Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте «Буква Ю в начале слова (обозначение звуков [й'] и [у] )»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БУНЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Конспект открытого урока в 1 классе
по литературному чтению (обучению грамоте)
Буква Ю в начале слова
(обозначение звуков [й'] и [у] )
Подготовила
учитель начальных классов
Попова Любовь Александровна
с.Буньково
2016 г
Конспект открытого урока в 1 классе
по литературному чтению (обучению грамоте)
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: «Буква Ю в начале слова
(обозначение звуков [й'] и [у] )»
Цели: создать условия для знакомства с особенностями буквы «ю» обозначать два звука ( [й’], [у] ): в начале слова и после гласных в слове. Упражнять в чтении слов с буквой «ю»; учить «читать» модели слов; развивать фонематический слух. Воспитывать уважение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: знать и объяснять особенности буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов.
Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.
Познавательные УУД: использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать собеседников и учителя.
Ход урока:
Организационный момент
-Ребята сегодня у нас гости, повернитесь , посмотрите. А теперь слушайте меня.
Мы за парту сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно!
Подровнялись. Улыбнулись.
И ко мне все повернулись!
- Ребята, у вас на столах у каждого лежат по 2 картинки, солнышко – означает, что у вас хорошее настроение, а тучка – что вы пришли на урок с плохим настроением. Пожалуйста, выберите картинку и покажите, какое у вас сейчас настроение.
Повторение изученного материала.
Загадка
- Как отличаются гласные от согласных?
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Игра «Живые буквы»
Сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Живые буквы» с гласными буквами. (Учитель раздает буквы А, Я, О, Е, У, на парту по букве, и двоим ученикам по домику – синяя и зеленая фишки (они хозяева домиков)
Я вам буду рассказывать одну интересную историю, а вы станете ее героями.
- В одной прекрасной стране жили буковки, которые обозначали гласные звуки. Теплым летним днем была солнечная погода, и все гласные вышли погулять (учащиеся «буквы» выходят из-за парт и гуляют по классу).
- Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучки, начался проливной дождь. Буквы увидели свои домики и устремились к ним, но Хозяева домиков могли пустить в домик только своих жильцов. Распределитесь буквы каждый в свой домик. (в синий – а. о, у; в зеленый – я, е).
- Вот опять выглянуло солнышко, и буква А пошла на прогулку. Ей было одиноко гулять одной и она решила постучаться в зеленый домик. (тук-тук)
Буква А, какую буковку ты пригласишь на прогулку? (букву я) Почему? (потому что буквы а и я обозначают после согласных одинаковый звук а, буквой а обозначаем гласный звук А после твердых согласных звуков, буквой я - после мягкий согласных звуков).
Аналогичная работа проводиться с остальными буквами.
-Буквы стали играть в прятки. Сначала спрятались гласные, которые пишутся после твёрдого согласного. Назовите их. Затем буквы, которые пишутся после мягкого согласного. Назовите эти гласные. Чем они знамениты?
3. Открытие нового знания.
Игра «Волшебники»
А какая знакомая вам буква в игру не играла? (Буква Ю)
Ребята, а что мы с вами уже знаем про букву Ю? (ответы детей)
А может ли буква Ю обозначать сразу два звука? Сегодня мы продолжим разговор о букве Ю, а ещё поиграем в волшебников.
- Отгадайте загадку:
Интересная игрушка
Одноногая вертушка
Зажужжала, как пчела
Быстро крутится (юла)
- Отгадку найдите в учебнике.
«Прочитайте» слово «юла», ведя пальчиком по схеме слова. (На доске схема)
- Ребята, давайте произнесём слово юла так, чтобы отчетливо был слышен первый звук. Назовите его. ( [ Й' ] )
- Определите, какой это звук, и фишкой какого цвета мы его обозначим? (мягкий согласный звук, зеленая фишка)
- Произнесите слово юла так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Назовите его. ([ у ] )
- Какой это звук? Каким цветом мы его обозначим? (гласный, красная фишка)
- Произнесите слово юла та, чтобы отчетливо был слышен третий звук. Назовите его. ([ л ] )
- Какой это звук? (твердый согласный звук, синяя фишка)
Найдите четвертый звук в слове юла.
Назовите его. [ а ] (гласный, красная фишка).
Заменим гласные звуки на знакомые нам буквы.
Ребята, посмотрите, что у нас получилось? Подумайте, почему в слове юла всего три буквы, а звука 4? (ответы детей) (Ю в начале слова обозначает два звука)
Какой мы можем сделать вывод?
А теперь давайте с вами попробуем превратить звуковую схему слова юла, в звуковую схему слова Юля. (алгоритм работы тот же)
[ Й '] – мягкий согласный, зеленая фишка
[У] – гласный звук, красная фишка
[Л'] - мягкий согласный, зеленая фишка
[А] – гласный, красная фишка
Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у нас получилось. Поменялась одна фишка в нашей схеме. Как вы думаете, мы должны еще что-то здесь поменять? (последнюю букву А на Я, т.к. перед гласным звуком теперь стоит мягкий согласный звук).
Молодцы ребята. А кто догадался, почему в слове Юля буковки всего три, а звука 4?
Ну что, попробуем теперь превратить Юлю в Юру. (алгоритм работы тот же)
[ Й' ] – мягкий согласный, зеленая фишка
[ У ] – гласный, красная фишка
[ Р ] – твердый согласный, синяя фишка
[ А] - гласный, красная фишка
Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у нас получилось. Поменялась одна фишка в нашей схеме. Как вы думаете, мы должны еще что-то здесь поменять? (последнюю букву Я на А, т.к. перед гласным звуком опять стоит твердый согласный звук).
Посмотрите, сколько букв в слове Юра? (три)
А звуков? (4)
А почему так получилось?
Физминутка (Дифференцированная работа)
Ребята встаньте из-за парт, посмотрите по сторонам и найдите в классе слова с буквой ю. (В классе предварительно в разных местах крепятся карточки со словами с буквой ю в разных слогах). Возьмите слово и объясните, сколько звуков буква ю может в нем обозначать. Кто умеет читать, прочитайте своё слово.
Первичное закрепление (работа в парах).
Послушайте стихотворение
Юнга – будущий матрос-
Южных рыбок нам привёз.
- Кто такой юнга? Ответ возьмите из стихотворения
Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в парах. В учебнике есть схема слова юнга. Вам необходимо заполнить цветными фишками модель этого слова. Будьте внимательны, Кто закончит выполнять задание, поднимут вместе руки вверх (работают самостоятельно в парах)
Проверка у доски.
- Выходите к доске и рассказывайте, что у вас получилось. Остальные ребята внимательно слушают и оценивают ответы своих товарищей.
6 . Самостоятельная работа в тетрадях.
Разукрашивание буквы Ю .
Подведение итогов урока
Ребята, вам понравился урок? А что больше всего понравилось? Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?
Возьмите, пожалуйста, вновь рисунки, и покажите, какое настроение у вас сейчас.
Всем спасибо за работу, урок окончен!