12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузьмина Наталья Сергеевна310
Работаю учителем начальных классов в сельской школе, стаж педагогической работы работы 25 лет, в должности учителя начальных классов 15 лет, все эти годы учусь вместе со своими учениками,совершенствуя свой профессиональный опыт
Россия, Тверская обл., с. Михайловское

«Миллиметр»

Конспект урока по математике во 2 классе

(УМК «Школа России»)

 

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

Личностные:

-проявлять готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;

- проявлять доброжелательность, уважительное отношение к иному мнению, осознавать ответственность за общее дело.

Метапредметные:

Регулятивные

-уметь контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения;

-выполнять действия по намеченному плану;

-ориентироваться в учебнике;

-создавать алгоритм деятельности для решения учебной задачи.

Познавательные

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

-ориентироваться в своей системе знаний - отличать новое от уже известного;

Коммуникативные

-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и высказывать свою позицию;

- обмениваться мнениями, уметь слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания;

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Предметные:

-пользоваться новой единицей измерения;

-преобразовывать более мелкие единицы измерения в более крупные;

-сравнивать именованные числа;

-работать с материалом учебника.

Оборудование: учебник «Математика» 2 класс, 1ч./М.И. Моро и др.; ленты с числами для выполнения задания на этапе актуализации знаний (на каждую парту); линейка; на каждого учащегося по три полоски: красная – 3 см, зелёная – 12 см, жёлтая – 7 мм; персональный компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

 

Ход урока:

Самоопределение к учебной деятельности

 

 

Запись на интерактивной доске (слайд 2):

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

-Как вы понимаете эти слова? (Учимся чему-то новому, становимся умнее, грамотнее.)

-Сегодняшний день не станет исключением, потому что мы пополним наш багаж знаний, станем умнее.

Актуализация знаний

Слайд 3.

-Работая в парах, выполните вычисления и расшифруйте ключевые слова нашего урока. (Дети выполняют вычисления и вписывают в окошечки буквы (ленты с ответами, куда надо вписать буквы, на столах).

1 слово 2 слово

7 + 7 =…(и)                                                8 + 4 =…(и)

18 – 8 =…(е)                                              17 – 10 =…(н)

6 + 5 =….(ч)                                               4 + 9 =…(д)

19 – 10 =…(в)                                            14 – 4 =…(л)

13 – 13 =…(а)                                            16 – 0 =…(а)

20 – 1 =…(л)

0 + 12 =…(н)

 

9

10

19

14

11

14

12

0

 

 

 

 

 

 

 

 

13

10

12

7

16

 

 

 

 

 

 

 


 


 

-Проверим, что у вас получилось (открываются слова: величина, длина), отобразите результат работы на шкале «Волшебной линеечки». (Слайд 4, первые два клика; осуществляют самооценку)

-Какие единицы измерения длины вы уже знаете? (Сантиметр, дециметр)

2) -Выразите в сантиметрах заданные меры длины:

1 дм; 1 дм 2 см; 2 дм; 1 дм 5 см; 1 дм 9 см.

3)- Сравните заданные меры длины:

1 дм * 18 см

14 см * 1 дм 2 см

16 см * 1 дм 6 см

(Коллективное выполнение заданий №2, №3 с комментированием (устно); на слайде 4 после каждого объяснения открываем ответ)

Постановка учебной проблемы

 

У учащихся на партах три полоски из цветной бумаги: красная – 3см, зелёная – 12 см, жёлтая – 7 мм.

-Возьмите линейки, измерьте длину красной полоски. Чему она равна? (Длина красной полоски 3см)

-Чему равна длина зелёной полоски? (Длина зелёной полоски равна 12 см)

-Выразите 12 см в дециметрах и сантиметрах (12 см - это 1 дм и 2 см)

-Измерьте длину жёлтой полоски. (Её нельзя измерить сантиметрами)

-Восстановим действия, которые вы выполняли и зафиксируем место, где возникло затруднение. (Алгоритм по ходу ответов детей открываем на слайде 5)

-Каков был ваш1 шаг? (Прикладывали линейку к полоске)

1) Прикладываем линейку к полоске (Открыть шаг алгоритма на слайде 5)

-Что делали дальше? (Прикладывали полоску так, чтобы её начало совпало с отметкой 0

2) Совмещаем 0 на линейке с началом полоски (Кликая на слайде 5, открываем следующий шаг)

-Каков был следующий ваш шаг? (Смотрели, с какой отметкой совпадает её конец. Число, соответствующее этой отметке и есть длина полоски

3)Определяем число, соответствующее концу полоски. Это длина полоски. (Кликая на слайде 5, открываем следующий шаг)

-В чём возникло затруднение? (Конец полоски не совпал с отметкой (большой чёрной чёрточкой), обозначающей сантиметры. Длина полоски меньше 1 см, не знаем единиц измерения более мелких, чем сантиметр)

-Что нам предстоит сегодня выяснить? (Существуют ли более мелкие единицы измерения длины, чем сантиметр?)

На доске фиксируется вопрос (Слайд 6):

Существуют ли более мелкие единицы измерения длины?

- Это задача нашего урока.

 

Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания)

 

-Каким инструментом мы пользовались для измерения длины полосок? (Мы пользовались линейкой)

-Этот инструмент позволит вам самим найти способ решения проблемы.

-Положите перед собой линейку. Рассмотрите её.

-Какие у вас возникли гипотезы? (Кликаем, на слайде 6 появляется слово «гипотезы») (На линейке мы видим уже знакомые нам большие чёрточки с цифрами, обозначающими сантиметры, а между ними есть чёрточка покороче, отрезок между большой чёрточкой и средней, возможно, более мелкая единица измерения)

(Кликаем, на слайде 6 появляется 1 гипотеза)

-Как проверить эту гипотезу? (Воспользуемся нашим алгоритмом измерения)

-Узнайте длину жёлтой полоски, используя этот отрезок за единицу измерения. (Не получается, конец полоски не совмещается с первой средней чёрточкой и не доходит до следующей)

-Значит? (Этот отрезок неудобно использовать как более мелкую единицу измерения)

(Кликаем, на слайде 6 перечёркивается 1 гипотеза)

-Какие ещё есть гипотезы? (На линейке между большими чёрточками, обозначающими сантиметры, есть ещё самые маленькие чёрточки, отрезок между этими чёрточками может быть единицей измерения.

(Кликаем, на слайде 6 появляется 2(решающая) гипотеза)

- Работая по алгоритму и используя отрезок между маленькими чёрточками за единицу измерения, узнайте длину жёлтой полоски.

Один из учащихся проговаривает свои действия вслух:

1)Прикладываем линейку к полоске;

2)Совмещаем 0 на линейке с началом полоски;

3)Определим число отрезков между маленькими чёрточками от о на линейки до чёрточки, с которой совпал конец жёлтой полоски. Их семь.

-Вы смогли сосчитать, значит, можно использовать отрезок между двумя маленькими чёрточками за более мелкую, чем сантиметр, единицу измерения? (Можно)

- Мы устранили затруднение полностью? (Нет, мы ещё не знаем, как называется эта единица измерения)

-Где мы это можем узнать? (В учебнике)

-Откройте учебник на с.10 и прочитайте сведения рядом с красной чертой.

-Как называется новая единица измерения? (Миллиметр)

(Кликаем, на слайде 6 появляется слово «миллиметр»)

Сформулируйте определение. (Миллиметр- более мелкая единица измерения длины)

-Теперь проверим по учебнику, правильно ли мы сформулировали определение.

(Один из учащихся зачитывает вслух определение с.10)

Физминутка:

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

 

Воспроизведение нового

Сформулируйте тему урока. (Миллиметр)

(На слайде 7 открывается тема урока)

- Вернёмся к заданию, которое мы не смогли полностью выполнить в начале урока. Чему равна длина жёлтой полоски? (7 мм)

-Обратите внимание на правописание слова «миллиметр»(Кликом показываем на слайде правописание удвоенной согласной) Математики решили, что слово «миллиметр» очень длинное и неудобное для записи, и договорились обозначать эту единицу измерения кратко двумя буквами: мм. Например, длина жёлтой полоски 7 мм (Кликом открываем запись на слайде 7)

- Сосчитайте, сколько миллиметров в 1 см (Дети считают по линейке)

-Запишем в тетрадях (учитель записывает на доске)

1 см = 10 мм (Кликом открываем запись на слайде 7)

-Какие вопросы вы можете задать друг другу по сегодняшней теме?

(Примеры вопросов:

-А сколько миллиметров в: 5 см;7 см;10 см?

-Что удобно измерять в миллиметрах? Приведите примеры таких предметов)

Первичное закрепление

 

Работа по учебнику:

1 (с.10)

-Выполните задание в парах, по очереди показывая друг другу заданную величину.

(Показывают на линейке друг другу заданные величины. Взаимопроверка. Самооценка по «Волшебной линеечке»)

Самостоятельная работа с самопроверкой

 

Работа по учебнику: №2 (с.10)

-Выполните самостоятельно №2 на с.10 (Кликая на слайде 8, открываем задание самостоятельной работы)

3 см 5 мм = 35 мм

5 см = 50 мм

-Проверьте работу по образцу(Кликом на слайде 8 открываем образец выполнения задания) и покажите результат на «Волшебной линеечке»

Включение нового в систему знаний

 

3 (с.10) – коллективное выполнение с комментированием:

-Как сравнить первые два числа?

(1 см – это 10 мм. 10 мм больше, чем 9 мм. Значит, 1 см > 9 мм)

Остальные выражения разбираются аналогично.

Повторение

 

1) Работа по учебнику: №4 (с.10)

-Прочитайте задачу. Назовите условие задачи. (Высота ёлочки весной была 7 дм, за лето она выросла на 20 см)

- Какое несоответствие вы заметили? (Разные единицы измерения)

-В каких единицах нужно выразить длину, чтобы было удобнее решать? (В сантиметрах, так как однозначные числа проще вычислять)

-Что будете узнавать в задаче? (Высоту ёлочки к осени)

-Кто желает выполнить работу и получить отметку? (Один учащийся решает задачу у доски, проверяет решение по образцу(слайд 9), работа оценивается с использованием «Алгоритма самооценки»)

Коллективное выполнение с комментированием (устно) №5 (с.10)

-Что будем выполнять? (Вычисления с именованными числами)

- Когда нам придётся преобразовывать единицы измерения? (Когда действие выполняется с разноименными единицами измерения)

Рефлексия деятельности

-С какой единицей длины познакомились сегодня на уроке? (Слайд 10)

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

-А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

-Мы с вами хорошо потрудились.

Домашнее задание:с.10, №6; задание из рубрики «Проверь себя»; выучить определение. (Слайд 10)

Молодцы, спасибо за урок! (Слайд 11)

 

Список использованной литературы

Математика. 2 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.- М. : Просвещение, 2017;

Поурочные разработки по математике. 2 класс./ Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2018;

Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика/ Е.Л. Мельникова. – М.: Баласс, 2015

Источники иллюстраций
1. Перо: ссылка

2. Работа в парах: ссылка

3. Мальчик с линейкой: ссылка

4. Линейка: ссылка

5. Миллиметр: ссылка

6. Линейка: ссылка

7. Колокольчик: ссылка

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.