12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Любовь Александровна Попова1894
Люблю свою работу за возможность общаться с самыми интересными людьми на свете - детьми. Есть чему у них поучиться.
Россия, Тюменская обл., Упоровский район с.Буньково
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
13

Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте «Буква Ю в начале слова (обозначение звуков [й'] и [у] )»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БУНЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Конспект открытого урока в 1 классе

по литературному чтению (обучению грамоте)

Буква Ю в начале слова

(обозначение звуков [й'] и [у] )

Подготовила

учитель начальных классов

Попова Любовь Александровна

с.Буньково

2016 г

 

 

Конспект открытого урока в 1 классе

по литературному чтению (обучению грамоте)

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: «Буква Ю в начале слова

(обозначение звуков [й'] и [у] )»

Цели:  создать условия для знакомства с  особенностями буквы «ю» обозначать два звука ( [й’], [у] ): в начале слова и после гласных в слове. Упражнять в чтении слов с буквой «ю»; учить «читать» модели слов; развивать фонематический слух. Воспитывать уважение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: знать  и  объяснять особенности буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей  и учебных мотивов.

Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

Познавательные УУД: использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать собеседников и учителя.

Ход урока:

Организационный момент

-Ребята сегодня у нас гости, повернитесь , посмотрите. А теперь слушайте меня.

Мы за парту сядем дружно,

А шуметь совсем не нужно!

Подровнялись. Улыбнулись.

И ко мне все повернулись!

- Ребята, у вас на столах у каждого лежат по 2 картинки, солнышко – означает, что у вас хорошее настроение, а тучка – что вы пришли на урок с плохим настроением. Пожалуйста, выберите картинку и покажите, какое у вас сейчас настроение.

Повторение изученного материала.

Загадка

- Как отличаются гласные от согласных?  

 

     Гласные тянутся в песенке звонкой,

     Могут заплакать и закричать,

     Могут в кроватке баюкать ребенка,

     Но не желают свистеть и ворчать.


 

 А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Игра «Живые буквы»

Сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Живые буквы» с гласными буквами. (Учитель раздает буквы А, Я, О, Е, У, на парту по букве, и двоим ученикам по домику – синяя и зеленая фишки (они хозяева домиков)

Я вам буду рассказывать одну интересную историю, а вы станете ее героями.

- В одной прекрасной стране жили буковки, которые обозначали гласные звуки. Теплым летним днем была солнечная погода, и все гласные вышли погулять (учащиеся «буквы» выходят из-за парт и гуляют по классу).

- Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучки, начался проливной дождь. Буквы увидели свои домики и устремились к ним, но Хозяева домиков могли пустить в домик только своих жильцов. Распределитесь буквы каждый в свой домик. (в синий – а. о, у; в зеленый – я, е).

- Вот опять выглянуло солнышко, и буква А пошла на прогулку. Ей было одиноко гулять одной и она решила постучаться в зеленый домик. (тук-тук)

Буква А, какую буковку ты пригласишь на прогулку? (букву я) Почему? (потому что буквы а и я обозначают после согласных одинаковый звук а, буквой а обозначаем гласный звук А после твердых согласных звуков, буквой я - после мягкий согласных звуков).

Аналогичная работа проводиться с остальными буквами.

-Буквы стали играть в прятки. Сначала спрятались гласные, которые пишутся после твёрдого согласного. Назовите их. Затем буквы, которые пишутся после мягкого согласного. Назовите эти гласные. Чем они знамениты?

3. Открытие нового знания.

Игра «Волшебники»

А какая знакомая вам буква в игру не играла? (Буква Ю)

Ребята, а что мы с вами уже знаем про букву Ю? (ответы детей)

А может ли буква Ю обозначать сразу два звука? Сегодня мы продолжим разговор о букве Ю, а ещё поиграем в волшебников.

- Отгадайте загадку:

Интересная игрушка
Одноногая вертушка
Зажужжала, как пчела
Быстро крутится (юла)

- Отгадку найдите в учебнике.

«Прочитайте» слово «юла», ведя пальчиком по схеме слова. (На доске схема)

- Ребята, давайте произнесём слово юла так, чтобы отчетливо был слышен первый звук. Назовите его. ( [ Й' ] )

- Определите, какой это звук, и фишкой какого цвета мы его обозначим? (мягкий согласный звук, зеленая фишка)

- Произнесите слово юла так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Назовите его. ([ у ] )

- Какой это звук? Каким цветом мы его обозначим? (гласный, красная фишка)

- Произнесите слово юла та, чтобы отчетливо был слышен третий звук. Назовите его. ([ л ] )

- Какой это звук? (твердый согласный звук, синяя фишка)

Найдите четвертый звук в слове юла.

Назовите его. [ а ] (гласный, красная фишка).

Заменим гласные звуки на знакомые нам буквы.

Ребята, посмотрите, что у нас получилось? Подумайте, почему в слове юла всего три буквы, а звука 4? (ответы детей) (Ю в начале слова обозначает два звука)

Какой мы можем сделать вывод?

А теперь давайте с вами попробуем превратить звуковую схему слова юла, в звуковую схему слова Юля. (алгоритм работы тот же)

[ Й '] – мягкий согласный, зеленая фишка

[У] – гласный звук, красная фишка

[Л'] - мягкий согласный, зеленая фишка

[А] – гласный, красная фишка

Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у нас получилось. Поменялась одна фишка в нашей схеме. Как вы думаете, мы должны еще что-то здесь поменять? (последнюю букву А на Я, т.к. перед гласным звуком теперь стоит мягкий согласный звук).

Молодцы ребята. А кто догадался, почему в слове Юля буковки всего три, а звука 4?

Ну что, попробуем теперь превратить Юлю в Юру. (алгоритм работы тот же)

[ Й' ] – мягкий согласный, зеленая фишка

[ У ] – гласный, красная фишка

[ Р ] – твердый согласный, синяя фишка

[ А] - гласный, красная фишка

Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у нас получилось. Поменялась одна фишка в нашей схеме. Как вы думаете, мы должны еще что-то здесь поменять? (последнюю букву Я на А, т.к. перед гласным звуком опять стоит твердый согласный звук).

Посмотрите, сколько букв в слове Юра? (три)

А звуков? (4)

А почему так получилось?

Физминутка (Дифференцированная работа)

Ребята встаньте из-за парт, посмотрите по сторонам и найдите в классе слова с буквой ю. (В классе предварительно в разных местах крепятся карточки со словами с буквой ю в разных слогах). Возьмите слово и объясните, сколько звуков буква ю может в нем обозначать. Кто умеет читать, прочитайте своё слово.

Первичное закрепление (работа в парах).

Послушайте стихотворение

Юнга – будущий матрос-

Южных рыбок нам привёз.

- Кто такой юнга? Ответ возьмите из стихотворения

Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в парах. В учебнике есть схема слова юнга. Вам необходимо заполнить цветными фишками модель этого слова. Будьте внимательны, Кто закончит выполнять задание, поднимут вместе руки вверх (работают самостоятельно в парах)

Проверка у доски.

- Выходите к доске и рассказывайте, что у вас получилось. Остальные ребята внимательно слушают и оценивают ответы своих товарищей.

6 . Самостоятельная работа в тетрадях.

Разукрашивание буквы Ю .

Подведение итогов урока

Ребята, вам понравился урок? А что больше всего понравилось? Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

Возьмите, пожалуйста, вновь рисунки, и покажите, какое настроение у вас сейчас.

Всем спасибо за работу, урок окончен!

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.