Конспект урока по математике в 1 классе «Килограмм»

0
0
Материал опубликован 12 December 2018

Конспект урока

по математике 

1 класс УМК «Школа России»

 

Тема урока: Килограмм

Цели урока: помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях; развития навыков счёта; закрепления знаний терминов «слагаемое», «сумма».

Планируемые результаты:

Предметные: знать единицу измерения массы – килограмм; уметь использовать термины «слагаемое», «сумма».

Метапредметные:

Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: уметь применять математические знания для решения учебно-практических задач, использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств.

Личностные: участвуют в организации исследовательского пространства.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: системно-деятельностный подход, проблемного обучения, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающие.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник, тетрадь, ноутбук, телевизор, презентация, 2 одинаковые коробки, весы, предметы для взвешивания (коробка сахара 1 кг, пачка соли 1 кг, гири, таблицы с новыми словами (масса, весы, килограмм).

 

Ход урока

I.                   Организационный момент.

Тут затеи, и задачи, игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи. За работу, в добрый час!

 

II.                Актуализация знаний.

1.      Устный счет.

«Поднимись по лесенке»

 

 

 

 

 

?

 

 

 

 

– 6 = 0

 

 

 

 

– 2 =

 

 

 

 

+ 5 =

 

 

 

 

9 – 6 =

 

 

 

 

1 + 8 =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Угадайте, о каком числе идет речь:

-        оно больше 6 на 2, его соседями являются числа 7 и 9? (8);

-        что еще можете сказать о числе 8? (состав числа, предшествующее, последующее числа);

-        первое слагаемое 5, второе 4. Чему равно значение суммы? (9);

-        покажите  число, которое на 1 меньше 7. (6);

-        я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 7. Какое число я задумала? (4);

-        уменьшаемое 9, вычитаемое 6. Чему равно значение разности? (3);

-        на сколько 7 меньше 9? (на 2).

3.      Скажите ребята:

-     Что такое исследование? (Изучение какого-либо предмета или явления.)

-     Кто такой исследователь?  (Человек, который занимается исследованием.)

-     Сегодня, мы с вами – исследователи. Но для этого необходимо быть очень вдумчивыми, внимательными и наблюдательными. А чтобы работа была успешной – улыбнитесь друг другу.

 

III.             Изучение нового материала.

Проблемная  ситуация.

-        Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? (Цвет, форма и  размер одинаковые).

-        Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия? (Предположения)

-        Каким способом можно убедиться, что коробки разные? (взять в руки)

-        Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее)

-        А как же называется такое свойство предметов?

-        На доске выставляется слово «Масса».

 

IV.             Знакомство с весами.

-        Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.)

-        Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника).

-        Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).

-        Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы     тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника) (дети заканчивают предложение).

-        Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки) (предложение заканчивают дети).

-        А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников? (Масса одного учебника равна массе другого учебника).

-        Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).

-        Правильно, массу предметов измеряют весами. (На доску вывешивается слово «весы» )

-        Где в жизни вы встречали весы?

-        Люди каких профессий используют в своей деятельности весы?

-        У кого родители используют весы? Для чего?

 

V.                Физкультминутка.

 

VI.             Работа с ноутбуком. Рассматривание  слайдов.

-     Весы бывают разные: чашечные, электронные, аптечные, механические. (рассматривание слайдов).

-     Подойдите к столу и рассмотрите весы. Какие они: электронные или механические?

-     - Теперь я предлагаю вам сравнить массу муки и массу сахара. (Учитель предлагает вниманию детей  один пакет с мукой, другой с сахаром. Дети высказывают предположения о том,  масса чего  больше.)

Проблемная ситуация:

-     Запишите на доске неравенство. (Дети испытывают затруднение. Мы не можем записать неравенство, т. к не знаем массу  муки и массу сахара.)

-     Как нам определить эти массы? (надо их измерить)

-     Кто знает как измеряется масса? (весами)

-     Сегодня вы познакомитесь с единицей, которой измеряется масса – это килограмм (записывают в тетрадь). На доске открывается второе слово темы «Килограмм».

-     Учитель демонстрирует на экране фото эталона килограмма и говорит, что он хранится во Франции.

-     Показывает предметы,  которые имеют массу ровно 1 кг.

-     В математике слово «килограмм» принято писать сокращенно: кг, например: 1 кг, 2 кг, 3 кг и т. д.

-     Прочитайте записи: 3 кг, 4 кг, 6 кг, 7 кг.

С помощью весов измеряют массу муки и сахара и записывают неравенство. Запись на доске 2 кг >1кг.

 

VII.          Закрепление изученного материала.

1.      Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунки задания 1. Что легче: арбуз или гиря? (Арбуз, так как чаша с арбузом расположена выше, чем чаша с гирей.)

– Узнайте массу пакета с мукой. (3 кг, так как на правой чаше весов – гиря, которая весит 5 кг, а на левой – пакет с мукой и гиря в 2 кг. Весы находятся в равновесии, значит, если из 5 кг вычесть 2 кг (массу гири), останется 3 кг – масса пакета с мукой.)

– Как можно с помощью гирь в 1 кг, 2 кг и 5 кг взвесить 3 кг, 7 кг, 4 кг?

(3 кг: на правую чашу весов поставить гири 1 кг и 2 кг.

7 кг: на правую чашу весов поставить гири в 2 кг и 5 кг.

4 кг: на правую чашу весов поставить гирю в 5 кг, а на левую (ту, на которой взвешивается предмет) – гирю в 1 кг. 5 кг – 1 кг = 4 кг.)

Аналогично выполняется задание 2.

2.                      Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

-     Давайте исследуем весовой товар.   Если товар весовой , выберите  и подчеркните товар.

-     Ананас   3кг,  линейка15 см,  мука10кг,  1 пачка чая ,  2 коробки с машинками,  4 пакета сока, тыква 7кг,  арбуз 5 кг.

-     Сделайте взаимопроверку. Кто правильно выбрал товар? Кто допустил ошибку? Кому нужна тренировка? (Дети осуществляют самопроверку по образцу).

 

VIII.                Физкультминутка.

 

IX.        Закрепление навыков счёта.

Учащиеся по таблице составляют выражения и находят их значения (задание 5, с. 37 учебника).

Например: Первое слагаемое – 6, второе слагаемое – 2, значение суммы – 8.

Значение суммы – десять, первое слагаемое – семь, второе слагаемое – три.

Значение суммы – восемь, второе слагаемое – три, первое слагаемое – пять. И т. д.

Учащиеся устно (с подробным объяснением) решают выражения из задания 4 (с. 37 учебника), а затем самостоятельно (с последующей самопроверкой с контрольного листа) выполняют задание 3 (с. 21 тетради).

 

X.     Работа с геометрическим материалом (с. 37 учебника).

 

Выполняя задание 3, ученики измеряют длину отрезков и определяют, на сколько сантиметров розовый отрезок длиннее голубого.

В задании 7 на смекалку учащиеся должны найти «вырезанную» фигуру.

Ответ: фигура № 3.

 

XI.        Работа над развитием наблюдательности, логического мышления (задание 6, с. 37 учебника).

Решение:

Порезали в салат

7

6

5

Осталось

1

2

3

 

XII.                   Рефлексия.

Оцените работу на уроке «светофором».

XIII.                Итог урока.

Вопросы:

-     Что нового узнали на уроке? Что мы исследовали?

-     Что вас особенно заинтересовало?

-     Что бы ещё хотелось выполнить?

-     Назовите единицу массы?

-     Где вам пригодилась эта величина?

-     Что вы можете дома взвесить?

 

Комментарии
Комментариев пока нет.