Конспект урока по музыке «Древнейшая песнь материнства». «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

3
0
Материал опубликован 24 May

Конспект урока по музыке.

Тема урока: «Древнейшая песнь материнства». «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

Цель урока: изучить духовные образы, образы матери в музыки.

Задачи урока:

уметь на слух определить характер и настроение музыки, соединение слуховых впечатлений детей со зрительными;

выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику;

воспитывать умение чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения.

Тип урока: углубление знаний.

Вид урока: урок – исследование.

Музыкальный материал:

Тропарь Владимирский иконе Божией матери. Протонерий о. Борис Писарев.

«Мама» муз. В. Гаврилина, сл. А.Шульгиной.

Дополнительный материал:

Учебник Е.А.Критской Г.П. Сергеева. М.

Презентация «Древнейшая песнь материнства»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, учитель!

2. Тема и цель урока.

Тема нашего урока «Древнейшая песнь материнства». Сегодня мы продолжим изучать духовный образ матери, художественный образ матери в живописи, поэзии и музыки. Слайд № 1 (тема урока).

Помогают определить тему и цель урока.

3. Работа по тему урока.

Чтение стихотворения М. Волошина. Слайд №2(стих).

Кто главный герой этого стихотворения, про кого идет речь?

Обратите внимание на слова: они просты, но в тоже время благородны и величественны. Как точно подчеркивает величие иконы. Слайд №3(Богоматерь Владимирская).



Про маму, Богоматерь Владимирскую или про особого человека.

4. Рассказ учителя. Работа по учебнику (стр.44).


На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», «Милостивая», «Нечаянная радость», «Все скорбящих радость». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской-небесной заступницы Москвы. Эта икона-величайшая святыня Руси. Предполагают, что икона «Богоматерь Владимирская» была написана с натуры великим евангелистом Лукою и из Византии попала в Вышгород, что близ Киева, в начале XII в. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем была временно в 1395 г. перенесена в Москву. Во время нашествия войск татарского хана Темерлана, Железного Хромца, икона спасла город от гибели. в 1480 г. икона окончательно водворилась в Успенском соборе Московского Кремля, став небесной заступницей города и всего Русского государства. После октября 1917 г. хранится в Третьяковской галерее. На иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Умиление». Художник Грабарь назвал эту икону «Древнейшая песнь материнства».

Слайд№4(Тропарь).

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой ТРОПАРЬ. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более ста. В нем частично рассказана история иконы.

Существует тропарь и к Владимирской иконе Божией матери.

Почему икону назвали «Древнейшая песнь материнства»?

Работают по учебнику, разбирают изображения икон.



























Потому что она давно написана. Нарисована не обычная женщина, а Богоматерь, которая прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери.

5. Физминутка

Сейчас немного отдохнем.

Выполняют физминутку.

6. Работа по учебнику.

Дети, рассмотрите картину Петрова-Водкина «Петроградская Мадонна».

Что хотел изобразить художник?

Откройте учебник на стр47.

Слайд№5(Мадам Шарпанье с детьми)

Что вы можете сказать о картине?


Какой можно сделать вывод с двух картин?



Сейчас мы с вами прослушаем песню «Мама» музыка Валерия Гаврилина, слова Альбины Шульгиной (слайд №6). Слова перед вами, попробуем спеть эту песню.

Рассматривают картину, обсуждают ее. Что образ матери остается чистым, возвышенным.


Картина передает атмосферу уюта, любви, счастья. Непринужденные поза матери, детей собаки полны покоя и умиротворения.

Мамы на картинах, заботливые, любящие своих детей.

Поют песню.

7. Итог урока.

В любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия. Прочитайте стих по слайду№7.

Читают стих С. Островского «Песнь о женщине».

8. Домашнее задание.

Вспомнить песню про маму

Записывают домашнее задание.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.