Конспект урока по математике в 1 классе «Килограмм»
Конспект урока
по математике
1 класс УМК «Школа России»
Тема урока: Килограмм
Цели урока: помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях; развития навыков счёта; закрепления знаний терминов «слагаемое», «сумма».
Планируемые результаты:
Предметные: знать единицу измерения массы – килограмм; уметь использовать термины «слагаемое», «сумма».
Метапредметные:
Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь применять математические знания для решения учебно-практических задач, использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств.
Личностные: участвуют в организации исследовательского пространства.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: системно-деятельностный подход, проблемного обучения, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающие.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, тетрадь, ноутбук, телевизор, презентация, 2 одинаковые коробки, весы, предметы для взвешивания (коробка сахара 1 кг, пачка соли 1 кг, гири, таблицы с новыми словами (масса, весы, килограмм).
Ход урока
I. Организационный момент.
Тут затеи, и задачи, игры,
шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи. За работу, в добрый час!
II. Актуализация знаний.
1. Устный счет.
«Поднимись по лесенке»
|
|
|
|
|
? |
|
|
|
|
– 6 = 0 |
|
|
|
|
– 2 = |
|
|
|
|
+ 5 = |
|
|
|
|
9 – 6 = |
|
|
|
|
1 + 8 = |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Угадайте, о каком числе идет речь:
- оно больше 6 на 2, его соседями являются числа 7 и 9? (8);
- что еще можете сказать о числе 8? (состав числа, предшествующее, последующее числа);
- первое слагаемое 5, второе 4. Чему равно значение суммы? (9);
- покажите число, которое на 1 меньше 7. (6);
- я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 7. Какое число я задумала? (4);
- уменьшаемое 9, вычитаемое 6. Чему равно значение разности? (3);
- на сколько 7 меньше 9? (на 2).
3. Скажите ребята:
- Что такое исследование? (Изучение какого-либо предмета или явления.)
- Кто такой исследователь? (Человек, который занимается исследованием.)
- Сегодня, мы с вами – исследователи. Но для этого необходимо быть очень вдумчивыми, внимательными и наблюдательными. А чтобы работа была успешной – улыбнитесь друг другу.
III. Изучение нового материала.
Проблемная ситуация.
- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? (Цвет, форма и размер одинаковые).
- Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия? (Предположения)
- Каким способом можно убедиться, что коробки разные? (взять в руки)
- Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее)
- А как же называется такое свойство предметов?
- На доске выставляется слово «Масса».
IV. Знакомство с весами.
- Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.)
- Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника).
- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).
- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника) (дети заканчивают предложение).
- Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки) (предложение заканчивают дети).
- А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников? (Масса одного учебника равна массе другого учебника).
- Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).
- Правильно, массу предметов измеряют весами. (На доску вывешивается слово «весы» )
- Где в жизни вы встречали весы?
- Люди каких профессий используют в своей деятельности весы?
- У кого родители используют весы? Для чего?
V. Физкультминутка.
VI. Работа с ноутбуком. Рассматривание слайдов.
- Весы бывают разные: чашечные, электронные, аптечные, механические. (рассматривание слайдов).
- Подойдите к столу и рассмотрите весы. Какие они: электронные или механические?
- - Теперь я предлагаю вам сравнить массу муки и массу сахара. (Учитель предлагает вниманию детей один пакет с мукой, другой с сахаром. Дети высказывают предположения о том, масса чего больше.)
Проблемная ситуация:
- Запишите на доске неравенство. (Дети испытывают затруднение. Мы не можем записать неравенство, т. к не знаем массу муки и массу сахара.)
- Как нам определить эти массы? (надо их измерить)
- Кто знает как измеряется масса? (весами)
- Сегодня вы познакомитесь с единицей, которой измеряется масса – это килограмм (записывают в тетрадь). На доске открывается второе слово темы «Килограмм».
- Учитель демонстрирует на экране фото эталона килограмма и говорит, что он хранится во Франции.
- Показывает предметы, которые имеют массу ровно 1 кг.
- В математике слово «килограмм» принято писать сокращенно: кг, например: 1 кг, 2 кг, 3 кг и т. д.
- Прочитайте записи: 3 кг, 4 кг, 6 кг, 7 кг.
С помощью весов измеряют массу муки и сахара и записывают неравенство. Запись на доске 2 кг >1кг.
VII. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
– Рассмотрите рисунки задания 1. Что легче: арбуз или гиря? (Арбуз, так как чаша с арбузом расположена выше, чем чаша с гирей.)
– Узнайте массу пакета с мукой. (3 кг, так как на правой чаше весов – гиря, которая весит 5 кг, а на левой – пакет с мукой и гиря в 2 кг. Весы находятся в равновесии, значит, если из 5 кг вычесть 2 кг (массу гири), останется 3 кг – масса пакета с мукой.)
– Как можно с помощью гирь в 1 кг, 2 кг и 5 кг взвесить 3 кг, 7 кг, 4 кг?
(3 кг: на правую чашу весов поставить гири 1 кг и 2 кг.
7 кг: на правую чашу весов поставить гири в 2 кг и 5 кг.
4 кг: на правую чашу весов поставить гирю в 5 кг, а на левую (ту, на которой взвешивается предмет) – гирю в 1 кг. 5 кг – 1 кг = 4 кг.)
Аналогично выполняется задание 2.
2. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
- Давайте исследуем весовой товар. Если товар весовой , выберите и подчеркните товар.
- Ананас 3кг, линейка15 см, мука10кг, 1 пачка чая , 2 коробки с машинками, 4 пакета сока, тыква 7кг, арбуз 5 кг.
- Сделайте взаимопроверку. Кто правильно выбрал товар? Кто допустил ошибку? Кому нужна тренировка? (Дети осуществляют самопроверку по образцу).
VIII. Физкультминутка.
IX. Закрепление навыков счёта.
Учащиеся по таблице составляют выражения и находят их значения (задание 5, с. 37 учебника).
Например: Первое слагаемое – 6, второе слагаемое – 2, значение суммы – 8.
Значение суммы – десять, первое слагаемое – семь, второе слагаемое – три.
Значение суммы – восемь, второе слагаемое – три, первое слагаемое – пять. И т. д.
Учащиеся устно (с подробным объяснением) решают выражения из задания 4 (с. 37 учебника), а затем самостоятельно (с последующей самопроверкой с контрольного листа) выполняют задание 3 (с. 21 тетради).
X. Работа с геометрическим материалом (с. 37 учебника).
Выполняя задание 3, ученики измеряют длину отрезков и определяют, на сколько сантиметров розовый отрезок длиннее голубого.
В задании 7 на смекалку учащиеся должны найти «вырезанную» фигуру.
Ответ: фигура № 3.
XI. Работа над развитием наблюдательности, логического мышления (задание 6, с. 37 учебника).
Решение:
Порезали в салат |
7 |
6 |
5 |
Осталось |
1 |
2 |
3 |
XII. Рефлексия.
Оцените работу на уроке «светофором».
XIII. Итог урока.
Вопросы:
- Что нового узнали на уроке? Что мы исследовали?
- Что вас особенно заинтересовало?
- Что бы ещё хотелось выполнить?
- Назовите единицу массы?
- Где вам пригодилась эта величина?
- Что вы можете дома взвесить?