12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мария39



Автор

Петракова Мария Сергеевна

Тема

Единицы массы - килограмм

Предмет

Математика

УМК

Школа России

Класс

1 класс

Используемое оборудование

Учебник. Математика. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. 1 класс.

Техническое оборудование: компьютер для учителя, мультимедийный проектор, экран.

Учебные материалы: учебник, тетрадь, сигнальные карточки (зеленого и красного цветов), презентация; карточки с заданиями по уровням сложности, компьютер, гири, весы, мультимедийный проектор.

Минимальные требования к программным ресурсам


Подготовка к уроку


Цель

Помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.

Задачи:


Учебные: познакомить с правилами сложения и вычитания масс; продолжить закрепление знаний об общем принципе измерения величин.

Развивающие: познакомить с новой величиной- массой и единицей её измерения – килограммом; создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи, обогащать и усложнять словарный состав, развивать барическое чувство – сравнивать массу предметов с помощью собственных рук; учить самооценке.

Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе, воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативную культуру, учить взаимодействию.

Планируемые результаты

Личностные: формирование и развитие коммуникативных умений, умения работать в парах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников

Метапредметные: умение самостоятельно ставить цели, составлять план решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Предметные: сформировать умение взвешивать предметы с точностью до килограмма; сравнивать предметы по массе; упорядочивать пре, располагая их порядке увеличения (уменьшения) массы; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи на определение массы предметов на основе задач изученных видов.

Виды совместной деятельности


Формы работы

Индивидуальная, работа в парах и группах




п/п

Этап и цель урока

Используемые ресурсы

Действия учителя(с указанием действий с оборудованием)

Деятельность ученика (с указанием действий с оборудованием)

Длительность этапа

Вид и форма оценивания

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

1.

Организационный момент



Приветствую обучающихся, проверяю готовность рабочих мест.

Создаю психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.

Устанавливаю контакт

с обучающимися.


Стоят возле рабочих мест, внимательно слушают. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на партах.

Выходит одна девочки и читает стихотворение

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя!

Очень точная наука,

Очень строгая наука –

Это МАТЕМАТИКА.

1 мин













Похвала

Личностные: формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Регулятивные: умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.

Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем.

2.

Мотивация к деятельности формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему.



Толковый словарь

- Сегодня, мы продолжаем изучать такой интересный предмет, как математика. Приведём наш ум в порядок, узнаем новое, а для этого проведём исследование.

- Что такое исследование?


- Кто такой исследователь?


- Сегодня, мы с вами – исследователи.



- С чего начинаем наш урок.


-Устный счет мы проведем в форме игры «Молчанка»

Игра «Молчанка»

- Первое слагаемое 5, второе 4. Чему равно значение суммы?
-Покажите  число, которое на 1 меньше 7.
- Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 7. Какое число я задумала?
- Уменьшаемое 9, вычитаемое 6. Чему равно значение разности?
- На сколько 7 меньше 9?

-Первое слагаемое 2, второе 3. Чему равно значение суммы?





Высказывают свое мнение. Затем одна девочка идет к толковому словарю и читает толкование слов.

Озвучивает понятия:

Исследование- изучение какого-либо предмета или явления)

Исследователь - человек, который занимается исследованием


С устного счета.


Девочки работают с цифровыми веерами. На каждый вопрос они показывают ту цифру, которая является ответом на вопрос



4 мин

















Наблюдение учителя

Личностные: самоопределение, адекватная мотивация.

Регулятивные: умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока.

Познавательные: умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока.

Предметные: осознание значимости изучаемых знаний. Коммуникативные:

строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения.

3.

Целеполагание, постановка проблемы

Презентация

1. Знакомство с массой.

В руках у меня две одинаковые коробочки.

- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать?


?! – Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия?


(Затруднение??? или предположения???)

- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки.


- Что теперь можете сказать?


- А как же называется такое свойство предметов?

- В чем затруднение?


(На доске выставляется слово МАССА.)



- Кто догадался, какая тема нашего урока?



-Чему мы будем учится на данном уроке?


Кладу одну коробку на весы.

- Давайте проверим это, а поможет нам вот такой прибор. Как он называется?

- Давайте послушаем, какую информацию приготовили наши ученицы.





































Какие весы вы знаете? Для взвешивания каких предметов они используются?

- Посмотрите на эти слово. Что интересного заметили в из написании?




Рассматривают коробки. Сравнивают


Цвет, размер одинаковые.


Затем выходят 2 девочки и выясняют, что одна коробка легче, а другая тяжелее.




Высказывают свое предположение.

Мы не знаем как называется такое свойство


После беседы девочки определяют свойство предметов масса.



После беседы девочки самостоятельно формулируют тему урока.

- Тема урока Масса



Затем при помощи учителя формулируют цель урока.

Высказывают предположение, что цель урока: узнать, что такое масса.

Весы


Девочки рассказывают информацию про весы. Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.

Самые ранние обнаруженные в ходе археологических раскопок весы, датируются пятым тысячелетием до нашей эры.

Появление и совершенствование весов в значительной степени стало последствием развития торговли. Вначале этот прибор был очень простым. Египтяне, как и жители Вавилона, использовали устройство, которое походило на коромысло. К его концам крепились емкости для товара и гирь, своей центральной частью оно крепилось на веревке. То есть, находилось в подвешенном состоянии. Такой принцип был и простым, и надежным. Однако он иногда требовал довольно увесистых гирь. В противном случае товар большой массы взвесить не представлялось возможным.

Выход из положения был найден. В XIV веке. Были придуманы подвесные весы, имевшие разные по длине плечи коромысла. Эти весы, названные на Руси безменом, с незначительными изменениями просуществовали до нашего времени. Ими кое-где пользуются и сейчас.


Смотрят презентацию с разными видами весов. а учитель показывает их на рисунках.


-В этих словах есть орфограмма удвоенная согласная.

10 мин

















Работа с наглядными материалами












































































Личностные: развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные: умение преодолевать трудности и препятствия в учебной деятельности.

Познавательные: осмысление значимости знаний, построение логической цепочки рассуждений.

Предметные: слушать задания учителя

сравнивать массу двух одинаковых коробок.

Делать вывод о том, что одна коробка тяжелее, а другая легче. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.


4.

Практическая деятельность обучающихся (исследовательского, творческого характера).



Электронная презентация

- Как находятся чашечки весов?

Кладу одну коробку на весы.

-Посмотрим, что изменилось с весами?

- Какой вывод можно сделать?


- А сейчас посмотрите на экран.

На экране весы в фруктами.

- Прокомментируйте рисунок.

Посмотрите на предметы, какой самый легкий, самый тяжёлый.



- Как мы это можем определить?


- Какой вывод сделаем?



- Выразите массу яблока в клубниках. Что получилось?


1 Ябл. – 5 кл.

Показываю на презентации

1 ЯБЛОКО = 5 КЛУБНИК


- Выразите массу яблока в шоколадках.

- В чём измеряли яблоки?

-ЭТО ДРУГАЯ МЕРКА.


Яблоко = 2 шоколадки – высвечивается на экране


- Получается, что 5 клубник=

2 шоколадкам?


- Какой вывод можно сделать?





.Вывешиваю табличку килограмм.






– В математике слово «килограмм» принято писать сокращенно: кг,

-На одном уровне

Одна чашечка ниже, а другая выше.


- Коробки действительно разные.


Смотрят на экран. Формулируют выводы наблюдений

- На первой картинке масса яблока равна массе апельсина. На второй масса яблока меньше массы груши. На третьей масса яблока больше массы клубники.


По чашечкам весов


- Всех легче клубника, а тяжелее груша.



- Масса яблока равна массе 5 клубник




- мерка – клубника



- Яблоко= 2 шоколадкам.


- Шоколадкой

- Да




- Нам нужно выбрать одинаковую мерку, чтобы сравнить массы.

Одна ученица рассказывает про кг.

Раньше люди пользовались разными мерками: камнями, яблоками и др . Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница.

В античные времена первым стандартом стало хлебное зернышко. В Вавилоне его называли граном. Почему за стандарт приняли зерно? Просто зернышки практически не отличаются друг от друга по весу. Однако использовать такой эталон было сложно. Более 200 лет назад люди придумали мерку и назвали её – килограмм.

10 мин


















Работа с иллюстрациями на экране

Личностные:

умение осуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству.

Уважительное отношение к чужому мнению.

Мотивация к творческому труду, к работе на результат. Регулятивные: принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить их с конечным результатом; осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы, работать по плану, инструкции, алгоритму; находить рациональные способы деятельности, планировать этапы работы, распределять задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда.

Познавательные: умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.

Предметные: рассматривать и комментируют иллюстрацию. Сравнивать предметы на весах

Делать вывод

Слушать

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание, аргументируя свой выбор; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения.




5.

Первичное закрепление

Учебник, рабочая тетрадь

Откройте учебник на стр. 36



-Рассмотрите верхний рисунок. В каком положении находятся чашечки весов?


- Прочитайте задание № 1 (письменно)


-Что вы видите на картинке?


-Что опустилось ниже: гиря или арбуз?


1) Что легче: арбуз или гиря? Почему?




2) Узнайте массу пакета с мукой.

-Как нашли массу пакета с мукой?

-Запишем это выражение в тетрадь

(5кг-2кг=3кг)


3) Как мы можем с помощью гирь в 1кг, 2кг, 5кг взвесить 3кг?

- Как можно записать это высказывание с помощью выражения?

(3кг=2кг+1кг, 7кг=2кг+5кг, 4кг+1кг=5кг)

- 7кг?

- Как записать с помощью выражения?

- 4кг?

- Как записать с помощью выражения?










- Прочитайте задание №2 (устно)


Сравните две иллюстрации.

-Чем они похожи и чем отличаются?


-Известно, что дыня весит 3 кг, а арбуз 5кг. Как привести весы в равновесие?

Девочки открывают учебник и рассматривают рисунок.


-В равновесии




Девочки читают задание. Рассматривают картинки.



- На одной чаше лежит арбуз, а на другой стоит гиря 5 кг.


- Гиря


- Арбуз, т.к. его вес меньше 5 кг.

-Потому, что чаша весов, на которой находится арбуз поднята вверх, а с гирей опущена вниз.


- Масса пакета с мукой 3 кг.

- Из 5 кг вычли 2 кг и получили 3 кг.

Девочки записывают выражение в свои тетради.


- Мы знаем, что 3 это 2 и 1.


- 2 кг + 1 кг = 3 кг

Девочки записывают выражение в тетрадь


Правильная осанка, положение тетради, ручки.


- Мы знаем, что 7 это 2 и 5.


2 кг + 5 кг = 7 кг

Девочки записывают выражение в тетрадь


- Мы знаем, что 4 это 5 минус 1.

5 кг - 1кг = 4 кг

Девочки записывают выражение в тетрадь


Девочки читают задание.


Сравнивают два рисунка. Делают вывод.

- На первом рисунке на одной чаще весов одна дыня, а на другой один арбуз. На втором рисунку на одной чаще весов две дыни, а на другой арбуз и гиря.



- Нужно к дыни поставить гирю в 2 кг.

5 мин

Работа с учебником

Личностные: строить логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: самостоятельно выполнять действия

Предметные: работать с учебником; рассматривать иллюстрацию;

по картинке делать вывод о том, как измерить массу с помощью гирь;

узнать, какие бывают гири

выполнить письменно №1 в тетрадях;

отвечать на вопросы;

устно сравнивать массу дыни и арбуза;

делать вывод, что уравновесить весы можно с помощью еще одной дыни и гири в 1кг.

Коммуникативные: слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя

6.

Физкультминутка



Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:

весы находятся в равновесии;

левая чаша весов опустилась;

правая чаша весов опустилась;

весы находятся в равновесии;

масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;

весы находятся в равновесии;

груз на левой чаше легче;

весы находятся в равновесии.


Девочки повторяют за учителем движения физминутки

2 мин

Наблюдение учителя


7.

Самостоятельная работа


Карточки, презенитация

- Давайте исследуем весовой товар. Выберите и подчеркните товар, если товар весовой,

Работа в группах

Ананас 3 кг, линейка 15 см, мука 10кг, 1 пачка чая , 2 коробки с машинками, 4 пакета сока, тыква 7 кг, арбуз 5 кг.




Уравновесить математические весы (карточка см приложение)

Самопроверка по ключу. –





-Встаньте те, у кого правильно все весы? - 1 весы

- 2 весов


Индивидуальная самостоятельная работа по уровню сложности

(цветные карточки на каждого ребёнка)







Девочки получают карточки для групповой работы. Читают. Обсуждают высказывание каждой и подчеркивают весовой товар. Выполняют задания по карточкам. Девочки работают в группах, соблюдая правила работы в группах.


Получают карточки для работы в паре. Читают. Обсуждают высказывание каждой.

Девочки работают в парах. Высказывают свои предположения в паре.

Выполняют самопроверку по образцу.


Девочки встают






Каждая выходит и самостоятельно выбирает карточку любого цвета. Затем садится на место и приступает к выполнению задания.

После того, как решили примеры девочки расшифровывают слова. Выполняют задание самостоятельно на карточках, осуществляют самопроверку.

Называют слова, которые расшифровали

10 мин

Наблюдение учителя








Коллективная проверка














Я хвалю тех у кого все правильно и подбадриваю тех у кого есть ошибки



Коллективная проверка

Личностные: умение осуществлять учебную деятельность; готовность к сотрудничеству; уважительное отношение к чужому мнению.

Регулятивные: самостоятельно выполнять действия

Предметные: находить товар, который можно взвесить, сравнивать свою работу с образцом

Коммуникативные: слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя


8.

Итог урока.




- Какие новые слова узнали на уроке?

- Урок хочу закончить стихотворением, которое прочитает ваша одноклассница


Масса, килограмм

Рассказывают, что узнали нового на уроке.

Выходит одна девочка и читает стихотворение:


Мы узнали на уроке,

Что такое «килограмм».

Килограммы помогают,

Что угодно взвесить нам.

Можем мы узнать, на сколько

Тяжелее кит слона,

Сколько весит кот мой Васька,

Я и ты, он и она…

2 мин


Личностные: личностное самоопределение.

Регулятивные:

умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности и факторы влияния на ее результативность.

Познавательные:

анализировать достигнутые результаты, выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока.

Коммуникативные:

вступать в диалог с учителем, сотрудничать при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока.

9.

Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции.



Предлагаю три высказывания и прошу девочек самостоятельно определить какая гиря будет относится к каждому высказыванию

«Я вообще-то молодец. Но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся»

«Я молодец. Мне сегодня было трудно, но я справился»

«Я молодец, справился сам.»


- Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!

-По аплодируйте сами себе.


Девочки самостоятельно определяют, какая гиря будет относится к каждому высказыванию.

Затем каждая самостоятельно оценивает свою работу на уроке.








Девочки аплодируют.

1 мин


Личностные: способность к мобилизации сил, энергии, способность к волевому усилию по достижению результата.

Регулятивные:

объективно оценивать результаты своей деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в выполненное задание в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

Познавательные:

проводить рефлексию способов и условий действий.

Предметные:

осмысление результатов деятельности по освоению новых знаний, выявление трудностей.

Коммуникативные:

точно выражать свои мысли, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.



Дидактические материалы


п/п

Название дидактического материала

Описание

Ссылка на google-документ

1.

Карточки для групповой работы.

В карточках записаны названия разных товаров

https://docs.google.com/document/d/19C-exW2TfgPotHQmATt--uj0kQRPRXMtnI2ARRY8IIU/edit

2.

Карточки для работы в паре.

На карточках изображены математические весы

https://docs.google.com/document/d/1UGDjhynaK6KcqIN-wS9d8AXR8Cl6UZiI4UxevEePZlA/edit

3.

Карточки для индивидуальной работы по уровням сложности.

Карточки разных цветов. Зеленая карточка 1 уровень. Оранжевая карточка 2 уровень. Красная карточка 3 уровень.

https://docs.google.com/document/d/1kmeulFeb3rpjwsMa4S-haNt_H0ACVmoKj6D-F7rTdvM/edit

4.

Презентация

На презентации представлены:

Устный счет «Игра молчанка»

Виды весов

Образцы для самопроверки


https://docs.google.com/presentation/d/1fQD5uT6uQIrZpevEXjZKcxtUhuYErgKtr0SW8vGWuOg/edit#slide=id.p1




Список литературы

Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике УМК «Школа России». – Москва: «Вако», 2019. - 463 с.







Приложение 1


(карточка на каждого ребёнка)

t1585192597aa.jpg





























Приложение 2


Индивидуальная самостоятельная работа по уровню сложности

(карточки на каждого ребёнка)



1 уровень 2 уровень


6 кг + 4кг=….кг С 3кг + 1 кг = … кг Р

7 кг - 1кг = …кг А 5 кг + 2 кг = …кг М

4 кг – 2кг =…кг М 6 кг – 1 кг = … кг А

3 кг – 2 кг = … кг Е

8 кг – 5 кг = … кг К

2

6

10

10

6






7

1

4

3

4







3 уровень


5 кг + 3 кг = …кг Л

6 кг – 1 кг = … кг К

3 кг – 2 кг = … кг Р

4 кг + 3 кг = … кг И

2 кг + 2 кг = … кг О

8 кг – 2 кг = … кг Г

5 кг – 3 кг = … кг А

7 кг – 4 кг = … кг М


5

7

8

4

6

1

2

3

3












Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.