12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Урушева Татьяна Валерьевна46
0

Урок окружающего мира «Луг - царство цветов и насекомых», (3 класс)



Конспект урока окружающего мира в 3 классе.

(программа «Перспектива», А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая)

 Тема: Луг – природное сообщество.

Цель: способствовать формированию представлений учащихся о луге, как о природном сообществе; познакомить с разнообразием живых организмов луга; с ролью человека.

Задачи:

предметные: - выяснить, почему луг называют природным сообществом;

- какие живые организмы встречаются на лугу;

- какие растения растут в этом сообществе;

- выяснить какую роль играет человек в этом природном сообществе.

метапредметные:

- помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала;

- создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать

пути её решения;

- способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- способствовать развитию коммуникативных навыков: уметь грамотно и доходчиво выражать

свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению, получать графическую

информацию;

- создать условия для формирования умений и навыков групповой работы.

Оборудование:

Проектор

 Ноутбук, колонки

Документ - камера

Презентация
Луг - царство цветов и насекомых
PPTX / 23.46 Мб

Материал для работы в группах.

Учебник. электронное приложение к учебнику (диск)

Рабочая тетрадь на печатной основе.

Ход урока

Актуализация знаний.

-О чѐм мы говорили на прошлом уроке? (о лесе)

-Что составляет его природное сообщество? (растения, животные, грибы, бактерии)

-Сейчас мы вспомним пройденный материал и проверим себя

-Возьмите листочки (листы достижений), запишите ваши фамилии и имена. Я читаю утверждение, а вы ставите + – если согласны и - – если не согласны. Ответы записываем в строку через клетку.

Тест по пройденному материалу.

1) Самый верхний ярус леса образован деревьями. +

2) Средний ярус – это мхи и лишайники. _

3) Дуб – короед – дятел – правильная цепь питания. +

4) На дереве обитают кроты и землеройки. _

5) Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. +

6) Дятел является наземным животным._

7) Лесные травы не могут жить в тени деревьев._

8) Лисы, ласки, совы являются хищниками.+

9) Работу бактерий в почве облегчают насекомые и их личинки. +

Самопроверка, самооценка

+ — + — + — — + +

Линия достижений +

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и перенестись в одно замечательное место. Но при этом вам нужно закрыть глаза. Расслабьтесь и просто послушайте.

(Раздаются звуки луга: жужжание насекомых, пение птиц.)

-Откройте глаза.

-Кто уже догадался, где мы только что побывали? (На лугу)

-Правильно. Это луг.

-Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

Тема - Луг – царство цветов и насекомых

-Что мы хотим сегодня узнать, зададим вопросы, определим цель

(растения, животные, насекомые, птицы, природное сообщество, взаимосвязи) Могут ли на лугу расти те же растения и животные, что в лесу?

-Что такое луг? (Обращение к источникам, работа со словарём)

Давайте попробуем доказать, что луг- это природное сообщество.

Организация микрогрупп, определение ролей в группе

-Доказательством будем заниматься 5 группами.

Работа в группах

-Сейчас, пользуясь учебником стр. 104-107, «Страничками Умного Совёнка», дополнительным материалом, приготовьте рассказ об обитателях луга.

1 группа: готовит сообщение о растениях луга и грибах П. т. стр. 70 задание 1, стр. 72 задание 5

2 группа: готовит сообщение о зверях луга. П. т. стр. 72 задание 5

3 группа: готовит сообщение о насекомых луга. П. т. стр. 70 задание 1, стр. 71 задание 2

4 группа: готовит сообщение о птицах луга.

5 группа: готовит сообщение о земноводных и пресмыкающихся

-Полистаем страницы лугового журнала. Во время выступления групп мы сможем выполнить задания в тетради на печатной основе стр. 70-72.

Выступление групп, критерии оценки, оценка, смайлы

Линия достижений + (удачное выступление группы) + (работа в группе)

Физкультминутка. «На лужайке».

-Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко

согревает вас. Загораем.

-Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно.

-Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий

свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз.

-Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос

сесть. Сморщите нос, задержите дыхание.

-Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох- выдох

-Что мы не рассмотрели?

Взаимосвязи

Круговорот веществ – электронное приложение к учебнику (диск). Слайд 7 (фронтальная работа)

Работа в группах – цепи питания (пользуясь учебником стр. 106-108) тетрадь на печатной основе стр.72 задание 3

ПО ОДНОЙ от группы.

Каждый составляет цепь питания в тетради на печатной основе. (взаимопроверка) Линия достижений +

Рефлексия.

– Ребята у вас на партах лежат карточки со знаками “+” и “-” (или Игра «Да-нет» хлопок в ладоши)

Поднимите карточку со знаком “+”, если вы согласны со мной. А, если не согласны со мной, знак “ – ”.

– На лугу живут мелкие звери, птицы, насекомые. (+)

– Звери – это животные. (+)

– Все насекомые живут на лугу. (–)

– Крупные животные живут на лугу (–)

– Некоторые животные и растения встречаются в лесу и на лугу (+)

– У всех насекомых есть крылья. (–)

– Растения и животные на лугу взаимосвязаны. (+) Линия достижений +

Итог урока. Проект – создать плакат на своё правило.

Дети рисуют плакаты в группах, разные, каждая на одно из правил.

Правила поведения на лугу. (документ камера)


 

Правила поведения на лугу.

1 - Не рвите охапками цветы.

2- Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление-не будет плодов и семян.

3 - Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку приносят.

4 - Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.

5 - Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга.

Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

Растения и грибы луга

Тысячелистник

Заросли тысячелистника на лугах имеют интересную форму в виде колец, потому, что от одного растения во все стороны отходят корневища. Листья издавна использовались как лекарственное средство. В русских летописях есть упоминание о том, что внук Дмитрия Донского был вылечен от носовых кровотечений соком тысячелистника. Цветков на одном растении может быть больше 20 000. Отвары и настои тысячелистника используют для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений.

Нивяник

Люди привычно называют нивяник ромашкой. Вроде бы растения действительно похожи! Но нет, нивяник имеет только одно соцветие на конце стебля и цельные листья, а ромашки хоть и красуются с похожими бело-желтыми соцветиями, но их обязательно несколько на стебле, листья – как пёрышки. Кроме того, живут ромашки - одно лето, а нивяник - долгожитель.


 


 

Звери луга

Полевая мышь живет на лугах, полях, в лесах. Увидеть ее нелегко. Она осторожна, бесшумно передвигается; в случае опасности быстро убегает и может затаиваться. Активны полевые мыши в ночные часы. Каждая норка имеет 2-3 входа и гнездо, сделанное из сухих стеблей, листьев, травы. В ней мыши отдыхают днем, а ночью разыскивают корм: семена диких и культурных растений, насекомых. Чтобы его найти, им приходится отбегать далеко от норки. В поисках корма помогают хорошо развитые ноги, способствующие быстрому бегу, и длинный хвост, выполняющий роль балансира.

Крот живет на опушках леса, лугах, полях. Ведет подземный образ жизни. Главное в выборе места жительства - почва, пригодная для рытья и богатая кормом. Крот устраивает в почве ходы, которые иногда располагаются в несколько этажей. В них крот добывает корм: дождевых червей, насекомых и их личинок, а также многоножек и слизней. Чтобы добыть достаточное количество еды, кроту приходится быть активным круглосуточно. Крот приносит пользу, истребляя насекомых-вредителей и изменяя структуру почвы. Правда, огороды и приусадебные участки он может здорово попортить.


 


 

Насекомые луга

Серый кузнечик - обитатель прогреваемых солнцем участков лугов, полей, опушек леса. Свое присутствие выдает стрекотанием. Эти звуки издают самцы, так, как только они имеют необычный звуковой аппарат. Кузнечики могут хорошо передвигаться и по отвесной поверхности. Будучи потревоженными, они прыгают, с силой отталкиваясь длинными задними ногами и раскрывая крылья, которые служат парашютом и способствуют удлинению прыжка. Когда хищник схватывает у кузнечика задние ноги, те отламываются, что позволяет кузнечику «уйти» от врага.

Жизнь бабочки махаона связана с такими растениями как дикая морковь, укроп. На них самка откладывает яйца. Позже из них появляются гусеницы. Гусеницы питаются побегами этих растений и обладают особенным защитным приспособлением. Стоит их потревожить, как они вбирают голову, а рядом с ней вытягивают мясистые красные «вилки» и издают неприятный запах, отпугивающий врагов - птиц, насекомых.

Птицы луга

 

Совсем неприметная, но очень распространённая луговая птица ‒ жаворонок. Жаворонки избегают лесистых районов, а участки с изолированными деревьями совсем не подходят для них.

Обыкновенный перепел в основном питается растительной пищей. Увидеть перепела очень трудно, он быстро бегает, отлично прячется в траве, не любит летать, но можно услышать его звонкую песню.


 


 

 


 

Земноводные и пресмыкающиеся

Жабы имеют приплюснутое туловище с крупной головой. Верхняя челюсть лишена зубов. Некоторые задают вопрос, почему лягушка прыгает, а жаба только ходит. Задние конечности жаб короткие, поэтому они медлительны, не так прыгучи, как лягушки, и плохо плавают. Зато быстрым движением языка они схватывают пролетающих мимо насекомых. В отличие от жаб, кожа лягушки гладкая и нуждается в увлажнении, поэтому лягушка все свое время проводит в воде или рядом с ней. Кожа жаб более сухая, ороговевшая, не требует постоянного увлажнения и сплошь покрыта бородавками.

Зеленая жаба имеет серую окраску, с большими пятнами темно-зеленого тона. Такая «камуфляжная» расцветка – отличная маскировка от врагов. Кожа зеленой жабы выделяет ядовитое вещество, опасное для ее неприятелей.

Разнообразные виды ящериц обитают на всех материках, кроме Антарктиды. Ящерицы живут практически повсеместно. Все виды ящериц отлично передвигаются по любым поверхностям, крепко цепляясь за выпуклости и неровности. В основном, ящерица – хищник, на охоту выходит рано утром или на закате. Основная пища ящериц – это насекомые, паукообразные, черви и моллюски. Большинство ящериц имеют важную особенность: способность к отбрасыванию хвоста, которую используют в экстренных случаях. Какое-то время хвост извивается, отвлекая врага, а ящерица получает возможность избежать нападения. Хвост быстро восстанавливается, но в слегка укороченном виде.

/data/files/c1547108069.pptx (Луг - царство цветов и насекомых)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.