Статья «Формирование метапредметных результатов в УМК "Школа России"»
Формирование метапредметных результатов в УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
МКОУ «Знаменская СОШ»:
Прошивалко Марина Викторовна
В прошлом главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности был уровень умений и навыков ученика. Сейчас важно не просто дать школьнику новые знания, а научить их применять, развивать и умело использовать. Как сказал английский поэт, критик Ричард Олдингтон
«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу.» ( слайд 2)
В наше время перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлен ФГОС нового поколения.
На протяжении многих лет наша школа работает по УМК "Школа России". Учебник был и остается основным средством обучения.( слайд 3)
Комплект УМК «Школа России» помогает решить задачи по формированию универсальных учебных действий. ( слайд 4)
В содержание УМК, заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал. Работая в школе более 25 лет могу утверждать: данный комплект формирует прочные знания, умения и навыки учащихся, а учебный материал усовершенствованных учебников УМК «Школа России » направлен на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Это отражено и в новом художественном оформлении учебников и тетрадей, и в системе заданий, и включении в учебники новых рубрик (слайд 5) :«Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и др. Эффективно влияют на формирование мотивов учебной деятельности задания рубрик: «Дай совет другу…», «Выскажи своё мнение…», «Подготовь сообщение на тему…» и др.
Хотелось бы остановиться на курсе «Окружающий мир» 4 класс , где формируется весь комплекс УУД, предусмотренный ФГОС. Разнообразный материал представленный в учебнике А. Плешакова «Окружающий мир», расширяет знания детей о природе и мире с точки зрения астронома, географа, эколога, историка, развивает интерес к познанию, учит детей анализировать, сравнивать, делать выводы. Рабочая тетрадь "Мир вокруг нас", позволяет закрепить полученные на уроке знания, работать ученикам самостоятельно, использовать дополнительную литературу.
На окружающем мире мы формируем регулятивные УУД ( слайд 6), а именно:
1.Развитие умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с
материалом учебника.
Например, использование на уроке проблемной ситуации, (учебник «Окружающий мир» 4 кл. ч.1) по теме «Природные зоны России».
- Сколько природных зон расположено на территории России?
Дети высказывают версии, а затем пытаются найти ответ на проблемный вопрос с помощью карты, расположенной в учебнике на стр.72-73
- Выскажите предположение, почему происходит смена природных зон?
Проверьте себя по тексту учебника.
В результате дети сравнивают полученный в беседе вывод с выводом параграфа( стр.74-75), определяют успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и по вопросам рубрики «Проверь себя»
3. Развитие умения прогнозировать предстоящую работу .
4. Развитие умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию (использую метод самооценки).
С целью формирования умения планировать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата в учебнике включены планы описания и изучения объектов окружающего мира. Например учащиеся пользуются планами описания реки, планом изучения природной зоны, изучения природного сообщества, алгоритмом работы над проектом. Для осуществления контрольно-оценочной деятельности в конце каждого раздела помещены задания под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач. В учебнике имеются «Странички для самопроверки», помогающие осуществлять самоконтроль.
Познавательные универсальные действия включают: 1.Развитие умения извлекать информацию из текстов ,схем, иллюстраций.
2. Перерабатывать информацию и представлять в виде схем, моделей, сообщений.
3. Анализировать, сравнивать, группировать объекты, явления, факты.
4.Отбирать необходимые источники информации для изучения нового материала среди словарей, энциклопедий, справочников, сети Интернет .
Мы формируем данные умения с помощью создания на уроках ситуаций, когда в своём рассказе учитель намеренно пропускает какие-либо важные сведения, затем просит детей прочитать в учебнике текст и дополнить его рассказ.
Для изучения особенностей живой природы разных зон и экологических связей в этих зонах организуем работу в парах, в группах по заданиям учебника. Результаты своей работы учащиеся представляют классу.
Проводим работу по формированию коммуникативных УУД:
1. Развитию умения слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
4. Умение работать в паре, группе.
Приведу примеры заданий по формированию коммуникативных УУД:
-Выполните задание в паре, соедините стрелками природную зону с ее описанием. (Умение работать в парах с проверкой у доски или по эталону)
-По предложенной схеме рассказать о роли леса в природе и жизни людей.
-Придумать условные знаки к памятке «Как разводить костёр», представить их классу.
Формирование личностных УУД.
1. Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Развитие мотивов учебной деятельности.
Приведу примеры задания в учебнике «Окружающий мир»:
Учебник 4-го класса, ч. 1 (с. 42) Тема «Мир глазами эколога»
-Распределившись на группы проанализировать одну и предложенных экологических проблем : в чем причина её возникновения, какие последствия для людей?
-Предложите способы решения проблемы.
-Свои выводы и предложения представьте классу.
Продуктивные задания учебника позволяют научить детей применению знаний в новой ситуации, выходящей за пределы данного предмета.
Результатом освоения метапредметных связей должны стать :
Умения самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.
Умения самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели.
Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом.
Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему этот путь.