Конспект урока по математике «Задачи на движение по реке» (4 класс)
Конспект по математике
Тема: Задачи на движение по реке.
Цель: Научиться решать новые задачи на движение.
Здравствуйте, ребята!
Повторяем то, что знаем.
3
6
Решите задачи устно:

- Коля прошёл 240 метров, что составило всего пути. Сколько метров он должен пройти?
5
6
- У мамы в кошельке 3000 рублей. На покупки она истратила всех денег. Сколько рублей истратила мама? Сколько денег у неё осталось?
- Сравните эти задачи. Обратите внимание, в первой задаче нужно найти целое, а во второй часть от целого числа.
-Из двух посёлков навстречу друг другу выехали велосипедист и мотоциклист и встретились через 4 часа. Скорость мотоциклиста 55км/ч, а велосипедиста 15км/ч. Найдите расстояние между посёлками?
Новая тема.
- Итак, тема сегодняшнего урока – задачи на движение по реке.
- Сейчас у нас на улице весна. Появились лужицы и побежали ручьи. Если мы сделаем два бумажных кораблика и пустим один из них в лужу, а второй в ручей, то что произойдёт с каждым из корабликов?
В луже кораблик будет стоять на месте, а в ручейке поплывет, так как вода в нём "бежит" к более низкому месту и несет его с собой. То же самое будет происходить с плотом или лодкой. В озере они будут стоять на месте, а в реке – плыть.
Рассмотрим первый вариант: лужа и озеро. Вода в них не движется и называется стоячей.
Кораблик поплывет по луже только в том случае, если мы его подтолкнем или если подует ветер. А лодка начнет двигаться в озере при помощи весел или если она оснащена мотором, то есть за счет своей скорости. Такое движение называют движением в стоячей воде.
Следует запомнить, что скорость катера в стоячей воде называют собственной скоростью.
- Как вы думаете, отличается ли движение по озеру от движения по реке? Чем же?
- Вспомним бумажный кораблик в ручье. Он плыл, потому что вода в нем движется.
Такое движение называют движением по течению. А в обратную сторону – движением против течения.
Каждый из вас плавал в реке и помнит, что по течению плыть гораздо легче, чем против течения. Почему? Потому, что в одну сторону река «помогает» плыть, а в другую - «мешает».
- Итак, вода в реке движется, а значит, имеет свою скорость. И называют ее скоростью течения реки. (Как ее измерить?)
Остановимся на движении по течению реки. Мы уже говорили о бумажном кораблике в весеннем ручье. Вода понесет его вместе с собой. И лодка, спущенная на воду, поплывет со скоростью течения. Но если у нее есть собственная скорость, то она поплывет еще быстрее. Если лодка поплывёт в обратном направлении, против течения реки, то её скорость будет меньше на скорость течения реки, так как течение
«мешает», приостанавливает лодку.
- Откройте учебник и выполните задания № 1,№ 2 устно.
- Прочитайте задачу №3 и объяснение в рамке.
Скорость моторной лодки 35 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки? Против течения реки?
- Скорость лодки по течению реки:35+2=37(км/ч) (течение «помогает»)
- Скорость лодки против течения реки:35-2=33(км/ч) (течение «мешает»)
- Реши устно:
Скорость моторной лодки 32 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки?
Скорость моторной лодки 24 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться против течения реки?
- Выполни № 4, стр.82 - устно, №5, стр.8 2 – запиши решения выражением.
- Выполни №1, стр. 83- карандашом в учебнике, попроси родителей проверить.
3. Д/з. Стр. 82 (3 пример-по действиям), стр.84 №2 (краткую запись писать не нужно)
- Учиться – это всё равно, что плыть против течения: остановился – тебя отнесло назад.
- Ребята, как вы понимаете эту пословицу?
Старайтесь и у Вас всё получится!!!