч на начальном этапе утомления, что способствует положительному эмоциональному фону на уроке. |
Выполняют гимнастику для рук и плеч под электронным сопровожденим. |
1 мин |
||
5 |
Закрепление изученного материала |
Иллюстрации картин времён года (17-30) Материал в виде иллюстраций. Контролирует, помогает учащимся при возникновении затруднений. - Мы с вами ответили на все 4 вопроса – загадки Даля. - Сейчас я вам загадаю 3 загадки, а вы соотнесите каждую с вопросом Даля. - Есть 7 братьев – годами равные, а именами разные.(неделя. Вторая загадка Даля) - Стоит дерево: с одной стороны листья белые, с другой-черные. (день и ночь. Четвёртая загадка Даля) - Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. ( 12 месяцев. 1 загадка) - А в чём же заключается главная загадка Даля? Кто же такой старик-годовик? ( это год) - В чём волшебство (сказочность ) этого произведения? ( в жизни не бывает такого старика-годовика) - По заголовку мы догадались, что это за старик? - Что отражает заглавие? (тему сказки) - Тема сказки – волшебник Старик-годовик - В чём главная идея сказки? Подтвердите ответ. Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность. Помогает сформулировать ответы |
Знакомятся с загадками и находят отгадки |
10 мин |
|||
5 |
Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели). |
Иллюстрации времён года(31-34) Материал в виде иллюстраций. - Мы с вами ответили на все 4 вопроса – загадки Даля. - Сейчас я вам загадаю 3 загадки, а вы соотнесите каждую с вопросом Даля. - Есть 7 братьев – годами равные, а именами разные.(неделя. Вторая загадка Даля) - Стоит дерево: с одной стороны листья белые, с другой-черные. (день и ночь. Четвёртая загадка Даля) - Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. ( 12 месяцев. 1 загадка) - А в чём же заключается главная загадка Даля? Кто же такой старик-годовик? ( это год) - В чём волшебство (сказочность ) этого произведения? ( в жизни не бывает такого старика-годовика) - По заголовку мы догадались, что это за старик? - Что отражает заглавие? (тему сказки) - Тема сказки – волшебник Старик-годовик - В чём главная идея сказки? Подтвердите ответ. Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность. Помогает сформулировать выводы. |
Самостоятельно обобщают и делают собственные выводы. Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна…Наступает день, ночь… |
11 мин |
|||
6 |
Записывают домашнее задание в дневниках. |
2 мин |
|||||
7 |
Комментирован- ное выставление оценок |
Презентация Power Point (слайд ) (35) |
Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставляет оценки за урок. Учитель: -Спасибо за урок! |
Анализируют результаты своей работы на уроке. |
2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
В.Даль . Старик-годовик ( Сказка-загадка)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР и ЦОР.
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР. |
1 |
Для чего нужна речь? |
Мультимедиа |
видеофрагмент |
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/af77fc33-619e-4b92-9e56-1a3ec3abdaa1/view/ |
2 |
Времена года |
Демонстра ционный
|
Презентация
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3c537db9-a7e3-4907-bbeb-55bf6ca5a206/111603/ |
3 |
Голоса птиц |
Демонстрационный |
аудиофрагмент |
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/69d1277e-dfb0-65fd-a6da-6baa91ee5c76/108604/?interface=catalog&class=47&subject=8
|