Модели оценивания достижений метапредметных результатов в начальной школе
Модели оценивания достижений метапредметных результатов
в начальной школе
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для обучения на следующей ступени. Следовательно, педагог выпускного класса начальной школы в ходе текущего контроля должен уметь оценивать продвижение учащихся его класса в овладении метапредметными результатами.
Выделяют 3 модели оценивания результатов:
1) связанных с учебной деятельностью;
2) связанных с развитием мышления младшего школьника;
3) связанных с речевой деятельностью и работой с информацией.
Модель 1. Ключевым моментом в данной модели является комплексный анализ выполнения заданий в работах по разным предметам. Например, по математике предлагается задание на использование приёма группировки слагаемых :121 + 327 + 165 + 273 + 109
По русскому языку можно предложить объединить в группы данные слова (море, честный, залетит, золотая, морской, рассказы, горы, выбросит, сильный), которые имеют одинаковый морфемный состав.
Модель 2. Суть этой модели заключается в том, что берется один метапредметный результат и на материале нескольких предметов составляются задания, позволяющие оценить этот результат. Например, учащимся необходимо:
1.Найти закономерность и продолжить ряд.
А) 6, 9, 12, 15, 18, 21, …, … .
Б)1, 2, 4, 8, 16, 32, …, … .
2. Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44
3. Определи, чем отличаются и чем похожи данные выражения? 2+3 6+2 5+2
4.Закончить предложения:
В теплых краях живет…
Месяц зимы - ...
В нашей стране не живет ...
Отец старше своего …
Время суток ...
У дерева всегда есть ...
Модель 3. Комплексные работы, построенные на текстовой основе, оценивающие уровень речевой деятельности и умения работать с информацией. Принципиальной особенностью этой модели является способ анализа результатов, параметры, по которым идет оценивание. Основными параметрами выступают:
• умение найти информацию в тексте,
• умение ее понять, сделать на основе прочитанного выводы и обобщения,
• оценить полученную информацию,
• написать связное высказывание, выражая свою точку зрения о прочитанном, свое отношение к поднятой в тексте проблеме.
Рассмотрим более подробно на примере. Детям предлагается прочитать рассказ Евгения Пермяка «Надёжный человек» и выполнить задания.
1. К какому жанру относится данное произведение. Отметьте ответ:
а) Сказка б) Былина в) Рассказ г) Легенда д) Басня
2. За что одноклассники любили Андрюшу? Найдите ответ в тексте.
3. Чем однажды Андрюша напугал соседку по парте?
а) Принес большого жука. б) Принес большого паука. в) Принес большую гусеницу.
4. Для чего он хотел напугать Асю? Запишите словами из текста.
5. Что означает выражение «часто хворала»?
6. В какое время учебного года Аня поранила ногу?
а) в начале учебного года в) во 2 четверти
б) в 3 четверти г) в конце учебного года
7. Как Вова помогал Ане не пропускать занятия в школе?
а) приносил ей задания домой в) клал задания в почтовый ящик
б) возил ее в школу на санках г) водил ее в школу под руку
8. Кем стали девочка Аня и мальчик Вова? Запишите ответ.
9. Что заставило Андрюшу помогать Асе, когда он услышал рассказ учительницы?
а) пример отца в) он захотел, чтобы его похвалили
б) ему стало стыдно г) он хотел похвастаться перед одноклассниками
10. Какого человека называют «надежным»?
11.Чему учит это произведение? Запишите ответ 2-3 предложениями.
12. Допишите пословицы:
Друг познается в __________.
Человек без друзей, что птица без _____________.
Оценивание результатов выполнения работы идет по трём группам читательских действий: общее понимание текста, ориентация в тексте; понимание содержания и формы текста; использование информации из текста для различных целей.
Результаты данного вида работ показывают, что учителю требуется обратить особое внимание на работу с учебными текстами. Использовать учебные задания, которые позволили бы специально контролировать готовность и способность учеников действовать по инструкции в рамках предложенного задания. Например, находить только один или несколько ответов в соответствии с заданием, указывать или записывать ответ, используя текст и т.п. Предупреждение и устранение отмеченных выше трудностей при выполнении комплексной работы будет способствовать правильному пониманию учеником учебных заданий и позволит ученикам продемонстрировать более высокий уровень метапредметной и предметной подготовки.
Таким образом, диагностика помогает учителю понять, что именно не усвоил ученик, и в соответствии с этим выстраивать план дальнейшей работы с конкретным ребенком. При этом выводы делаются на основании выполнения всей работы, в которую входит несколько блоков. Метапредметные результаты должны срабатывать в разных ситуациях на разном предметном материале. Педагогическая диагностика определяет, каков уровень образовательных достижений конкретного ученика на данный момент, в чем состоят его успехи и какие затруднения он испытывает. Именно поэтому педагогическая диагностика обладает определенным прогностическим потенциалом.
Контрольно-измерительные материалы должны предоставлять данные, которые можно использовать в учебном процессе для улучшения образовательных результатов, в том числе через выстраивание индивидуальной траектории обучения. Дифференцированная оценка выполнения проверочных работ помогает распределить учащихся на группы, более однородные по уровню подготовки, и позволяет учителю, учитывая особенности группы, разработать для каждой их них индивидуализированные подходы к организации обучения в основной школе, способствующие преодолению выявленных недочетов, формированию и развитию способности применять свои знания в разнообразных учебных и практических ситуациях различной сложности.
Список литературы
1.Ковалева Г.С., Краснянская К.А., Рыдзе О.А. Математика. Проведение итоговой аттестации выпускников начальной школы: практическое пособие (в комплекте с электронным приложением). М.: Просвещение, 2013. 60 с.
2. Кузнецова М.И. Метапредметные результаты, универсальные учебные умения в начальной школе // Народное образование. 2014. № 7. С. 155–161.
3.Кузнецова М.И. Оценивание метапредметных результатов младших школьников // Начальное образование. 2014. № 1. С. 10–15.
4. Кузнецова М.И. Русский язык: учебно-справочные материалы для 1–4 классов. М.; СПб.: Просвещение, 2011. 158 с.
5. Рыдзе О.А., Краснянская К.А. Математика: Учебно-справочные материалы для 1–4 классов. М.; СПб.: Просвещение, 2011. 158 с.