Конспект урока по обучению грамоте «Буква Й»
1.Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И ВСЕ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ.
- Присаживайтесь. Скажите, а какие такие тайны мы открываем с вами на уроке обучения грамоте?( Изучаем буквы, звуки, учимся читать и т.д.)
Мы с вами уже много изучили различных букв, узнали их тайны и секреты.
Вспомните: На какие группы можно разделить буквы? Гласные-согласные.
Чем отличаются?
- Гласные буквы, на какие группы еще можно разделить? Имеют два звука и один.
- Согласные буквы, на какие группы можно тоже разделить? Обозначающие твердость и мягкость согласных.- парные; только мягкие – твердые.
Проверка домашнего задания
-Что узнали про букву Ё?
- Вновь оказались в стране звуков. Но однажды произошел страшный случай – потерялся один житель этой страны.- Ребята, поможем звуку вспомнить все о себе и вернуться к своим жителям в страну Звук.
Я вам сейчас предложу несколько вариантов, как можно узнать, что это за звук, а вы послушайте и выберите один, хорошо?
Я вам просто называю этот звук.
Мы поиграем в игру, где вы будете угадывать слова, и потом мы вместе узнаем, что за звук пришел сегодня на урок.
И г р а «Доскажи словечко».
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)
Из железа тучка,
А из тучки ручка.
Это тучка по порядку
Полила за грядкой грядку. (Лейка)
Он стоит на полке в склянке,
Лечит ссадины и ранки.
До чего же сильно жжет!
Догадались? — Это...(Йод)
В городе по рельсам ходит,
Он народ с работы возит!
На дороге не зевай,
Впереди идет... (Трамвай).
Что объединяет эти слова?
Во всех этих словах есть звук й и буква И краткое
- Ребята, кто может назвать тему нашего урока?
Верно, сегодня мы будем знакомиться со звуком [й’] и буквой й краткое.
Определим задачи нашего урока.
Дать хар-ку [Й], познак-ся с буквами обозначающими это звук. Научиться читать слова, предложения, текст с этими буквами и т.д.
-Молодцы! Скажите, а в каких ситуациях мы уже упоминали [Й]?
-Правильно. В этих случаях [Й]образует слияние. Когда изучали буквы Я, Е, Ё
На какую похожа букву? Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
ЙОД - Произнесите хором. - Произнесем еще раз, выделим первый звук.
Давайте вместе произнесем звук [й’], какой он – гласный или согласный?
Почему он согласный? Докажите.
Верно, когда мы произносим звук [й’] он встречает препятствие.
- Произнесем хором слово йод.
- Как звучит звук й в слове йод – твердо или мягко?
- А вы знаете слова с [й’] в начале слова?
- Назовите слово, чтобы оно заканчивалось звуком [й’]. Повторим хором это слово, хорошо проговаривая звук [й’].
- Как он звучит в слове твердо или мягко?
- Может кто-то знает слово с [й’] в середине слова? Повторим хором это слово.
- Как звучит звук й в слове твердо или мягко?
- Какой вывод можем сделать?
- О каком свойстве согласных звуков мы еще не сказали?
-Нам нужно узнать звук [й’] звонкий или глухой? Закрыть руками уши и произнести звук [й’]
- Как это можно сделать?
- Слышим звук своего голоса?
- Значит звук[й] –какой? Верно – звонкий.
Вывод.
У: Охарактеризуйте коротко звук [й].
Д: Звук [й] согласный, звонкий, мягкий.
7.Работа с учебником. СТР. 34
ПОСЛОВИЦА ЖИТЬ – РОДИНЕ СЛУЖИТЬ
Родина – это место, где родился, живёшь-все это Родина.
Считается, что долг любого гражданина — это служба своей Родине. Человек должен всегда постоять за свою страну.
Родина — мать, умей за неё постоять. (Каждый мужчина должен уметь защищать свою землю, свой дом, своих родных, людей, живущих с тобой рядом. Это и есть понятие Родина.).
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Смысл пословицы: надо помнить, что настоящий друг может указать тебе на твои недостатки и недостойные поступки, именно такой дружбой следует дорожить.
СТР. 35
- Как назвать одним словом людей, изображённых на иллюстрации?
(Солдаты, воины…)
- Почему здесь мы видим воинов в разной форме и с разным видом оружия? (Воины в русской армии разных времён)
БОГАТЫРЬ, ПРИОБРАЖЕНЦЫ (ВОИНЫ РУССКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ ПОД КОМАНДОВАНИЕМ ПЕТЫ 1. СОВРЕМЕННЫЕ ВОИНЫ, НАШИХ ДНЕЙ: ПУЛЕМЁТЧИК, ПОГРАНИЧНИК)
- Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть русской земли. Но наша армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватывать свои земли.
РАЗНАЯ ФОРМА- Как называлась одежда древних воинов? (Кольчуга)
- А что защищало голову ? (Шлем) -
Чтение рассказа на стр. 35.
Посмотрите на иллюстрацию на соседней странице. Можно ли сказать, что на ней тоже изображён воин? (Можно, но он уже не воюет, потому что старенький.)
Читаем текст под иллюстрацией.
- Кем был дедушка на войне?(Снайпером.)
- Кто такой снайпер? (Человек, который хорошо стреляет.) (стрелок)
- Какой медалью награждён дедушка? («За отвагу»)
Медаль «За отвагу» даётся за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Родины и исполнение воинского долга в боях с врагами или при защите границ нашего Отечества.
- Подумайте, какие синонимы можно подобрать к слову «ГЕРОЙ»?
(смелость, храбрость, решительность, мужество, героизм, бесстрашие…)
Что говорит мама о дедушке?
- Как вы понимаете эту фразу? По возрасту человек пожилой, а в душе молод: шутит, веселится, не унывает.
- Подошел к концу урок.
Скоро прозвенит звонок.
А сейчас я предлагаю
Вместе подвести итог.
Чему научились?
Как потрудились?
А помогут нам в этом слова – помощники.
Мы познакомились со звуком [й] и буквой Й краткой.
Дайте характеристику звука [й]. Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.
Оцени свою работу сам.
1) Почти всё поняли, покажите красный светофор.
2)Всё поняли, покажите желтый светофор.
3) Всё поняли и можете объяснить другому, покажите зеленый светофор.
Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,
Спасибо вам за урок.
Это пословица зародилась в трудные годы для нашего Отечества. Некоторые из вас знают, что за более тысячилетнюю историю Русь подвергалась многочисленным варварским нашествием, с целью нападением захвата территорий.
Пословицы и поговорки вобрали в себя такие чувства как6 любовь. Преданность, гордость за Родину.
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И ВСЕ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ.
Родина – это место, где родился, живёшь-все это Родина.
Считается, что долг любого гражданина — это служба своей Родине. Человек должен всегда постоять за свою страну.
Родина — мать, умей за неё постоять. (Каждый мужчина должен уметь защищать свою землю, свой дом, своих родных, людей, живущих с тобой рядом. Это и есть понятие Родина.).
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Смысл пословицы: надо помнить, что настоящий друг может указать тебе на твои недостатки и недостойные поступки, именно такой дружбой следует дорожить.
- Как назвать одним словом людей, изображённых на иллюстрации?(Солдаты, воины…)
- Почему здесь мы видим воинов в разной форме и с разным видом оружия? (Воины в русской армии разных времён)
БОГАТЫРЬ, Солдаты приображенского полка (ВОИНЫ РУССКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ ПОД КОМАНДОВАНИЕМ ПЕТЫ 1. – это наш император, который правил нашей страной в 17в. СОВРЕМЕННЫЕ ВОИНЫ, НАШИХ ДНЕЙ: ПУЛЕМЁТЧИК, ПОГРАНИЧНИК)
- Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть русской земли. Но наша армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватывать свои земли.
РАЗНАЯ ФОРМА- Как называлась одежда древних воинов? (Кольчуга)
- А что защищало голову ? (Шлем) -
Чтение рассказа на стр. 35.
Посмотрите на иллюстрацию на соседней странице. Можно ли сказать, что на ней тоже изображён воин? (Можно, но он уже не воюет, потому что старенький.)
Читаем текст под иллюстрацией.
- Кем был дедушка на войне?(Снайпером.)
- Кто такой снайпер? (Человек, который хорошо стреляет.) (стрелок)
- Какой медалью награждён дедушка? («За отвагу»)
Медаль «За отвагу» даётся за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Родины и исполнение воинского долга в боях с врагами или при защите границ нашего Отечества.
- Подошел к концу урок.
Скоро прозвенит звонок.
А сейчас я предлагаю
Вместе подвести итог.
Чему научились?