Конспект урока по музыке «Древнейшая песнь материнства». «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»
Тема урока: «Древнейшая песнь материнства». «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»
Цель урока: изучить духовные образы, образы матери в музыки.
Задачи урока:
уметь на слух определить характер и настроение музыки, соединение слуховых впечатлений детей со зрительными;
выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику;
воспитывать умение чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения.
Тип урока: углубление знаний.
Вид урока: урок – исследование.
Музыкальный материал:
● Тропарь Владимирский иконе Божией матери. Протонерий о. Борис Писарев.
● «Мама» муз. В. Гаврилина, сл. А.Шульгиной.
Дополнительный материал:
Учебник Е.А.Критской Г.П. Сергеева. М.
Презентация «Древнейшая песнь материнства»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! | Здравствуйте, учитель! |
2. Тема и цель урока. | Тема нашего урока «Древнейшая песнь материнства». Сегодня мы продолжим изучать духовный образ матери, художественный образ матери в живописи, поэзии и музыки. Слайд № 1 (тема урока). | Помогают определить тему и цель урока. |
3. Работа по тему урока. | Чтение стихотворения М. Волошина. Слайд №2(стих). Кто главный герой этого стихотворения, про кого идет речь? Обратите внимание на слова: они просты, но в тоже время благородны и величественны. Как точно подчеркивает величие иконы. Слайд №3(Богоматерь Владимирская). | Про маму, Богоматерь Владимирскую или про особого человека. |
4. Рассказ учителя. Работа по учебнику (стр.44). | На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», «Милостивая», «Нечаянная радость», «Все скорбящих радость». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской-небесной заступницы Москвы. Эта икона-величайшая святыня Руси. Предполагают, что икона «Богоматерь Владимирская» была написана с натуры великим евангелистом Лукою и из Византии попала в Вышгород, что близ Киева, в начале XII в. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем была временно в 1395 г. перенесена в Москву. Во время нашествия войск татарского хана Темерлана, Железного Хромца, икона спасла город от гибели. в 1480 г. икона окончательно водворилась в Успенском соборе Московского Кремля, став небесной заступницей города и всего Русского государства. После октября 1917 г. хранится в Третьяковской галерее. На иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Умиление». Художник Грабарь назвал эту икону «Древнейшая песнь материнства». Слайд№4(Тропарь). По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой ТРОПАРЬ. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более ста. В нем частично рассказана история иконы. Существует тропарь и к Владимирской иконе Божией матери. Почему икону назвали «Древнейшая песнь материнства»? | Работают по учебнику, разбирают изображения икон. Потому что она давно написана. Нарисована не обычная женщина, а Богоматерь, которая прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. |
5. Физминутка | Сейчас немного отдохнем. | Выполняют физминутку. |
6. Работа по учебнику. | Дети, рассмотрите картину Петрова-Водкина «Петроградская Мадонна». Что хотел изобразить художник? Откройте учебник на стр47. Слайд№5(Мадам Шарпанье с детьми) Что вы можете сказать о картине? Какой можно сделать вывод с двух картин? Сейчас мы с вами прослушаем песню «Мама» музыка Валерия Гаврилина, слова Альбины Шульгиной (слайд №6). Слова перед вами, попробуем спеть эту песню. | Рассматривают картину, обсуждают ее. Что образ матери остается чистым, возвышенным. Картина передает атмосферу уюта, любви, счастья. Непринужденные поза матери, детей собаки полны покоя и умиротворения. Мамы на картинах, заботливые, любящие своих детей. Поют песню. |
7. Итог урока. | В любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия. Прочитайте стих по слайду№7. | Читают стих С. Островского «Песнь о женщине». |
8. Домашнее задание. | Вспомнить песню про маму | Записывают домашнее задание. |