12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Козлова Наталья Николаевна172
Россия, Ленинградская обл., посёлок Новый Свет
Материал размещён в группе «Начальные классы»

КОНСПЕКТ УРОКА "ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ВЕЛИЧИНАМИ: СКОРОСТЬ, ВРЕМЯ, РАССТОЯНИЕ. (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)"

ФИО (полностью)

Козлова Наталья Николаевна

Место работы

МБОУ «Пригородная СОШ» пос. Новый Свет Гатчинского района Ленинградской области

Должность

учитель начальных классов

Предмет

математика

Класс

4

Тема и номер урока в теме

"Задачи на движение. Взаимосвязь между величинами: скорость, время, расстояние. (Закрепление)" – 4 урок по теме.

Источники, используемые при подготовке к уроку, в т.ч. и учебник по предмету с указанием автора и года издания

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. /[Анащенкова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.] – М: Просвещение, 2011.

Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2014.

Нефёдова М.Г. Рабочая тетрадь по математике. Задачи на движение. 3-4 классы: к учебникам Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. «Математика» 3-4 классы, Петерсон Л.Г. «Математика» 3-4 классы, Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. «Математика» 3-4 классы. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Давыдкина Л.М., Максимова Т.Н. Математический тренажёр: текстовые задачи. 4 класс: к учебнику Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. «Математика» 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.

Керова Г.В. Сборник текстовых задач: тексты, методика, мониторинг: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010.

Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 4 класс: к УМК Школа России Моро М.И. и др. – М.: ВАКО, 2014.

Решение задач на движение. Все основные типы и виды. Методика Узоровой-Нефедовой. - http://uzorova-nefedova.ru/reshenie-zadach-na-dvizhenie

Цель урока:

создать условия для осознанного использования понятий «скорость», «время», «расстояние» при составлении и решении простых, составных и обратных задач на движение.

Задачи, направленные на формирование

предметных знаний, умений и способов деятельности:

обучающиеся научатся устанавливать взаимосвязи между величинами «скорость», «время», «расстояние», решать задачи с данными величинами с опорой на эту взаимосвязь, составлять взаимообратные задачи с данными величинами по данным из таблиц, составлять задачи на движение по схематическому чертежу.

Задачи, направленные на формирование универсальных учебных действий:

Метапредметных:

обучающиеся будут учиться делать выводы, строить рассуждения, совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения во время работы с таблицами, с чертежами, при составлении взаимообратных задач; контролировать свои действия, вносить необходимые коррективы после завершения действий, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Личностных:

создание условий для развития у обучающихся познавательной мотивации, инициативы и интереса к учебной деятельности, навыков сотрудничества при работе в паре.

Тип урока:

урок применения предметных ЗУНов и УУД (урок закрепления) - по форме организации учебных занятий

урок креативного типа (урок составления и решения задач) - по типологии нестандартных уроков (по А.В.Хуторскому)

Необходимое оборудование:

компьютер, проектор, презентация,

раздаточные карточки «Цепочка рассуждений»,

таблицы и чертежи к задачам (выполненные дома учащимися на листах форматом А 2),

сигнальные карточки самопроверки и взаимопроверки для обратной связи (знаки «!», «+», «-»)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

4

 

Организационный этап

Приветствие

Учитель настраивает детей на продуктивную работу, создаёт доброжелательную атмосферу.

Учитель:

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой, пожмём друг другу руку, подарим хорошее настроение, пожелаем успехов на уроке. Постараемся провести урок математики так, чтобы он получился интересным и познавательным.

- Садитесь. Запишите в тетрадях число, классная работа.


Дети принимают позицию учителя, участвуют в создании доброжелательной атмосферы.




Дети с улыбкой жмут руку соседу по парте, желают успехов на уроке.




Дети записывают в тетрадях:

15 января.

Классная работа.

 

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

 

 

Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме

1. Проверка домашнего задания (Учебник стр. 7 № 24. Вырази величины в указанных единицах измерения).

Задание № 24 стр.7 из учебника.

Учитель ставит перед детьми вопросы, выясняющие проблемы при выполнении домашнего задания:

1) Вызвало ли домашнее задание из №24 затруднения? Если были, то какие? И как справились с трудностями?

 

 

 

 

2) Как вы выразили 267 дм 2 в кв. метрах и дециметрах?

 

 

3) Есть ли случаи, которые у вас до сих пор вызывают сомнения?

 

 

4) Помогите Саше перевести сутки и часы в часы.

 

 

 

 

5) Какие ещё единицы времени встретились? И какие результаты получились?

 

 

 

 

 

 

 

6)Найдите единицы длины, что у вас получилось при их переводе?

 

 

 

7) В задачах какого вида встречаются величины время и расстояние?

8) Какая третья величина встречается в задачах на движение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы учителя, приводят доказательства.


1).Варианты ответов детей:

Нет, у меня не было затруднений. Я сам справился с заданием.

У меня возникли сложности с переводом единиц площади. Я воспользовался подсказкой справочника.

Мне помогла одноклассница.

Я выполнял это задание с мамой.

2) Ответ ребёнка:

1 м2 = 100 дм2

В числе 267 2 сотни, значит, 267 дм2 = 2 м267 дм2

3)Ответ ребёнка:

Я забываю, как надо переводить единицы времени. Сомневаюсь, правильно ли перевёл 2 сут 12 ч в часы. Уменя получилось 212 часов, а у Сони 60 часов.

4)Ответ ребёнка:

1 сут.= 24 часа

2 сут. – это 24 2=48 (ч)

48ч + 12 ч = 60 ч, значит,

2 сут. 12 ч = 60 ч.

5)Ответ детей:

Надо перевести 1 мин 25 с в секунды

1мин = 60 с

60 + 25 = 85 (с), значит,

1 мин 25с = 85 с

2) Надо перевести 5 мин в секунды

1мин = 60 с

60  5 = 300 (с), значит,

5 мин = 300 с

6) 3075м = 3 км 75 м,

т.к. в 1 км = 1000м, а в числе 3075 – 3 тыс.

23568м = 23 км 568 м,

т.к. в 1 км = 1000м, а в числе 23568 – 23 тыс.

7) В задачах на движение.

 

8) Скорость.

   

2. Тестовые задания

Учитель выводит на экран изображение первого слайда презентации урока.

После ответа детей на 8 вопрос на экране появляется слайд № 1 с вопросом «Что такое скорость?»

Слайд №1 (первоначальный вид)

Учитель ведёт беседу с учащимися по вопросам

9)Что же такое скорость? Прочитайте про себя предложенные варианты и выберите тот, который считаете верным.

На слайде № 1 по щелчку мыши появляется первое тестовое задание с выбором ответов.

Слайд № 1 (продолжение)

При проверке на слайде № 1 остаётся только верное утверждение.

Слайд №1 (окончательный вид))

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 








Дети читают про себя задание и варианты ответов со слайда №1 и выбирают один из предложенных вариантов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Дети сигнальными карточками «+» или «-» демонстрируют своё согласие или несогласие с утверждением.

Один ученик произносит вслух определение скорости.

   

После проверки первого ответа на экране появляется слайд № 2 с заданием «Выпиши единицы измерения скорости»

Слайд № 2

При проверке ответов на слайде № 2 остаются не только единицы измерения скорости, но и единица длины м и единица времени мин (другие единицы времени и длины растворяются по одному щелчку мыши, убирается с экрана и единица измерения скорости км/сут.).

Слайд №2 (промежуточный вид) – слайд с провокацией.

10) С чем вы не согласны?

При повторной проверке ответов на слайде № 2 остаются только единицы измерения скорости, (единица длины м и единица времени мин растворяются по одному щелчку мыши, на экран возвращается единица измерения скорости км/сут.).

Слайд №2 (законченный вид)

Дети читают задание и записывают выбранные из предложенных единицы измерения скорости в свою тетрадь.

 

 

 

 

        



Дети сигнальными карточками «+» или «-» демонстрируют своё согласие или несогласие с ответом экрана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

На слайде ошибка: м-это единица измерения длины, а не скорости;

Мин – единица времени;

Не хватает ещё одной единицы измерения скорости см/сут.

   

После проверки единиц скорости на экране появляется слайд № 3 с заданием «Дополни предложения. Запиши число и наименование»

Слайд № 3

При проверке на слайде № 3 поочерёдно по щелчку мыши появляются недостающие числа с наименованиями единиц измерения.

Слайд № 3 (промежуточный вид) – с провокацией

11) Вы с чем-то не согласны?

После ответов детей на слайде № 3 по щелчку мыши появляется верный вариант высказываний недостающие числа с наименованиями единиц измерения:

Слайд № 3 (окончательный вид)

Самооценка тестовых заданий

-Кто без ошибок выполнил это задание? Какие ошибки допустили? Кому нужна помощь?

Дети читают задание с экрана и записывают недостающие слова в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети сигнальными карточками «+» или «-» демонстрируют своё согласие или несогласие с ответом экрана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

В первом высказывании расстояние определено в м, 8 км/с – это означает, что за 1 секунду ракета пролетает 8 км.

Во втором высказывании говорилось, что улитка проползает 12 см за минуту, а не зачас, значит, скорость улитки 12 см/мин.

 

 

 

 

 

 

Дети оценивают свою тестовую работу (самооценка)

На полях рядом с ответами заданий трёх слайдов №№ 1-3 дети ставят значки самооценки: «!» - всё понимаю, ошибок нет, «+» - материал понимаю, но ещё допускаю незначительные ошибки (1-2), «-» - много ошибок, нужна помощь.

 


 

3. Устное решение задач на движение, составленных самими детьми дома (по желанию) с опорой на таблицы

Учитель ведёт беседу по вопросам, направляет мыслительную деятельность детей

- А какое задание вы выполняли дома по желанию?

Рисунки со стр. 10 учебника

-Для чего вам было задано такое задание?

 

 

 

 

 


-А для чего вам нужно уметь делать всё то, что вы перечислили?

 

 

 

 

 

-Как вы думаете, чем мы займёмся сейчас?

 

Повторение «Цепочки рассуждений»

-Рассуждать при решении задач будем по знакомому плану «Цепочка рассуждений».

(На доске по щелчку мыши появляется слайд №4 с планом, но без формул).

Слайд №4

- Какие величины надо найти в ваших задачах?

На слайде №4 по щелчку мыши появляется запись:

На слайде № 4 по щелчку мыши появляется запись:

На слайде №4 по щелчку мыши появляется запись (слова скорость, время, расстояние выделены разными цветами):

По щелчку мыши на экране остаётся окончательный вид слайда № 4:

Решение составленных детьми задач

Учитель направляет работу детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 























-Оцените себя, как вы справились с предлагаемыми заданиями

 

 

 


Отвечают на вопросы учителя.

Ответ детей: «Составляли свои задачи на движение, используя иллюстрации разворота учебника стр. 10 – 11 «Странички для любознательных»

Рисунки со стр. 11 учебника

Варианты ответов:

Чтобы лучше разбираться в понятиях «скорость», «время», «расстояние».

Чтобы хорошо уметь находить эти величины.

Чтобы представлять, какой объект, с какой скоростью может двигаться.

Ответ ребёнка:

«Я думаю, что мы в жизни передвигаемся пешком, на каком-либо транспорте. Мы должны уметь планировать свои передвижения, прикидывая какой путь пройдём, за какое время, с какой скоростью. Это нам необходимо, чтобы не опоздать на урок, на приём к врачу, на поезд и т.д.

Ответ ребёнка: «Будем решать задачи на движение, которые мы составили сами».

 

 

 

 

 

Дети повторяют с опорой на слайд №4 «Цепочку рассуждений»

 

 

 

 

 

 

        Ответы детей:

«Скорость, время, расстояние»







Чтобы найти расстояние надо скорость умножить на время – на слайде №4 появляется запись: расстояние = скорость × время.

 

 

 

 

 

 

Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время – на слайде № 4 появляется запись: скорость = расстояние : время


 


 


 


 


        Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость – на слайде №4 запись: Время = расстояние : скорость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Одни дети проговаривают свои задачи, другие рассуждают по плану «Цепочка рассуждений». План находится на слайде №4 презентации.

Задача №1 (с подачи ребёнка классу) «Рыбак плывёт на лодке со скоростью 5 км/ч. За какое время рыбак проплывёт 15 км?» (при проговаривании и при решении задач дети опираются на составленные дома схематические чертежи или таблицы на листах формата А2).

Скорость

Время

Расстояние

5 км/ч

15 км

Рассуждение второго ребёнка: «В задаче известны скорость 5 км/ч и расстояние 15 км. Надо узнать время движения рыбака на лодке. Чтобы узнать время, надо расстояние разделить на скорость. Решение: 15 : 5 = 3(ч). Ответ: рыбак плыл на лодке 3 часа»

Проверка с помощью оценочных карточек

Первый ребёнок задаёт вопрос классу: «Кто не согласен?». Класс поднимает оценочные карточки: «!» - с ответом согласен, ошибок нет, «-» -я не согласен). Первый ребёнок даёт оценку отвечавшему ученику: «Цепочка рассуждений соблюдена. Задача решена верно».

Задача №2 (с подачи классу следующего ребёнка): «Космический корабль летит со скоростью 28000км/ч. Какое расстояние он пролетит за 2 часа?» (Текст задачи дети воспринимают с опорой на таблицу.)

Скорость

Время

Расстояние

28000 км/ч

? км

Рассуждение второго ребёнка: «В задаче известны скорость 28000 км/ч и время 2ч. Надо узнать расстояние. Чтобы узнать расстояние, надо скорость умножить на время. Решение: 28000  2 = 56000 (км). Ответ: космический корабль пролетит 56000 км»

Первый ребёнок: «Цепочка рассуждений соблюдена. Задача решена верно».

Задача №3 «Мотоциклист за 4 часа проехал 280 км. С какой скоростью ехал мотоциклист?»

Скорость

Время

Расстояние

?км/ч

280 км

Рассуждение второго ребёнка: «В задаче известны расстояние 280 км и время 4 часа. Надо узнать скорость движения мотоциклиста. Чтобы узнать скорость, надо расстояние разделить на время. Решение: 280 : 4 = 70 (км/ч). Ответ: мотоциклист ехал со скорость 70 км/ч».

Соотносят задачу с чертежами

Первый ребёнок: «Цепочка рассуждений соблюдена. Задача решена верно. У меня для вас подготовлено задание:

Выбери подходящий чертёж для только что решённой задачи. Почему ты так считаешь?» (Чертежи заготовлены ребёнком дома заранее на листах форматом А2.

А)

Б)

Ответы детей: «К задаче №3 подходит чертёж А), т.к на нём 4 равных отрезка показывают 4 часа – это время движения объекта».


Дети оценивают себя с помощью карточек !, +, -

 

Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

 

 


Путём нажатия кнопки мыши на экране появляется таблица (без решений и формул) на слайде №5.

Слайд №5

Рассмотрите таблицу.

Учитель задаёт вопросы и предлагает задания по слайду №5::

- Какие задачи можно составить по данной таблице?

- Почему так решили?

 

 

 

 

 

        -Составим задачи по краткой записи и решим их. О каком объекте может идти речь?

 

 

        

- Какую составим первую задачу? И как её решим?

На слайде № 5 под таблицей поочерёдно в ходе решения задач появляются записи решений.

 

 

Решение задачи №1 появляется на слайде №5

       

Решение задачи №2 появляется на слайде №5