Конспект урока по математике на тему «Миллиметр» (2 класс)
«Миллиметр»
Конспект урока по математике во 2 классе
(УМК «Школа России»)
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые результаты:
Личностные:
-проявлять готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
- проявлять доброжелательность, уважительное отношение к иному мнению, осознавать ответственность за общее дело.
Метапредметные:
Регулятивные
-уметь контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения;
-выполнять действия по намеченному плану;
-ориентироваться в учебнике;
-создавать алгоритм деятельности для решения учебной задачи.
Познавательные
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
-ориентироваться в своей системе знаний - отличать новое от уже известного;
Коммуникативные
-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и высказывать свою позицию;
- обмениваться мнениями, уметь слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания;
- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
Предметные:
-пользоваться новой единицей измерения;
-преобразовывать более мелкие единицы измерения в более крупные;
-сравнивать именованные числа;
-работать с материалом учебника.
Оборудование: учебник «Математика» 2 класс, 1ч./М.И. Моро и др.; ленты с числами для выполнения задания на этапе актуализации знаний (на каждую парту); линейка; на каждого учащегося по три полоски: красная – 3 см, зелёная – 12 см, жёлтая – 7 мм; персональный компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Ход урока:
Самоопределение к учебной деятельности
Запись на интерактивной доске (слайд 2):
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»
-Как вы понимаете эти слова? (Учимся чему-то новому, становимся умнее, грамотнее.)
-Сегодняшний день не станет исключением, потому что мы пополним наш багаж знаний, станем умнее.
Актуализация знаний
Слайд 3.
-Работая в парах, выполните вычисления и расшифруйте ключевые слова нашего урока. (Дети выполняют вычисления и вписывают в окошечки буквы (ленты с ответами, куда надо вписать буквы, на столах).
1 слово 2 слово
7 + 7 =…(и) 8 + 4 =…(и)
18 – 8 =…(е) 17 – 10 =…(н)
6 + 5 =….(ч) 4 + 9 =…(д)
19 – 10 =…(в) 14 – 4 =…(л)
13 – 13 =…(а) 16 – 0 =…(а)
20 – 1 =…(л)
0 + 12 =…(н)
9 |
10 |
19 |
14 |
11 |
14 |
12 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
10 |
12 |
7 |
16 |
|
|
|
|
|
-Проверим, что у вас получилось (открываются слова: величина, длина), отобразите результат работы на шкале «Волшебной линеечки». (Слайд 4, первые два клика; осуществляют самооценку)
-Какие единицы измерения длины вы уже знаете? (Сантиметр, дециметр)
2) -Выразите в сантиметрах заданные меры длины:
1 дм; 1 дм 2 см; 2 дм; 1 дм 5 см; 1 дм 9 см.
3)- Сравните заданные меры длины:
1 дм * 18 см
14 см * 1 дм 2 см
16 см * 1 дм 6 см
(Коллективное выполнение заданий №2, №3 с комментированием (устно); на слайде 4 после каждого объяснения открываем ответ)
Постановка учебной проблемы
У учащихся на партах три полоски из цветной бумаги: красная – 3см, зелёная – 12 см, жёлтая – 7 мм.
-Возьмите линейки, измерьте длину красной полоски. Чему она равна? (Длина красной полоски 3см)
-Чему равна длина зелёной полоски? (Длина зелёной полоски равна 12 см)
-Выразите 12 см в дециметрах и сантиметрах (12 см - это 1 дм и 2 см)
-Измерьте длину жёлтой полоски. (Её нельзя измерить сантиметрами)
-Восстановим действия, которые вы выполняли и зафиксируем место, где возникло затруднение. (Алгоритм по ходу ответов детей открываем на слайде 5)
-Каков был ваш1 шаг? (Прикладывали линейку к полоске)
1) Прикладываем линейку к полоске (Открыть шаг алгоритма на слайде 5)
-Что делали дальше? (Прикладывали полоску так, чтобы её начало совпало с отметкой 0
2) Совмещаем 0 на линейке с началом полоски (Кликая на слайде 5, открываем следующий шаг)
-Каков был следующий ваш шаг? (Смотрели, с какой отметкой совпадает её конец. Число, соответствующее этой отметке и есть длина полоски
3)Определяем число, соответствующее концу полоски. Это длина полоски. (Кликая на слайде 5, открываем следующий шаг)
-В чём возникло затруднение? (Конец полоски не совпал с отметкой (большой чёрной чёрточкой), обозначающей сантиметры. Длина полоски меньше 1 см, не знаем единиц измерения более мелких, чем сантиметр)
-Что нам предстоит сегодня выяснить? (Существуют ли более мелкие единицы измерения длины, чем сантиметр?)
На доске фиксируется вопрос (Слайд 6):
Существуют ли более мелкие единицы измерения длины?
- Это задача нашего урока.
Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания)
-Каким инструментом мы пользовались для измерения длины полосок? (Мы пользовались линейкой)
-Этот инструмент позволит вам самим найти способ решения проблемы.
-Положите перед собой линейку. Рассмотрите её.
-Какие у вас возникли гипотезы? (Кликаем, на слайде 6 появляется слово «гипотезы») (На линейке мы видим уже знакомые нам большие чёрточки с цифрами, обозначающими сантиметры, а между ними есть чёрточка покороче, отрезок между большой чёрточкой и средней, возможно, более мелкая единица измерения)
(Кликаем, на слайде 6 появляется 1 гипотеза)
-Как проверить эту гипотезу? (Воспользуемся нашим алгоритмом измерения)
-Узнайте длину жёлтой полоски, используя этот отрезок за единицу измерения. (Не получается, конец полоски не совмещается с первой средней чёрточкой и не доходит до следующей)
-Значит? (Этот отрезок неудобно использовать как более мелкую единицу измерения)
(Кликаем, на слайде 6 перечёркивается 1 гипотеза)
-Какие ещё есть гипотезы? (На линейке между большими чёрточками, обозначающими сантиметры, есть ещё самые маленькие чёрточки, отрезок между этими чёрточками может быть единицей измерения.
(Кликаем, на слайде 6 появляется 2(решающая) гипотеза)
- Работая по алгоритму и используя отрезок между маленькими чёрточками за единицу измерения, узнайте длину жёлтой полоски.
Один из учащихся проговаривает свои действия вслух:
1)Прикладываем линейку к полоске;
2)Совмещаем 0 на линейке с началом полоски;
3)Определим число отрезков между маленькими чёрточками от о на линейки до чёрточки, с которой совпал конец жёлтой полоски. Их семь.
-Вы смогли сосчитать, значит, можно использовать отрезок между двумя маленькими чёрточками за более мелкую, чем сантиметр, единицу измерения? (Можно)
- Мы устранили затруднение полностью? (Нет, мы ещё не знаем, как называется эта единица измерения)
-Где мы это можем узнать? (В учебнике)
-Откройте учебник на с.10 и прочитайте сведения рядом с красной чертой.
-Как называется новая единица измерения? (Миллиметр)
(Кликаем, на слайде 6 появляется слово «миллиметр»)
Сформулируйте определение. (Миллиметр- более мелкая единица измерения длины)
-Теперь проверим по учебнику, правильно ли мы сформулировали определение.
(Один из учащихся зачитывает вслух определение с.10)
Физминутка:
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Воспроизведение нового
Сформулируйте тему урока. (Миллиметр)
(На слайде 7 открывается тема урока)
- Вернёмся к заданию, которое мы не смогли полностью выполнить в начале урока. Чему равна длина жёлтой полоски? (7 мм)
-Обратите внимание на правописание слова «миллиметр»(Кликом показываем на слайде правописание удвоенной согласной) Математики решили, что слово «миллиметр» очень длинное и неудобное для записи, и договорились обозначать эту единицу измерения кратко двумя буквами: мм. Например, длина жёлтой полоски 7 мм (Кликом открываем запись на слайде 7)
- Сосчитайте, сколько миллиметров в 1 см (Дети считают по линейке)
-Запишем в тетрадях (учитель записывает на доске)
1 см = 10 мм (Кликом открываем запись на слайде 7)
-Какие вопросы вы можете задать друг другу по сегодняшней теме?
(Примеры вопросов:
-А сколько миллиметров в: 5 см;7 см;10 см?
-Что удобно измерять в миллиметрах? Приведите примеры таких предметов)
Первичное закрепление
Работа по учебнику:
№1 (с.10)
-Выполните задание в парах, по очереди показывая друг другу заданную величину.
(Показывают на линейке друг другу заданные величины. Взаимопроверка. Самооценка по «Волшебной линеечке»)
Самостоятельная работа с самопроверкой
Работа по учебнику: №2 (с.10)
-Выполните самостоятельно №2 на с.10 (Кликая на слайде 8, открываем задание самостоятельной работы)
3 см 5 мм = 35 мм
5 см = 50 мм
-Проверьте работу по образцу(Кликом на слайде 8 открываем образец выполнения задания) и покажите результат на «Волшебной линеечке»
Включение нового в систему знаний
№3 (с.10) – коллективное выполнение с комментированием:
-Как сравнить первые два числа?
(1 см – это 10 мм. 10 мм больше, чем 9 мм. Значит, 1 см > 9 мм)
Остальные выражения разбираются аналогично.
Повторение
1) Работа по учебнику: №4 (с.10)
-Прочитайте задачу. Назовите условие задачи. (Высота ёлочки весной была 7 дм, за лето она выросла на 20 см)
- Какое несоответствие вы заметили? (Разные единицы измерения)
-В каких единицах нужно выразить длину, чтобы было удобнее решать? (В сантиметрах, так как однозначные числа проще вычислять)
-Что будете узнавать в задаче? (Высоту ёлочки к осени)
-Кто желает выполнить работу и получить отметку? (Один учащийся решает задачу у доски, проверяет решение по образцу(слайд 9), работа оценивается с использованием «Алгоритма самооценки»)
Коллективное выполнение с комментированием (устно) №5 (с.10)
-Что будем выполнять? (Вычисления с именованными числами)
- Когда нам придётся преобразовывать единицы измерения? (Когда действие выполняется с разноименными единицами измерения)
Рефлексия деятельности
-С какой единицей длины познакомились сегодня на уроке? (Слайд 10)
-Какие задания вы выполняли с удовольствием?
-А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
-Мы с вами хорошо потрудились.
Домашнее задание:с.10, №6; задание из рубрики «Проверь себя»; выучить определение. (Слайд 10)
Молодцы, спасибо за урок! (Слайд 11)
Список использованной литературы
Математика. 2 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.- М. : Просвещение, 2017;
Поурочные разработки по математике. 2 класс./ Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2018;
Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика/ Е.Л. Мельникова. – М.: Баласс, 2015
Источники иллюстраций
1. Перо: ссылка
2. Работа в парах: ссылка
3. Мальчик с линейкой: ссылка
4. Линейка: ссылка
5. Миллиметр: ссылка
6. Линейка: ссылка
7. Колокольчик: ссылка