Муниципальное образовательное учреждение «Рудногорская средняя общеобразовательная школа»
Каптюк Татьяна Владимировна – учитель начальных классов
Урок окружающего мира – 2 класс
УМК: с. Л.В. Занкова
Тема: Царство грибов.
Тип урока: получение новых знаний.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков) , муляжи грибов, кусочки хлеба со следами плесени, аудиозапись с пением птиц, микроскопы с препаратами плесени, карточки с заданиями для групп, презентация, оценочные листы, тренажер, интернет ресурсы.
Литература:
Асмолова А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. М. Просвещение 2010 г
Дмитриева Н.Я. Окружающий мир. Поурочные планы. Волгоград 2009г
Трофимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира. Корпорация «Федоров» : Самара. 1999 г
Энциклопедия Я познаю мир
www.youtube.com: фильм «Многообразие и значение грибов.
vk.com : фильм History «Современные чудеса. Плесень и грибы» 2008 г
тренажер :Полищук Татьяна Константиновна, учитель начальных классов
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений:
Учебные действия |
Планируемый уровень достижений, результатов обучения |
||||
предметные |
познакомить учащихся с грибами как отдельное царство природы расширить представление о разнообразии грибов |
Выделять общие признаки грибов |
|||
метапредметные |
познавательные |
Ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы Проводить анализ учебного материала |
Отличают новое от уже известного, ориентируются в учебнике, находят ответы на вопросы, используя учебник, энциклопедии, интернет, свой жизненный опыт. |
||
регулятивные |
Уметь формулировать цель урока |
Работают по предложенному плану, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и сами. |
|||
коммуникативные |
Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других, договариваться друг с другом при работе в группе. |
Вступают в беседу на уроке, высказывают свое мнение, приводят аргументы, сотрудничают в группе. |
|||
Личностные УУД |
Формировать умение оценивать свою работу на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Понимают причины успешности и неуспешности учебной деятельности, делают самооценку своей работе. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД и Предметные действия |
1.Актуализация знаний |
Ребята, закройте глаза, послушайте музыку природы. Что вы себе представили? Вот и мы сейчас с вами под звуки этой мелодии перенесемся в лес. И попробуем проникнуть еще в одну тайну природы. Какими мы должны быть на уроке? А вы хотите быть исследователями? Тогда продолжим исследовать окружающий мир. Объясните, что включает в себя окружающий мир? На какие группы принято делить объекты природы? Мы в лесу. А что вы знаете о лесе? |
Высказывания детей Дети объясняют, что такое окружающий мир Дети говорят о пользе леса, о растениях и животных |
К: умение слушать Р: мобилизовать умственную силу и энергию на учебный процесс |
2.Выявление места и причин затруднений ( граница знаний и незнаний) |
А какие растения нас окружают в лесу Ребята, а разве грибы это растения? |
деревья…кустарники:. грибы.. мнения ребят разделились |
П: отличать известное от неизвестного, отвечать на вопросы учителя |
3.Построение проекта выхода из затруднений |
Предлагаю поговорить сегодня о грибах и выяснить, что же такое грибы Оцените свои знания по этой теме Что вы хотите узнать на уроке? |
Работа по оценочному листу или школе Дети предлагают свои варианты |
П: определять умения, которые будут нужны на уроке Л: самооценка на основе критериев |
4.Открытие новых знаний 5.Первичное закрепление знаний |
Жизнь растений тесно связана с землей. Порой непросто найти гриб под шапкой опавших листьев. А только ли на земле растут грибы? Это трутовик Грибам, как и животным, для жизни нужна пища. Их пища это питательные вещества, которые находятся в опавших листьях. Грибы, это не животные и не растения. Это самостоятельное царство, царство- грибов Давайте это выясним Кто из вас знает загадки о грибах? О какой шапочке в загадках идет речь? Из каких частей состоит гриб? рассмотрите грибницу в микроскоп. На что похоже? Откройте учебники и прочитайте о этой части гриба. рассмотрите макеты шляпочных грибов, загляните под шляпку. Что увидели? Прочитайте об этом в учебнике. Как называются такие грибы? Как вы думаете, какая часть гриба больше, надземная или подземная? Подключение Интернет ресурса: Ребята , давайте посмотрим небольшой фильм о шляпочных грибах Знаете ли вы как собирать грибы? Выполните задание из 1 карточки Как человек использует грибы? Существует пословица: «Всякий гриб в руки берут, но не всякий в рот кладут» - как это понимаете? На столе у вас лежит карточка №2. В ней написана история двух мальчиков. Прочитайте и обсудите, кто из них прав? |
Я с папой был в лесу и на дереве видели что-то твердое, папа сказал что это гриб, он целебный. а как называется не помню. Так, что же грибы это животные7 А почему? А я по лесу пошел красную шапочку нашел. Работа в группе: 1.Дети рассматривают в микроскопы грибницы и видят тонкие ниточки паутинок 2.Дети рассматривают макеты грибов и видят у одних под шляпкой юбочки у других дырочки (грибы бывают…) Дети высказывают свои предположения Дети просмотром фильма закрепляют материал, о котором мы говорили. КАРТОЧКА №1 Какой способ сбора грибов правильный? а) нужно рвать. тянуть грибы из земли. б) грибы надо не рвать , а срезать ножом в) гриб не срывается, не срезается, а выкручивается из земли (идет обсуждение в группе, после обсуждение между группами) (дети обсуждают о том, что есть грибы съедобные и несъедобные КАРТОЧКА №2 Два мальчика, Миша и Дима, пошли в лес за грибами. В лесу они разошлись в разные стороны. Дима набрал полную корзину крепких белых грибов и пошел в условленное место. Выйдя на поляну, Дима увидел друга с корзиной полной мухоморов. « Ты зачем набрал мухоморов?» - удивленно спросил Дима. «Я их собрал, чтобы другие не отравились» - ответил Миша. (дети обсуждают, рассказывают о мухоморах) Составляют памятку как правильно собирать грибы. |
Л: формирование интереса к учению, оценивать жизненные ситуации поступки героев Р: выдвигать свои предположения и гипотезы, работать по предложенному плану П: ориентироваться и находить нужную информацию в учебнике, сравнивать объекты, находить общее и отличия, описывать объект наблюдений К: участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других, владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении задач, понимать несложные научно-популярные тексты и фильмы |
Обсуждение практической работы |
Несколько дней назад у вас было д/з: намочить хлеб и положить его в мешочек и в теплое место, посмотрим, как изменился продукт. Какое отношение плесень имеет к нашему уроку? Предлагаю посмотреть плесень в микроскоп. Что увидели? Это вид грибов. называются плесневые использует ли их человек в своей жизни? Кто слышал о таком слове как микология? Где найти информацию? Подключение Интернет ресурса: «Плесень и грибы» (докум фильм) |
Мы увидели , что хлеб испортился. На нем плесень Дети в недоумении видны такие же ниточки. как и у грибов! Это грибы?!! Дети работают с толковыми словарями. |
П: извлекать информацию из проделанной работы, делать первичные выводы К: научиться доносить свою позицию до других Л: формирование интереса к предмету |
6.Рефлексия учебной деятельности |
Какие цели ставили на уроке? Много ли узнали о грибах? Проверим ваши знания по тесту. Подключаем ноутбуки к Интернет ресурсу и каждая группа выполняет тест Оцените свои знания на конец урока (по шкале, лесенке или оценочному листу) Оцените свою работу в группе. Какое д/з вы бы предложили выполнить? Спасибо за урок! |
Дети высказываются 4.каждая группа выполняет тест по теме «Грибы» проверяем. Предложения детей. |
П: уметь производить синтез Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную, сопоставлять свою оценку с оценкой другого Л: любить свою Родину |
Елена Владимировна