12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лена43
Россия, Рязанская обл., Рязань

Конспект урока по окружающему миру

Класс: 3

Тема: Луг-царство цветов и насекомых

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: Сформировать представление о природном сообществе «луг» и его охране

Задачи:

Обучающие:

-уметь искать информацию в соответствии с поставленной задачей

-уметь выполнять взаимопроверку, взаимооценку и самооценку учебного задания; оценивать свою деятельность

-уметь соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

-уметь составлять цепи питания в луговом сообществе

-знать суть понятия луг

-знать экологические связи природного сообщества «луг»;

-знать правила поведения на лугу

-знать разнообразие организмов на лугу;

-знать экологические связи лугового сообщества.

Развивающие:

-развивать, зрительную память

-развивать наблюдательность

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

-принимать и сохранять учебную задачу;

-оценивать правильность выполнения действия

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,

Воспитательные:

-воспитывать дисциплинированность

-воспитывать учебно­-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-воспитывать ценностное отношение к сообществу «луг», как части природы

Оборудование: презентация, наглядные пособия, Окружающий мир 3 класс Рабочая тетрадь Плешаков А. А., Новицкая М. Ю часть 1 , Учебник Окружающий мир 3 класс Плешаков Новицкая часть 1


 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

МУ

1 Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Сядут тихонечко мальчики ,сядут девочки . Урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Елена Олеговна. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем только хорошее настроение.

Приветствует учителя. Присаживаются девочки, мальчики.

 

2.Актуализация знаний.

- Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Лес – волшебный дворец).Сейчас проверим, на сколько хорошо вы усвоили эту тему. Проведем небольшой графический диктант. Я читаю утверждение, а вы ставите «+» – если согласны и «-» – если не согласны.

Поменяйтесь листочками. Проверьте правильность выполнения

+-+-+--++

У кого нет ни одной ошибки ?А кто допустил 1 или 2?В целом

Молодцы! Я вижу, вы готовились к уроку.

Выполнение задания :

1) Самый верхний ярус леса образован деревьями. +

2) Средний ярус - это мхи и лишайники. _

3) Дуб - короед - дятел - правильная цепь питания. +

4) На дереве обитают кроты и землеройки. _

5) Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. +

6) Дятел является наземным животным._

7) Лесные травы не могут жить в тени деревьев._

8) Лисы, ласки, совы являются хищниками.+

9) Работу бактерий в почве облегчают насекомые и их личинки. +

Слайд 1

(раздача листов для ответов)

Слайд с правильными ответами

3.Постановка целей и задач Формулировка темы урока

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и перенестись в ещё одно замечательное место. Но при этом вам нужно закрыть глаза. Расслабиться и внимательно послушать

(Раздаются звуки луга: жужжание насекомых, пение птиц.)

Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие
кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким
пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых
мух
С дудочкой пастух

Можно открыть глаза

Кто уже догадался, куда мы отправимся?

Сегодня мы познакомимся с природным сообществом «луг». Правильно. Обратите внимание на стихотворение как выдумаете почему именно эти слова выделены?

Верно, недаром луг называют царством цветов и насекомых. Это и будет тема нашего сегодняшнего урока

Какие цели мы поставим с вами на урок

-Как вы думаете что мы узнаем о луге?

А что мы будет уметь?

Что будет развивать?

А воспитывать?

-На лугу

-на лугу растут много цветов и живут насекомые

-узнаем что такое луг, ,

-узнаем обитателей леса

-узнаем какие растения растут

 

-память,

наблюдательность

-речь

дисциплинированность уважительное отношение друг к другу

Слайд

Слайд

4. Процесс познания и осознания

Как вы думаете, что такое луг?

Луг – это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения.

Откроем учебник на стр 104(частично-поисковый метод)

Он будет вам помощником, при ответе на мои вопросы

Луг, как и лес – это сложное единство..

Что образуют живые организмы луга?

Это сообщество называют луговым

Луговое сообщество отличается от лесного? как вы думаете чем?

 

Лес

Луг

растения

Деревья и кустарники, травы

Травы, цветы

животные

Крупные ,мелкие животные,

птицы, насекомые

Мелкие животные,

(грызуны)

птицы, насекомые

РАСТЕНИЯ

Почему лесные луга не зарастают деревьями и кустарниками?
 

Верхний слой луговой почвы богат перегноем, он быстро впитывает и хорошо удерживает влагу. В нем густо переплетены корни многочисленных травянистых растений, которые не дают развиваться проросткам деревьев и кустарников. Поэтому деревья и кустарники встречаются здесь довольно редко. (сплошной травяной покров)

Травы на лугу, как деревья в лесу, растут ярусами.

Верхний ярус – это светолюбивые растения с высокими прямыми стеблями. Это тимофеевка, василек луговой, колокольчик, тысячелистник

Цветы очень красивые яркие, а чем обусловлена их такая привлекающая внимание окраска?

Второй ярус - низкие теневыносливые растения (это клевер мятлик.)

Как вы думаете, почему их так назвали?,

Третий ярус составляют мхи

Кроме трав, на лугу растут грибы: луговой опенок ,шампиньон, дождевик, подберезовик, а в почве великое множество бактерий

Исследовали мир растений, Переходим к рассмотрению животного мира луга.

- Каких зверей там можно встретить?(посмотрим на страницу 106 учебника)

Почему мелкие грызуны обосновались в этом сообществе?

Какие опасности подстерегают грызунов?

-Почему на лугах не живут крупные животные?

-Какие насекомые обитают на лугу? (с.106)

Есть на лугу очень интересные насекомые-жуки навозники, которых уже назвали и мужи-могильщики.

Ж-Н-уносят в свои норки помет животных, Ж_М закапывают в почву мертвых птиц и зверьков. Все это становится пищей для других жуков и их личинок. Так насекомые очищают луг, содержат его в чистоте. Поэтому их называют санитарами луга

А как связаны между собой насекомые и растения?

-Кто ещё обитает на лугу?

-Какие птицы обитают на лугу?

Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле. Часто над лугом слышим долгая трель полевого жаворонка и видим трясогузку потряхивающую хвостиком, за что она и получила свое название.

Где устраивают свои гнезда эти птицы?

-Почему окраска птиц такая неброская,?

 Хищные луговые птицы – канюк, пустельга, лунь – питаются мышами, полевками и мелкими птицами.

Если посмотреть на луг глазами эколога, то можно понять, что здесь, как и в лесу происходит круговорот веществ.

Кто в нем участвует?

Как и в лесу, на лугу совместно обитают растения, животные, грибы, микробы. Они тесно связаны друг с другом. Вот поэтому луг и называют природным сообществом

-предположения детей

-живой и не живой природы

-образуют природное сообщество

-предположения детей

(скорее всего они не знают)

Из-за сплошного травяного покрова

 

-для привлечения насекомых

-стебель ниже, короче, Они приспособились развиваться, расти в тени.

 

-полевка, крот, полевая мышь..

-Из-за обилия пищи

-хищники и птицы

-им негде прятаться

Навозник жук, бабочка махаон,гусеницы,кузнечики

-растения кормят насекомых пыльцой, нектаром, а насекомые опыляют растения

-птицы

-трясогузка, перепел, коростель

-Гнезда эти птицы устраивают среди трав

-Чтобы лучше прятаться в траве

-учувствуют растения, животные, грибы, растения

Слайд

5.Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем (Дети встают.)

И немножко отдохнем. (Потягиваются.)

Вправо, влево повернитесь,

(Повороты.)

Наклонитесь, поклонитесь!

(Наклоны.)

Руки вверх и руки вбок, (Движения руками.)

И на месте прыг да скок! (Прыжки на месте.)

А теперь бегом вприпрыжку, (Бег на месте.)

Молодцы вы, ребятишки

   

6. Закрепление материала

Итак, мы познакомились с луговым сообществом. Какие схемы цепей питания можете составить? Не забудьте,

что некоторые крупные животные приходят на луг за пищей.

Откроем стр 72 тетради выполним №3,5

(время на выполнение и проверка)

Как и мы с вами ,группа ребят ходила на экскурсию на луга. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните простым карандашом.

(РАЗДАЕТСЯ НА ПАРТЫ)

Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно

они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

- Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (5) Что мы им посоветуем?

Верно, луга необходимы .Одни служат пастбищами для дом.животных, на других заготавливают сено на долгую зиму, на других мы выращиваем еду для людей. Луга- это достояние нашей страны и каждого из нас

Предполагаемые ответы детей

-травы мыши;

-цветы трав бабочки жабы;

-цветы трав бабочки ящерицы;

-цветы трав бабочки птицы;

-цветы трав пчёлы (шмели);

-травы (семена) птицы

лиса мышка полевка трава(семена)

Не рвите на лугу цветы.

Не ловите бабочек.

Не разоряйте гнезда шмелей.

Не поджигайте на лугах сухую прошлогоднюю траву.

Берегите живущих на лугу птиц, ящериц, жаб.

Не мусорите!

 

8.Подведение итогов.

Итак, ребята, подведем итоги нашего большого путешествию на луг

СЛАЙД

1.Луг – это сложное единство

2. Живые организмы луга образуют …

3. Главные растения на лугу:

А) мхи б) травы в) кустарники г) деревья

4. Крупные животные на лугу не живут – им

5. Отметь лишнюю птицу, которая не живёт на лугу.

А) коростель Б) перепел В) клёст Г) трясогузка

6. Отметь лишнего зверька, который не живёт на лугу.

А) крот Б) кабан В) полёвка Г) ящерица

7. Цветы и насекомые тесно связаны между собой. Растения …______________ насекомых, а насекомые … _________________ растения.

8. Отметь насекомых – санитаров луга.

А) жук-навозник Б) шмель В) голубянка Г) жук-могильщик

9.На лугу, как и в лесу, происходит … _____ с участием растений, животных, грибов, бактерий

10.Какие правила поведения на дугу ты знаешь?

   

9.Рефлексия

Я научился..

Я узнал..

Мне понравилось..

Мне было трудно ..)…

- Поднимите правую руку, кто считает, что справился с сегодняшними заданием и ему всё понятно, кто считает, что ему не всё удалось сделать без ошибок пусть поднимет левую руку и погладит себя по голове и скажет: «Не унывай дружок, в следующий раз непременно всё сделаю на отлично».

-я узнал какие животные растения обитают на лугах..

я научился составлять цепи питания

-мне понравилось ..

-было трудно .

-

 

9.Д.З

Учебник С104-105 пересказывать

Тетрадь стр72 №4

   
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.