12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна39

Тема: В царстве грибов

Основные цели:

Предметные:

1) сформировать представление о «царстве» грибов;

2) расширить представления учащихся о разнообразии грибов, об их связях в природном сообществе «лес».

Метапредметные:

Личностные:

умение соотносить свои поступки с этическими чувствами ; желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные:

обеспечить младшему школьнику организацию учебной деятельности:

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной и групповой работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач

Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- электронные материалы: презентация в программе PowerPoint.

 

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

-Ребята, улыбнитесь мне, друг другу и с хорошим настроением начнём урок. Слайд 1.

(Учитель включает музыку «Звуки леса». На экране появляется картинка леса.)

- Ребята, кто догадался, куда я хочу пригласить вас сегодня?

(В лес.)

- Молодцы! Вы совершенно правы. Мы отправимся в лес. А ведь лес – хранитель многих тайн. И я предлагаю вам открыть некоторые из них.

Пожелайте друг другу удачи! В путь!

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Ребята, а что такое для вас лес? Кого и что там можно встретить? Посмотрите внимательно на экран.

- Молодцы! Каждый из вас по-своему прав. Всё перечисленное можно разделить на группы. Назовите эти группы.

(РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ, ЖИВОТНЫЕ)

- А я ещё хочу добавить самых маленьких обитателей леса – БАКТЕРИИ.

 

t1589456354aa.jpg t1589456354ab.jpg

 

- Каким словом учёные-биологи называют эти группы? (ЦАРСТВА)

 

t1589456354ac.jpg

 

- Вы уже знаете, что бактерии – это ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ организмы.

 

t1589456354ad.jpg

 

- У представителей какого царства есть такие органы: КОРЕНЬ, СТЕБЕЛЬ, ЛИСТ?

(У представителей царства растений.)

 

t1589456354ae.jpg

 

- При помощи какого органа растение поглощает воду и растворённые соли?

(Растения при помощи корня поглощают воду и соли.)

- В каком органе растения из воды и углекислого газа вырабатывают сахар и крахмал?

(При помощи листа растение вырабатывает сахар и крахмал.)

- Какой орган у растений связывает корень и листья?

(Корень и листья связывает стебель.)

- Животные не могут сами создавать питательные вещества. Среди них есть одноклеточные или имеющие органы, но об этом вы узнаете в старших классах.

 

t1589456354af.jpg

 

- Ребята, как вы думаете, почему учёные выделили ГРИБЫ в отдельное царство?

(Ответы детей.)

- Насколько вы правы, я предлагаю вам сегодня выяснить.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны объяснить, почему грибы выделили в отдельное царство.)

- В чем затруднение? (Мы не знаем, почему грибы выделили в отдельное царство.)

Какую цель мы поставим на уроке? (Узнать, почему грибы выделили в отдельное царство.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как вы уже догадались, тема нашего урока «В царстве грибов». Cлайд 2.

- Сформулируйте цель урока. Что нужно узнать о грибах?

(Установить причины выделения грибов в отдельное царство.)

- Давайте составим план наших действий.

План: 1. Строение.

2. Питание.

3. Значение.

- Сегодня вы узнаете строение гриба, питание грибов и их значение в природе.

 

t1589456354ag.jpg

5. Реализация построенного проекта.

Строение гриба.

- А вы любите собирать грибы?

- Когда вы были в лесу, то наверно заметили, что маслята можно встретить в еловом лесу, а подберёзовики в берёзовом. И это не случайно.

- Рассмотрите СТРОЕНИЕ гриба.

- Откройте учебник на стр. 112. Посмотрите на рисунок № 1. Как называется этот гриб? (Мухомор.)

- Что вы о нём знаете?

- Биологи выделяют подземную и надземную части гриба. Слайд 3

- Назовите подземную часть гриба.

(Грибница.)

- Назовите надземные части гриба.

(Ножка, шляпка.)

- На рисунке № 1 изображён мухомор, а у меня обитатель хвойных лесов – белый гриб.

Определите строение этого гриба.

 

t1589456354ah.jpg

 

- Какая часть гриба обозначена цифрой 1?

(Шляпка.)

- Какая часть гриба обозначена цифрой 2?

(Ножка.)

- Какая часть гриба обозначена цифрой 3?

(Грибница.)

- Я показываю на доске, а вы отвечаете и подписываете части гриба у себя на карточках.

 

t1589456354ai.png

 

- Ребята, назовите органы растений.

(Стебель, корень, лист.)

- Назовите части гриба.

(Грибница, шляпка, ножка.)

- Сравните органы растений и части гриба. Они одинаковые или разные.

(Разные.)

- Можем ли мы отнести грибы к царству растений?

(Мы не можем отнести грибы к царству растений.)

-Почему?

(У них разное строение.)

- Особенности строения гриба позволяют учёным выделять его в отдельное царство.

 

t1589456354aj.jpg

 

Питание гриба.

- Ребята, на что похожа грибница?

(На нити.)

- Да, вы совершенно правы. Именно грибница - подземная часть гриба играет главную роль в его ПИТАНИИ.

- Где можно найти самую точную информацию о питании гриба?

(В учебнике.)

- На стр. 112 найдите глазками выделенное слово грибница и прочитайте следующие за ним предложения до конца абзаца.

- Что всасывает грибница из почвы?

(Воду и растворённые вещества.)

- Грибы производят сами питательные вещества?

(Нет.)

- А где грибы берут питательные вещества?

(Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных, т. е. из почвы.)

- В карточках записаны царства и способы питания. Соедините стрелками царства растений и грибов со способами их питания. У вас 1 мин.

Питание растений и грибов

РАСТЕНИЯ

А. Не производят питательные вещества.

 

ГРИБЫ

Б. Производят питательные вещества.

 

 

- Зачитайте полученные ответы. МОЛОДЦЫ.

- Одинаков ли способ питания у растений и грибов?

(У растений и грибов разные способы питания. Растения сами производят питательные вещества, а грибы не производят питательные вещества.)

-Можно ли отнести грибы к царству растений?

(Нет.)

- Почему?

(Строение и питание разное.)

- Почему же учёные выделили грибы в отдельное царство?

(У растений и грибов разное строение и способы питания.)

- Правильно. Особенности строения и питания позволили учёным выделить грибы в отдельное царство.

Значение гриба.

- Посмотрите внимательно на картинки и скажите, какое значение имеют грибы в жизни природы.

(Ответы детей.)

 

t1589456354ak.jpg

 

- Правильно, ребята.

1. Грибами питаются лесные жители.

2. Грибами лечатся лесные животные.

3. Грибы – санитары леса. Они разрушают растительные остатки (пни, опавшие листья, ветки) и превращают их в перегной.

- Что такое перегной?

(Перегной – это верхний плодородный слой земли.)

4. Деревья и грибы – друзья. Корни деревьев в лесу оплетены грибницей.

Деревья и грибы помогают друг другу питаться. Грибы помогают деревьям добывать из почвы воду и минеральные соли. А растения образуют питательные вещества и делятся с грибами. Вот такая дружба.

Съедобные и несъедобные грибы.

- Если вы любите ходить в лес и собирать грибы, то тогда вы знаете, что есть съедобные и несъедобные грибы. А я проверю ваши знания.

- Давайте поиграем.

ФИЗМИНУТКА

Утром дети в лес пошли

И в лесу грибы нашли…

(Учитель показывает детям картинки съедобных и несъедобных грибов, а дети выполняют движения. Если гриб съедобный, то нужно сесть, срезать и положить в корзинку, а если несъедобный – поднять руки вверх и помахать)

- Молодцы!!!

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Вы сегодня многое узнали о грибах. Давайте вернёмся к нашему вопросу.

- Почему же грибы выделили в отдельное царство?

- Назовите части гриба.

- Такие ли части у растения?

- Может ли гриб сам вырабатывать питательные вещества как растения?

- Можно ли отнести гриб к царству растений?

- А животные могут сами вырабатывать питательные вещества как растения?

(Животные не могут сами вырабатывать питательные вещества.)

- Может быть грибы – это животные? Почему?

(Не животные, т.к. не умеют двигаться.)

- Именно по особенностям строения и питания грибы выделили в отдельное царство.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа с тестом

- Ответьте на вопросы теста.

На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

Тест

Ф.И_____________________________________________________

 

1 Какая часть гриба является подземной?

а) шляпка

б) ножка

в) грибница

2 Назови несъедобный гриб?

а) белый гриб

б) желчный гриб

в) шампиньон

3) Где грибы берут питательные вещества?

а) производят сами

б) поглощают из остатков растений и животных

в) получают от животных

4) С какими растениями грибы тесно связаны в лесу?

а) с травами

б) с кустарниками

в) с деревьями

 

- Проверьте по эталону. Слайд 4.

Эталон

1 Какая часть гриба является подземной?

в) грибница

2 Назови несъедобный гриб?

б) желчный гриб

3) Где грибы берут питательные вещества?

б) поглощают из остатков растений и животных

4) С какими растениями грибы тесно связаны в лесу?

в) с деревьями

- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)

- У кого нет ошибок? Молодцы!!! Вы хорошо усвоили новую тему.

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Сейчас мы проведём практическую работу.

- Как называется гриб, который лежит у вас на тарелке?

(Шампиньон.)

Работа в паре

- Покажите шляпку гриба друг другу.

- Покажите ножку гриба.

- Как называются эти части?

(Надземные.)

- А какая часть гриба отсутствует?

(Подземная часть – грибница.)

- Правильно! У грибов отсутствует грибница. Это говорит о том, что гриб собрали правильно.

- Какие правила сбора грибов вы знаете?

(Дети рассказывают правила.)

- Ребята, есть ещё одно правило.

Нельзя собирать грибы, занесённые в Красную книгу. Слайд 5.

Очень важно сберечь каждый из них!

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую цель вы ставили перед собой?

(Узнать, почему грибы выделили в отдельное царство.)

- Достигли ли вы цели?

(Да)

- Что помогло вам достигнуть цели?

(Ответы детей.)

- В чем возникали трудности на уроке?

- Над чем еще вам надо будет поработать?

(Повторить изученный материал по учебнику)
 

- Оцените свою работу на уроке…..

 

t1589456354al.jpgt1589456354am.jpgt1589456354an.jpg


 

Д/з – Проверьте свои знания, ответив на вопросы рубрики «Проверь себя» стр. 116 и по желанию подготовьте сообщение о грибах из Красной книги Брянской области.


 

Литература

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. // Как системно и надежно сформировать умение учиться. – Вестник образования. – № 3. – 2016.

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Рогатова М.В. // Типология уроков деятельностной направленности. – МАНПО – 2016.

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.


 


 


 

 


 


 


Презентация Тема урока:"В царстве грибов"
PPTX / 1.05 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.